Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №6/2009

Советы по организации исследований

Учителя нередко задают вопрос: «Зачем тратить время на исследовательскую работу, если часы на изучение предмета и так сокращаются, а программа при этом уплотняется и расширяется?» У каждого учителя, увлекающего ребят исследовательской деятельностью, наверняка есть свой ответ на этот вопрос. Мне кажется, что именно данный вид деятельности в наибольшей степени способствует формированию и развитию личности ребенка. Успех обеспечивается правильной организацией работы с учетом возможностей учеников. Овладение необходимыми навыками должно происходить поэтапно.

Исследования во внеклассной работе

Часто, давая ребятам тему и задание подобрать материал, учителя получают стопку листов бумаги с текстами, взятыми из Интернета. Конечно, такая работа по поиску информации мало способствует развитию учащихся. Но и здесь учитель может получить положительный результат, если составит по этой теме вопросы, на которые ученики должны найти ответы, используя данные материалы (но лучше не только их). Работа с текстом и станет первым навыком исследовательской деятельности, который усвоит ученик. Этот навык очень пригодится в дальнейшем.

Ученику нужно показать, где и как осуществляется сбор фактического материала, как производится его систематизация и анализ. Лучше всего, если на данном этапе ученик выполнит работу реферативного плана, которая позволяет не выдвигать гипотезы, а лишь искать ответы на поставленные вопросы. На этом этапе необходимо сделать акцент на значимости работы ученика и предложить ему выступить с докладом перед другими учащимися. Это послужит мотивацией к достижению новых результатов.

После того как ученик приобрел небольшой опыт работы с текстом и учебной литературой, можно перейти ко второму этапу. Теперь перед учеником следует поставить задачу, которую он должен решить, и предложить ему уже самому составить вопросы, на которые он должен найти ответы. На этом этапе удобно использовать темы, связанные с решением задач различными способами, составлением новых задач и т.д.

На следующем этапе ученик должен самостоятельно пройти все этапы исследования (возможно, консультируясь с учителем):

— определение объекта изучения;

— постановка проблемы;

— определение цели и задач исследования;

— выдвижение гипотезы;

— построение плана исследования;

— проверка гипотезы;

— оформление результатов исследования.

Приведу для примера несколько тем исследовательских работ учащихся.

  • Отец современной алгебры Франсуа Виет.
  • Математика Древней Греции и Индии.
  • Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года. Анализ статистических результатов перехода на летнее время.
  • Тайны натурального ряда и систем счисления.
  • Практические задачи с параметрами при изучении темы «Линейная и квадратичная функции».
  • История возникновения топологии. Исследование и решение простейших типов топологических задач.
  • Исследование квадратных уравнений с параметрами.

Исследования на уроках

Элементы исследовательской деятельности, на мой взгляд, должны присутствовать по возможности на каждом уроке. Объектом исследования может стать, например, широкий круг задач с параметрами по любой теме школьного курса алгебры. В своей работе я сначала учу детей работать самостоятельно, затем в парах и потом в группах. Расскажу об этом чуть подробнее.

Формирование исследовательских навыков на уроке необходимо начинать с организации работы над текстом учебника (в частности, учить составлению конспектов).

Второй шаг — работа в парах. Двое учеников вместе думают, как ответить на поставленные учителем вопросы. Например, при объяснении нового материала по теме «Линейная функция y = kx + m» ребятам можно задавать вопросы: «При каких значениях параметра k график функции находится в I и III четвертях, а при каких — во II и IV? Как расположены относительно друг друга графики функций y = kx и y = kx + m?» В сильном классе можно ограничиться лишь постановкой задачи, а в слабом необходимо предложить сначала решить специально подобранные примеры, а потом обобщить полученные результаты и сделать выводы.

После того как ребята научатся работать в парах, можно организовать работу в группах и в дальнейшем чередовать эти виды работ.

Лысенина И.