Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №6/2009

Выработка позиции самообучения при работе с одаренными школьниками

В Москве на базе ГОУ школы-интерната «Интеллектуал» четыре года (2005–2008) проходила летняя математическая школа интенсивного обучения, рассчитанная на работу с одаренными школьниками в основном из провинции. Работа организаторов и педагогов школы с точки зрения выработки позиции самообучения одаренных школьников будет рассмотрена в этой статье.

Следует сразу отметить, что в школу попадают те одаренные дети, которые уже достаточно успешны и умеют продуктивно работать. Те же одаренные дети, которые еще не умеют добиваться результатов хотя бы на уровне сильной нормы, требуют, вероятно, других педагогических усилий, и работу с ними в этой статье мы рассматривать не будем.

В определенном смысле навыки самообучения есть у всякого одаренного ребенка. Одаренный ребенок тем и выделяется из основной массы, что он сам задает вопросы, сам читает книги по интересующей его теме, сам находит и решает более сложные, чем «полагается», задачи. Стихийно каждый одаренный ребенок занимается самообучением. Однако переход от некоторой почти природной (хотя, разумеется, и обусловленной во многом средой), не отрефлексированной склонности к самообучению к сознательной позиции самообучения совершенно необходим одаренному ребенку для того, чтобы в дальнейшем профессионально состояться. Организаторы и педагоги школы отдают себе отчет в том, что за две недели нельзя сколько-нибудь глубоко обучить школьника (обучить в смысле вложить в него некую сумму знаний). Поэтому основную задачу школы они видят в выработке (или закреплении) у школьников новой познавательной позиции: позиции самообучения. С этой точки зрения популярные лекции, учебные курсы, интеллектуальные соревнования и т.д. есть во многом только средство личностной переориентации школьника. Насколько позиция самообучения действительно становится сознательной после двухнедельного пребывания в школе, говорить пока рано. Для определения этого, вероятно, нужны особые психологические исследования в начале и в конце школы. Пока же мы можем только описать в общих чертах, как организовано учебное пространство летней школы с точки зрения возможности выработки позиции самообучения школьника.

Отбор в школу

Для того чтобы попасть на школу, школьник должен выполнить заочное задание. Задание состоит из небольшого набора открытых задач. Школьник может выбрать те из них, которые покажутся ему более интересными, и продвинуться в их решении, насколько у него получится. Каждая задача представляет собой 5– 7 заданий на одну и ту же тему (ситуацию, конструкцию). При этом первые задания — это задачи с конкретными данными и поставленным вопросом, а последние задания требуют от школьника самостоятельно поставить вопрос, придумать задачу, обобщить ситуацию и т.д. Таким образом, стиль заочного задания сразу поощряет ученика к самостоятельному и творческому подходу к теме и в некотором роде задает тон всей школе. Вот пример задачи из заочного задания.

 
Заочное задание № 1-2007

Коза пасется на лугу и выедает всю траву, до которой может дотянуться. Как с помощью колышков и веревок привязать козу на лугу, чтобы выеденная ею трава образовала форму:

1) круга;

2) овала (см. рис.);

3) фигуры, образованной двумя соединенными дугами окружностей (см. рис.); полукруга; квадрата.

Введем в действие собак: будем привязывать их к колышкам, а они будут мешать козе есть (то есть козе нельзя находиться в зоне действия собак).

6) Как одной собакой удержать козу в кольце?

7) А как — в полукруге?

Придумайте также свои интересные фигуры, которые выедает коза, ограничиваемая колышками и/или собаками.

Какого вида фигуры можно получить в этой задаче?

Примечание. Никаких заборов и преград использовать нельзя, через веревки коза умеет перепрыгивать.

Популярные лекции

За время школы ученики слушают 10–12 популярных лекций. Каждую лекцию, как правило, читает новый лектор, темы лекций друг с другом не связаны. Лекция длится 50 минут, и 10 минут отводится на вопросы. Вопросы после лекции всячески приветствуются, но усвоение содержания лекции каждым учеником никак не контролируется. Главное, на что направлена лекция, — это развитие познавательного интереса. Однако и такой, казалось бы свободный и бесконтрольный жанр как популярная лекция, представляет немалые трудности для учеников 7– 8-го классов, и, стало быть, способствует их развитию. Продуктивность лекции для каждого ученика в большой степени зависит от его активной познавательной позиции. Если на обычном уроке в школе у одаренного школьника может получаться все хорошо без особых усилий с его стороны, то лекция требует мобилизации всех его умений по самообучению. Сама возможность такой мобилизации при отсутствии внешнего контроля связана с типичными личностными характеристиками одаренного ребенка: его ориентацией на внутреннюю оценку.

