Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №23/2002
Т. Косякова,
школа N№ 80, г. Краснодар

Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры

Урок 4

Тема урока: «Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры».

Цель урока: формировать умение решать дробно-рациональные уравнения, содержащие параметры.

Тип урока: введение нового материала.

1. (Устно.) Решите уравнения:

Пример 1. Решите уравнение 

Решение.

Найдем недопустимые значения a:

Ответ. Если если a = – 19, то корней нет.

Пример 2. Решите уравнение

Решение.

Найдем недопустимые значения параметра a:

10 – a = 5, a = 5;

10 – a = a, a = 5.

Ответ. Если a = 5, то уравнение теряет смысл; если a5, то x=10–a.

Пример 3. При каких значениях параметра b уравнение имеет:

а) два корня; б) единственный корень?

Решение.

1) Найдем недопустимые значения параметра b:

x = b, b2(b2 – 1) – 2b3 + b2 = 0,  b4 – 2b3 = 0,
b = 0 или b = 2;
x = 2, 4(b2 – 1) – 4b2 + b2 = 0, b2 – 4 = 0, (b – 2)(b + 2) = 0,
b = 2 или b = – 2.

2) Решим уравнение x2(b2 – 1) – 2b2x + b2 = 0:

D = 4b4 – 4b2(b2 – 1),   D = 4b2.

а) 

Исключая недопустимые значения параметра b, получаем, что уравнение имеет два корня, если b– 2, b– 1, b0, b1, b2.

б) 4b2 = 0, b = 0,  но это недопустимое значение параметра b; если b2–1=0, т. е. b=1 или.

Ответ: а) если b–2, b–1, b0, b1, b2, то два корня; б) если b=1 или b=–1, то единственный корень.

Самостоятельная работа

Вариант 1

Решите уравнения:


Вариант 2

Решите уравнения:


Ответы

В-1. а) Если a=3, то корней нет; если б) если если a2, то корней нет.

В-2. Если a=2, то корней нет; если a=0, то корней нет; если
б) если a=– 1, то уравнение теряет смысл; если то корней нет;
если

Задание на дом.

Решите уравнения:

Ответы: а) Если a–2, то x=a; если a=–2, то решений нет; б) если a–2, то x=2; если a=–2, то решений нет; в) если a=–2, то x – любое число, кроме 3; если a–2, то x=2; г) если a=–8, то корней нет; если a=2, то корней нет; если

Урок 5

Тема урока: «Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры».

Цели урока:

обучение решению уравнений с нестандартным условием;
сознательное усвоение учащимися алгебраических понятий и связей между ними.

Тип урока: систематизации и обобщения.

Проверка домашнего задания.

Пример 1. Решите уравнение

а) относительно x; б) относительно y.

Решение.

а) Найдем недопустимые значения y: y=0, x=y, y2=y2–2y,

y=0 – недопустимое значение параметра y.

Если y0, то x=y–2;  если y=0, то уравнение теряет смысл.

б) Найдем недопустимые значения параметра xy=x, 2x–x2+x2=0, x=0 – недопустимое значение параметра x;   y(2+x–y)=0, y=0 или y=2+x;

y=0 не удовлетворяет условию y(y–x)0.

Ответ: а) если y=0, то уравнение теряет смысл; если y0, то x=y–2; б) если x=0, то уравнение теряет смысл; если x0, то y=2+x.

Пример 2. При каких целых значениях параметра a корни уравнения принадлежат промежутку

Решение.

D = (3a + 2)2 – 4a(a + 1)·2 = 9a2 + 12a + 4 – 8a2 – 8a,

D = (a + 2)2.

Если a 0 или a – 1, то 

Ответ: 5.

Пример 3. Найдите относительно x целые решения уравнения

Решение.

Ответ. Если y=0, то уравнение не имеет смысла; если y=–1, то x – любое целое число, кроме нуля; если y0, y– 1, то решений нет.

Пример 4. Решите уравнение с параметрами a и b.

Решение.

Если a– b, то

Ответ. Если a=0 или b=0, то уравнение теряет смысл; если a0, b0, a=–b, то x – любое число, кроме нуля; если a0, b0, a–b, то x=–a, x=–b.

Пример 5. Докажите, что при любом значении параметра n, отличном от нуля, уравнение имеет единственный корень, равный – n.

Решение.

т. е. x=–n, что и требовалось доказать.

Задание на дом.

1. Найдите целые решения уравнения  

2. При каких значениях параметра c уравнение  имеет:
а) два корня; б) единственный корень?

3. Найдите все целые корни уравнения если aОN.

4. Решите уравнение 3xy – 5x + 5y = 7: а) относительно y; б) относительно x.

Ответы:  

1. Уравнению удовлетворяют любые целые равные значения x и y, отличные от нуля.  
2. а) При
    б) при или
3. – 12; – 9; 0.  
4. а) Если то корней нет; если
    б) если то корней нет; если

Контрольная работа

Вариант 1

1. Определите тип уравнения  7c(c + 3)x2+(c–2)x–8=0 при: а) c=–3; б) c=2; в) c=4.

2. Решите уравнения: а) x2–bx=0; б) cx2–6x+1=0; в)

3. Решите уравнение 3x–xy–2y=1:

а) относительно x;
б) относительно y.

4. Найдите целые корни уравнения nx2 – 26x + n = 0, зная, что параметр n принимает только целые значения.

5. При каких значениях b уравнение имеет:

а) два корня;
б) единственный корень?

Вариант 2

1. Определите тип уравнения 5c(c + 4)x2+(c–7)x+7=0 при: а) c=–4; б) c=7; в) c=1.

2. Решите уравнения: а) y2+cy=0; б) ny2–8y+2=0; в)

3. Решите уравнение 6x–xy+2y=5:

а) относительно x;
б) относительно y.

4. Найдите целые корни уравнения nx2–22x+2n=0, зная, что параметр n принимает только целые значения.

5. При каких значениях параметра a уравнение имеет:

а) два корня;
б) единственный корень?

Ответы

В-1.  1. а) Линейное уравнение;
б) неполное квадратное уравнение; в) квадратное уравнение.  
2. а) Если b=0, то x=0; если b0, то x=0, x=b;
    б)    если cО(9;+Ґ), то корней нет;
   в) если a=–4, то уравнение теряет смысл; если a–4, то x=–a.
 3. а) Если y=3, то корней нет; если
     б) если x=–2, то корней нет;  
4. Если n=0, то x=0.  5. а) bО(– Ґ; –1)И(2;+Ґ); б) b=–1, b=2.

В-2.  1. а) Линейное уравнение; б) неполное квадратное уравнение; в) квадратное уравнение.  
2. а) Если c=0, то y=0; если c0, то y=0, y=c;
    б)
если nО(8;+Ґ), то корней нет;
    в) если a=2, то уравнение теряет смысл; если a2, то x=–a.  

3. а) Если y=6, то корней нет;
    б) если x=2, то корней нет;
4. Если n=0, то x=0.  
5. а) aО(– Ґ;–3) И (1; +  Ґ);
    б) a=–3, a=1.

 Дополнительные задания

Решите уравнения:




Литература

1. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3–13.
2. Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44–49.
3. Дорофеев Г.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих параметры. Ч. 2. – М., Перспектива, 1990, с. 2–38.
4. Тынякин С.А. Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. – Волгоград, 1991.
5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.

.