Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №37/2001
Геометрия на спичках

7 класс

Т. Халилова, школа № 17,
г. Краснотурьинск
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не
упускать случая сделать его немного занимательным.»
Паскаль

Геометрия на спичках

Форма урока: соревнование между группами одного класса.

Педагогические возможности: для разной категории учащихся, глубокое знание математики не обязательно. Для сообразительных учащихся, обладающих пространственным воображением.

В начале учебного года у семиклассников появляется новый предмет – геометрия, значение которого трудно переоценить. Очень важно в первые месяцы привить любовь и уважение к этому предмету.

Коробок спичек – отличное пособие для геометрических задач и развлечений, требующих сообразительности. Из спичек можно составить всевозможные прямолинейные фигуры, превращать одну фигуру в другую путем перекладывания спичек, составлять слова. Даже теоремы можно доказывать на спичках! Причем спички – самое демократичное пособие, которое есть в любом доме. Никаких тебе дорогостоящих головоломок и электронных игр, а эффект тот же. (Конечно, если при этом не играть с огнем.) Поиски решения любой задачи развивают мышление, повышают уровень математической грамотности, учат мыслить нестандартно. Поэтому я предлагаю вашему вниманию урок геометрии на спичках в 7-м классе под названием «Операция «Осторожно, спички!».

Краткие советы по проведению

На доске эпиграф.

По ходу урока на доске учитель или ведущий поясняет ответы участников или дает (демонстрирует) верные решения. Столы в классе расставлены так, чтобы все группы находились изолированно друг от друга. После прочтения вопроса учителем команды обсуждают решение в течение примерно 3 мин. Первой отвечает та команда, которая раньше нашла верное решение. В начале урока учитель должен сделать введение на 3–5 мин, в котором можно напомнить участникам о необходимости умения логически мыслить, рассуждать в любой сфере человеческой деятельности. Далее поясняется ход урока и правила соревнования.

Вопросы командам:

1. Задача для разминки «Домик». Переложив 1 спичку, нужно повернуть домик в другую сторону. (Потребуется 11 спичек.)

2. Арифметическая задача. Переложив 1 спичку, превратите равенство из неверного в верное. Задача имеет несколько решений.


Ответ:

3. Задача на сообразительность. Как из пяти спичек, не ломая их, сделать восемь?

Ответ: VIII

4. Задача с квадратами. (Потребуется 16 спичек.) Переложив с одного места на другое 2 спички, сделайте из пяти квадратов четыре квадрата таких же размеров.

5. Задача «Золотая рыбка». (Потребуется 8 спичек.) Передвинув 3 спички, заставьте рыбку плыть в противоположную сторону.

6. Задача о чистоте и порядке. (Потребуется 5 спичек.) Переложив 2 спички, уберите мусор из совка. При этом спичку, изображающую мусор, не трогать. «Пустой» совок не обязательно должен стоять на ножке, он может лежать на боку, быть перевернутым, но не должен менять своей формы.

7. Задача-шутка. Из тринадцати спичек, длиной в 4 см каждая, нужно сложить метр.

8. Шпионская задача «Осада крепости». Из 16-ти спичек выложен «план крепости», окруженной глубоким рвом. Как при помощи двух досок–спичек, длина которых равняется ширине рва, пробраться в крепость?

9. Арифметическая задача. (Потребуется 12 спичек.) Сначала в 1) убрать, а затем в 2) переложить одну спичку, получить верное равенство. 

10. Абстрактная задача. Из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника.

Ответ. Задача в пространстве: тетраэдр.

Подведение итогов

Ведущий поздравляет команду-победительницу с победой и вручает каждому участнику удостоверение «Юный друг пожарного» со следующим текстом:

Наиболее отличившиеся участники получают оценку «отлично» по геометрии.

Литература

1. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка».
2. Мартин Гарднер. «Есть идея!»

TopList