На школьном уроке часто все слишком «разжевано» и многократно повторено, на лекции же, наоборот, о многом говорится неполно и дается только общий абрис основных идей. Лектор никак не контролирует степень «включенности» слушателей в учебный процесс: если на обычном уроке отвлечение и уход в свои мысли часто никак не сказываются на понимании происходящего, то для понимания содержания последовательно выстроенной лекции требуется постоянная произвольная сосредоточенность. Ученику необходимо научиться понимать, что для него осталось неясным, и кратко формулировать вопросы по поводу неясных мест, часто используя при этом только что введенные лектором термины и понятия. Кроме того, ему нужно самому научиться оценивать степень своего понимания и просто собственную учебную работу на лекции. Такой оценке способствуют содержательные вопросы, которые он слышит в конце лекции. Сравнивая вопросы других учеников с тем, что он понял сам, и с тем, какие вопросы возникали у него самого, он может оценить, насколько лекция была для него продуктивна. Таким образом, жанр учебной лекции помимо развития познавательного интереса дает возможность одаренному школьнику самому развивать в себе произвольное внимание и самостоятельную оценку своей работы.

Интенсивный обязательный курс

Каждый ученик изучает на школе интенсивный обязательный курс, по которому в конце школы он сдает зачет. По результатам входной олимпиады ученики разбиваются на группы по силам. Курс выстраивается так, чтобы ученики в каждой группе работали на самом пределе своих возможностей. На интенсивном курсе должно быть очень трудно — этим на нем создается ситуация развивающего дискомфорта. Следует подчеркнуть, что эта ситуация особой интеллектуальной напряженности обязательно должна быть уравновешена общей атмосферой личной доброжелательности и поддержки. Трудная работа должна быть дружной, иначе она будет приносить гораздо больше вреда, чем пользы.

Одаренные дети часто привыкают, что учебная работа дается им легко, что можно работать в четверть силы, что не обязательно быть все время сосредоточенным и внимательным, потому что способности позволят все сделать хорошо и в срок без особого напряжения. Учеба в коллективе, где все имеют с тобой примерно один уровень способностей, для многих одаренных детей становится трудным испытанием. Ученику становится ясно, что на одних способностях далеко не уедешь, нужно стараться хорошо организовывать и контролировать свою работу. Прежде всего, нужно стремиться грамотно и удобно вести записи. Если на обычном уроке, где идеи были просты, подробные записи одаренному ребенку внутренне не требовались, а их необходимость часто только раздражала, то в ситуации, когда понимание дается с трудом и порой недавно понятое ускользает из сознания, подробные и систематически выстроенные записи становятся жизненно необходимыми.

Многим ученикам необходимо после занятия обсудить изученный материал с преподавателем или друг с другом. Таким образом, изучение интенсивного курса не ограничивается только временем самого занятия, «переваривание» материала происходит весь день. Часто бывает, что одаренный ученик может собраться на 3– 4 «олимпиадных» часа и добиться хорошего результата, но для успешной научной работы в будущем таких спринтерских навыков недостаточно. Необходимо уметь работать долго и с неослабевающей интенсивностью. Конечно, двухнедельный курс не может полностью моделировать такую напряженную работу, но для детей 13–14 лет выдержать и такой срок ежедневного напряжения достаточно трудно. Многие одаренные дети сталкиваются на интенсивном курсе с тем, что на 3–4 день они выдыхаются. Происходит очень важный момент определенного самопознания. Ученик начинает понимать, что успех его интеллектуальной работы зависит вовсе не только от данных ему способностей, но и от многих личных качеств, которые ему нужно в себе воспитывать. Таким образом, проблемы, которые возникают у одаренного ребенка на интенсивном курсе, позволяют ему по-новому посмотреть на самого себя как на объект собственной работы. Частичное преодоление этих проблем или поиск путей их преодоления — это тот важнейший опыт, который, помимо полученных знаний, увозит с собой ученик из школы интенсивного обучения.

