Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №21/2003

Л. Кудрявцев,
Москва

Общеобразовательные и профильные средние школы

В настоящее время ведется разработка стандартов для общеобразовательных и профильных школ. Малейшая ошибка, допущенная при составлении этих стандартов, может иметь большие отрицательные последствия для миллионов школьников. Поэтому следует четко определить то, чем можно и нужно руководствоваться при решении этой задачи. Однако здравого смысла здесь недостаточно: у разных людей он разный, и поэтому принятие решения на основе только здравого смысла с большой степенью вероятности может привести к ошибкам.

Единственно правильным подходом является использование опыта, накопленного десятилетиями, а иногда и столетиями, в определении содержания среднего образования в определенных возрастных промежутках. Прежде всего возникает вопрос, какие требования следует предъявлять к среднему образованию. Опыт показывает, что оно должно быть бесплатным и доступным для любого нормального ребенка. Нетрудно в общих чертах описать, что такое полноценное среднее образование: оно должно дать основные знания об устройстве окружающего нас мира, приготовить человека к жизни в обществе, независимо от выбора дальнейшего жизненного пути, развить культуру мышления и все это при соответствующем духовно-нравственном воспитании. Конечно, руководствоваться одними этими общими принципами при составлении стандартов для средней школы явно недостаточно, а конкретизация их представляет сама по себе огромную и очень сложную работу. Поэтому необходимо сформулировать четкие признаки для оценки полноценности среднего образования. Одним из таких признаков является обеспечение возможности, в результате полученных в средней школе знаний и приобретенной культуры мышления, продолжать свое образование в высших учебных заведениях различных профилей.

Каким должно быть среднее образование для того, чтобы оно выполняло эту функцию, надо определять, исходя не из общих теоретических рассуждений, а основываясь лишь на богатейшем накопленном опыте развития образования в нашей стране (как положительном, так и отрицательном). В этом отношении советская средняя школа тридцатых-пятидесятых годов, созданная когда в стране был взят курс на индустриализацию, заслуживает самого пристального внимания. Она во многом по своему содержанию копировала образование, дававшееся до революции в гимназиях и реальных училищах, но, конечно, на совершенно другой идеологической основе. Это прежде всего касалось программ по русскому языку, математике, физике, химии, биологии. Но важно подчеркнуть, что советская десятилетняя средняя школа тридцатых-пятидесятых годов имела и принципиальное отличие от дореволюционных средних учебных заведений. Она давала такие знания по отдельным дисциплинам и воспитывала такую культуру мышления, которые позволяли хорошо окончившим школу успешно сдать вступительные экзамены в любое обычное высшее учебное заведение (университет, техническое, экономическое, медицинское, юридическое или какое-либо другое) и продолжать в нем свое образование.

Во время обучения каждый год, начиная с четвертого класса, школьники сдавали переходные экзамены в следующий класс. Те, кто имели склонность к отдельным предметам — от математики до музыки — могли удовлетворить свою любознательность и развить свои способности в соответствующих направлениях в различных кружках и секциях, существовавших в школах, Домах пионеров, Домах культуры, заводских клубах, университетах и технических вузах. Желающие принимали участие в олимпиадах по математике и физике на различных уровнях. Широко были распространены и всевозможные спортивные секции для школьников. Важно подчеркнуть, что при всем этом ни о какой перегрузке школьников не было и речи. Они имели достаточно времени для отдыха, могли сходить в кино, на каток, поиграть во дворе в волейбол или футбол, наконец, просто погулять.

Конечно, далеко не все школьники стремились получить полное высшее образование. Для них существовала широко разветвленная сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов, в которых они получали среднее образование по сокращенным по некоторым направлениям программам по сравнению с полной средней школой, но зато проходили профессиональное обучение и по его завершении обеспечивались работой по специальности.

