Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №19/2003

Алгебра

Л. Пилипенко,
г. Екатеринбург

Урок-игра

Решение уравнений

8 класс

Цели урока: повторение правил раскрытия скобок; решение уравнений первой степени.

I. Выполните действия:

1) (7m2 – 4mn – n2) +(3m2 – 2mn + 5n2) = 7m2 – 4mn – n2 + 3m2 – 2mn + 5n2 = 10m2 – 6mn + 4n2;
2) (5a2 – 11ab + 8b2) – (– 2b2 – 14a2 + 6ab) = 5a2 – 11ab + 8b2 + 2b2 + 14a2 – 6ab = 19a2 – 17ab + 10b2.

II.

Решите уравнение:

1) (x2 + 13x – 4) – (x2 + 4x – 10) = 24,
     x2 + 13x – 4 – x2 – 4x + 10 = 24,
     9x + 6 = 24,
     9x = 24 – 6,
    
       x = 2.

Ответ: 2.

2) (2x2 + 4x – 16) – (2x2 – 3x – 9) = 21,
      2x2 + 4x – 16 – 2x2 + 3x + 9 = 21,
        7x – 7 = 21,
         7x = 21 + 7,
       
         x = 4.

Ответ: 4.

III. Самостоятельная работа учащихся

На каждой парте находится памятка-алгоритм решения уравнений, в котором приведено решение уравнения (x2+2x–10)–(x2–5x–1)=7 с объяснением.

Для решения уравнения
Безо всякого сомнения
Не будем робки,
Раскроем скобки.

Перед первыми скобками подразумевается плюс.
Смелее, дружок, вперед и не трусь.
Проблема проста, ее разреши:
Члены с их знаками перепиши.

А дальше перед скобками минус стоит:
«Будь осторожнее», – нам говорит.
У членов все знаки надо сменить,
Противоположными должны они быть.

Это трудно, ты должен понять,
Коль минус пред скобками – знаки менять.
Причем ошибок остерегайся,
Каждый знак изменить постарайся:

x2 + 3x – 10 – x2 + 5x + 1 = 7.

Как видишь, мы скобки с тобою раскрыли,
Предельно внимательны при этом были.
Теперь спокойно дальше пойдем,
Сначала подобные приведем:

8x – 9 = 7.

Известные в левую часть соберем:

8x = 9 + 7.

И снова подобные приведем.
При этом внимательным надо быть
И правильно знаки определить.
Коль слева и справа члены остались,
Их знаки те же, не поменялись.

Противоположным знаком мы заменили
Знак члена, который переносили.
И получим уравнение,
Не вызывающее сомнения:

8x = 16.

На коэффициент при «x» обе части разделим,
Получим x = 2 и его по желанью проверим.

Проверка.

В левую часть первоначального уравнения
Подставим вместо «x» полученное решение:

(x2 – 3x – 10) – (x2 – 5x – 1) = (22 + 3·2 – 10) – (22 – 5·2 – 1).

Указанные действия выполняем.
А как? Мы давно уже знаем:

(4 + 6 – 1) – (4 – 10 – 1) = – (– 7) = 7.

Теперь мы с тобою запишем ответ.
Проблему решили, ее больше нет.

Решите самостоятельно:

1) (x2 + 6x – 10) – (x2 – 3x + 14) = 3;
2) (x2 – 7x – 8) – (x2 – 9x – 2) = 6;
3) (x – 2)2 – (x – 1)2 = – 7;
4) (x + 5)2 – (x + 3)2 = 28/

Задание на дом: каждому ученику придумать четыре аналогичных уравнения.