Пока для нас остается открытым вопрос, насколько нашим педагогам и воспитателям второй половины дня удается вовремя помочь ученикам преодолеть психологические трудности, возникающие на интенсивном курсе. Вероятно, для того, чтобы созданный на курсе дискомфорт был действительно развивающим для всех детей, попавших в школу, необходимо проводить определенный мониторинг психологического состояния детей и быстро реагировать в том случае, если ученик требует особой поддержки.

Экспериментальная геометрия

Один раз в два дня каждый ученик посещает курс «Экспериментальная геометрия». Курс проводится в компьютерном классе, дети работают в программе «Живая геометрия» индивидуально или вдвоем. Последовательность действий на курсе в корне отличается от привычного школьного порядка: учитель рассказывает алгоритм, а потом ученики осваивают его, решая примеры. Никакого иного алгоритма, кроме общего, не дается, дети решают задачу «с чистого листа»: экспериментируют, угадывают закономерность, формулируют гипотезу.

Пример. На данной окружности точки A и B фиксированны, а точка C — переменная. Найдите множество точек пересечения медиан треугольников ABC.

(Ученики еще не знакомы с понятием гомотетии, поэтому решить задачу «теоретически» не могут.)

Степень точности гипотезы зависит от ученика. Ответы дают такие: окружность; окружность радиусом втрое меньше данной; окружность радиусом втрое меньше данной с центром в точке пересечения медиан треугольника AOC (O — центр данной окружности).

До первой гипотезы доходят все, до последней — единицы.

Нужно самому сообразить, как проверить гипотезу, полна гипотеза или нет, с какими данными исходной задачи можно связать искомое – все эти действия для школьной математики нетипичны. Доказательств в курсе «Экспериментальная геометрия» почти нет.

В начале каждого занятия рассматривается новый технический прием в «Живой геометрии», затем детям предлагаются 4–5 задач, при решении которых приходится этот прием осваивать — часто в более сложном виде или в комбинации с уже имеющимися приемами. Тут включается компьютерная эрудиция ученика, его алгоритмическое мышление. Задачи тематически могут быть не связаны между собой. Скажем, в теме «Минимумы и максимумы» ученикам показывают, как производить измерения отрезков и площадей, а затем в предложенных задачах они ищут минимумы и максимумы в нескольких различных ситуациях. Таким образом, от ученика постоянно требуется инициативность, ему не удается работать «в одной колее» (в традиционном курсе ситуации на одном уроке, как правило, однотипны). Часто выбрать верное направление помогают взгляд на экран товарища, три слова из обсуждения соседей — и это совсем неплохо. Вообще, стоит отметить, что на этом курсе при постоянной самостоятельной работе нет никаких запретов на пользование чужой помощью. Каждый ученик сам определяет степень самостоятельности своей деятельности. Конечно, у всех детей присутствует азарт до всего дойти своим умом, но если на каком-то этапе ученик тормозит (по своей собственной оценке) слишком долго, то он всегда может получить помощь педагога или соседей.

Несколько утрируя, можно сказать, что курс «Экспериментальная геометрия» — это двухнедельная прививка экспериментальной математики к 6–7 годам привычной «теоретической» математики. Курс не столько дает знания, сколько прививает вкус к математике, приоткрывает завесу над тем, как делаются математические открытия. При отъезде дети получают с собой на диске программу «Живая геометрия» и большой набор задач и, таким образом, имеют возможность продолжать самостоятельные исследования.

Исследовательская работа

За время школы каждый ученик должен выполнить одну исследовательскую работу. Тему работы и руководителя он может выбрать по своему вкусу. В начале школы происходит презентация тем исследовательских работ и знакомство с руководителями. Заранее известно, что лучшие работы будут представлены в конце школы на итоговой конференции-выставке. Как видно, вся ситуация приближена, насколько это возможно, по форме к реальной научно-исследовательской работе (за исключением, разумеется, сроков).