Разрушение этой уникальной системы началось с провозглашения лозунга об обязательном всеобщем среднем образовании. Раньше в старших классах учились те, кто хотел и мог учиться. При новом порядке число учащихся в старших классах резко возросло, там оказалось много тех, кто не хотел учиться и на самом деле не учился. В результате престиж среднего образования резко упал. Учителя были вынуждены ставить положительные оценки тем ученикам, которые не усвоили пройденный материал, так как нельзя было отчислять из школы за неуспеваемость, да и второгодничество фактически исчезло.

Дальнейшая модернизация средней школы, связанная с ее профессионализацией и политехнизацией, сопровождалась уменьшением числа часов на русский язык, математику, физику. Реформа математического образования, связанная с введением в программу элементов математического анализа и векторного исчисления, была проведена поспешно, без надлежащей экспериментальной проверки и изучения опыта в этом направлении в дореволюционной России. В средней школе возрастала неоправданная многопредметность и неоправданное засорение ряда основных предметов изучением специальных фактов, включение которых в программу среднего образования часто выглядело совершенно неоправданным. Все это вместе с сокращением числа часов на изучение основных предметов и привело к перегрузке школьников в современной школе.

В результате в настоящее время средняя школа не дает и не может дать ни знаний, ни культуры мышления, необходимых для обучения в высших учебных заведениях. Это способствует, как известно, невиданному росту репетиторства и платных подготовительных курсов для поступающих в вуз и платных дополнительных занятий со студентами младших курсов, не справляющихся с вузовской программой из-за недополучения в школе необходимых знаний и навыков.

Из всего сказанного следует, что наиболее целесообразно при составлении стандартов по русскому языку, математике, физике, химии, биологии для современной средней школы взять за основу стандарты советской средней школы тридцатых-пятидесятых годов, которые прошли многолетнюю проверку, приведшую к положительным результатам. Следует подчеркнуть, что опытным путем было установлено, что объем знаний, изучавшийся в средней школе тех лет, доступен для освоения его нормальным ребенком, который хочет учиться, что распределение изучавшегося материала по классам соответствовало возрастным особенностям учащихся. Дополнения к содержанию программ тех лет по перечисленным выше предметам требуются весьма незначительные, по-видимому, наибольшие в биологии в связи с существенным прогрессом в области генетики. Заметим, кстати, что в советской средней школе в середине тридцатых годов изучались законы генетики Менделя–Моргана, которые были потом заменены учением Т.Д. Лысенко.

Конечно, надо иметь в виду, что раньше была десятилетняя школа, а теперь одиннадцатилетняя. В первом приближении можно считать, что программа прежней десятилетней школы соответствует программам десяти с половиной лет современной. Остающиеся полгода можно использовать на изучение вопросов, которых не было в программах прежних лет (например, элементы векторного исчисления и математического анализа).

При такой постановке общеобразовательный цикл в средней профильной школе будет давать знания и культуру мышления, достаточные для продолжения обучения в обычном высшем учебном заведении любого направления. Профильность же школы будет давать возможность учащемуся развить свои способности в том направлении, к которому он имеет большую склонность. Занятия по профильным дисциплинам должны проводиться в часы, отводимые в учебных планах «на уроки по выбору». При таком подходе делается возможным создание не только профильных школ, но и профильных классов по разным направлениям в одной и той же школе и, более того, сохранение общеобразовательных классов при профильном обучении отдельных учеников по различным профилям (это особенно существенно для сельских школ). Проект учебного плана, который позволяет осуществить такое профильное обучение, приведен в статье автора «Модернизация средней школы и математическое образование» (газета «Математика», № 38, 40/2002).

Нет ничего плохого в использовании старых учебников, например учебника «Геометрия» А.П. Киселева, целесообразность чего подтверждается многолетним опытом. Во всяком случае, это во многом лучше, чем использование учебников, не прошедших испытательного срока. Отсутствие в старых учебниках вопросов, не входивших раньше в программу, как например элементов математического анализа, легче устранить написанием двух-трех дополнительных параграфов, чем созданием нового учебника. Нет ничего плохого и в возвращении к единому стабильному учебнику. Не следует забывать, что все новое — хорошо забытое старое.

.