Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №7/2009

Как добиться выполнения домашних заданий всеми учащимися

(несколько советов для коллег)

Ни для кого не секрет, что для лучшего усвоения знаний по изучаемой теме учащиеся должны дома выполнять определенную работу. Я убедилась на личном опыте, что для того, чтобы все учащиеся класса выполняли домашнюю работу, нужно придерживаться следующих правил.

Правило 1.  Работать над воспитанием интереса к предмету. Убеждать учащихся на конкретных примерах в том, что «Математика — царица всех наук». Делать это можно по-разному: использовать исторический материал по теме, сказки, математическое лото и множество других игр, различного рода диктанты, связывать темы своего предмета с другими учебными дисциплинами.

А еще можно проводить разминки. Они у меня называются «Получи пятерку!». Чаще я провожу их в начале урока. Каждая разминка занимает 5– 6 минут и включает несложные вопросы, требующие однозначного ответа, быстроты. Эти вопросы проверяют знания учащихся, развивают память и внимание. Вопросы в основном по темам, изученным ранее, знание которых необходимо ученику на протяжении всего курса обучения. Приведу пример разминки для 6-го класса.

Вопросы

1. Квадрат — это прямоугольник, у которого...
2. Чтобы найти скорость, нужно...
3. Простые числа — это числа...
4. Взаимно простые числа — это числа...
5. Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно...
6. Периметр квадрата находится по формуле...
7. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно...
8. Сократить дробь — это значит...

К доске выходит один желающий и пытается правильно ответить на все вопросы. Если допущена только одна ошибка или неточность, ученик получает пятерку. Это дает положительный заряд в начале урока всему классу, так как отвечать у доски может каждый.

Правило 2.  Домашняя работа не должна быть громоздкой. Она должна содержать задания, аналогичные разобранным и выполненным в классе.

Правило 3.  Для учащихся с низким уровнем умственного развития, имеющим справки — заключения ПМПК VII–VIII вида, домашняя работа должна иметь упрощенный вид, каждому — по его возможностям.

Правило 4.  Для учащихся, способных к предмету, кроме номеров из учебника подбираю задачи, вызывающие интерес, содержащие интригу, заставляющие испытывать трудности при решении, приносящие удовольствие при достижении результата. Можно вообще вместо упражнений дать индивидуальное задание. А если ученик выполнил на уроке все запланированные вами задания правильно, то можно поощрить: «Ты очень хорошо поработал сегодня на уроке, освобождаю тебя от домашнего задания, повтори только правила». Правда, начиная с 7-го класса от домашних заданий не освобождаю.

Правило 5. Я веду журнал учета выполнения домашних заданий. Учащиеся знают, что за три выполненных на пятерку работы пятерка ставится и в журнал. За невыполнение работы в журнале фиксируется двойка. Если двоек набралось две, что бывает крайне редко, то они «съедают» три пятерки.

Образец журнала

6 «Б»

№ п/п

ФИО учащегося

№ 551, 522 (а, б)

№ 553,

552 (а, б, в),

№ 575(а), 576

1

Безматерных Эля

5

5

5

2

Вецелис Дима

5

 

5

3

Гладких Илья

 

5

 

...

«Набежавшие» у Эли три пятерки зачеркиваю. Записываю себе в план, чтобы сказать об этом на уроке.

Не надо бояться, что слабый ученик наберет эти три пятерки. Пусть! Это здорово его окрылит, он начнет верить, что тоже может учиться не хуже других, и на уроке станет стараться. Дисциплина будет образцовая, внимание к предмету возрастет.

Правило 6.  Каждый урок начинаю с информации: «Проверила ваши работы. Замечания по оформлению работы такие-то. Не совсем поняли то-то, пятерка в журнал у Даши, Саши, Влада. Я вам выставляю ее таким-то числом».

Правило 7.  Не надо бояться, что ученик при выполнении работы обратится за помощью к родителям или к кому-то из старших, к однокласснику. Главное — что он работал, совершенствовал свои умения, навыки. К тому же это случается редко, так как работу стараюсь дать по силам каждому учащемуся.

Конечно, ведение такого учета выполнения домашних работ создает дополнительную нагрузку, но зато я не нервничаю, что ученики пришли не готовыми к уроку. Уровень знаний только растет, а это придает мне силы, дает положительные эмоции ученикам и их родителям.

Мартовицкая О.