Выбор темы (а затем ее уточнение в процессе работы) требует от ученика сознательной постановки цели своей работы. Во время самой работы руководитель выступает только как заинтересованный слушатель-консультант, все основные шаги в исследовании ученик должен сделать сам. Чтобы добиться результата при чрезвычайно интенсивной учебной жизни во время школы, ученик должен грамотно организовать свое время. У каждого исследователя начинает вырабатываться свой стиль работы: кто-то работает небольшими, но интенсивными порциями, кто-то в один из дней углубляется в проблему надолго, затем некоторое время к ней не возвращается — в это время идет подсознательная работа над темой, потом снова углубляется. Относительная свобода организации исследовательской работы позволяет ученику увидеть самому, насколько результативно он может работать самостоятельно и каких личностных умений ему не хватает. Презентации лучших работ есть и форма поощрения, и важный элемент учебного процесса. Для одаренного ребенка важно не только научиться решать исследовательскую проблему для себя, но и представлять в заданной форме ее результаты для сообщества. Работа над докладом — систематизация того, что сделано, расстановка акцентов, поиск формы максимально ясного изложения — требует от многих одаренных детей не меньше усилий, чем само исследование. Овладение навыками презентации своих результатов — не менее важное умение и так же требует от ученика сознательной установки: ученику необходимо преодолеть часто возникающую потерю интереса к проблеме сразу после ее решения.

Вторая половина дня

Во второй половине дня проводятся кружки, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные турниры, интеллектуальные игры. В отличие от первой половины дня, эти мероприятия не являются обязательными, учащийся имеет полное право в них не участвовать и тихо почитать книжку или покататься на роликах. Однако и у преподавателей, и у вожатых есть задача вовлечь каждого ребенка в какой-то вид деятельности. Этого добиться нетрудно благодаря количеству и разнообразию предлагаемых занятий. В кружковые дни одновременно проводится 6–8 кружков (а потом — другие 6–8). Направленность самая разная — от математики (для тех, кому «не хватило» утром) до театра и шотландских танцев. Эмоционально идею второй половины дня можно описать так: «Мир велик и прекрасен, и глупо тратить время на компьютерные игры!»

Кроме эмоциональной разрядки кружки второй половины дня несут на себе и важную личностно-образовательную нагрузку. Часто бывает так, что ребенок одарен сразу во многих областях знания, но думает, что больше всего ему интересна математика. Это мнение о самом себе может складываться на основе различных влияний: яркий учитель в школе, мнение родителей и их усилия в развитии своего ребенка в выбранном ими направлении, «случайно» попавшиеся интересные книги по математике и т.д. Могут здесь быть и отрицательные причины: отношение к какому-либо предмету испорчено неудачным преподаванием или личным конфликтом с учителем. По нашему мнению, для детей 13–14 лет такое замыкание на одном предмете вредно. Это возраст активного «примеривания» на себя различных областей знания, методов исследования, способов постановки вопросов и т.д., но для этого «примеривания» нужно создать сбалансированное образовательное пространство. Плохо, когда уже в 14 лет ребенок становится «специалистом» в только одном предмете, ибо, по словам Козьмы Пруткова, «специалист подобен флюсу». Поэтому для провинциальных школьников, уверенных, что их главный приоритет — это математика, особенно важно поучиться у ярких педагогов химии, биологии или лингвистике. Здесь не только может произойти новая встреча с казалось бы знакомым предметом, но и встреча с самим собой, познание своих нераскрытых еще способностей и интересов. Если ученик уезжает из школы со словами: «Я думал, что биология — это скучища, а оказалось, что это здорово», то у него не просто возник новый предметный интерес, но и изменилось видение самого себя.

Подведем некоторый итог.

В летней школе интенсивного обучения одаренный ребенок попадает в новое для него образовательное пространство, которое сочетает в себе атмосферу поддержки и сотрудничества с высокими требованиями, предъявляемыми и к процессу совместной работы, и к ее результатам. Основная позиция школьника — это позиция младшего равноправного коллеги, имеющего, с одной стороны, полное право на любой содержательный вопрос, а также на выбор интересующих его исследовательских задач, но, с другой стороны, несущего полную ответственность за результаты своей учебной работы. Ученик за время школы получает не только новые знания в интересующих его областях, но и, прежде всего, необходимый личный опыт, ставящий его в позицию активного самообучения.

Автор благодарит А.И. Сгибнева за помощь в написании статьи.

Фото предоставлены автором.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Организация системы поискового самообучения в школе для одаренных детей» (проект №06-06-00427а).

Шноль Д.