Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2009

Интегрированный урок математики и экономики «Экономический калейдоскоп»

Цели и задачи урока:

— формирование умения оперировать экономическими терминами (банк, доход, вкладчик, счет, деньги);

— закрепление методов работы с процентами;

— развитие интереса к математике.

Вид урока: игра-соревнование.

Оборудование: карточки-задания; плакат с ребусом; плакат с кроссвордом; таблички с названиями команд; сводная ведомость команд-участниц.

Ход урока

Введение

Ученик читает стихотворение Ш. Гамова «Три копейки на покупки»:

Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей дает:
— Вот! Купи мне самолет!
А еще ружье, лопатку, шоколадку.
Самосвал, тетрадки, краски,
Маски, Сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можно даже
И свистульку мне купить!

Беседа с учениками

Учитель. Можно ли купить все, о чем просит мальчик, на 3 копейки?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему?

Ученики. Потребности большие, а денег мало.

Учитель. Для удовлетворения потребностей денег обычно недостаточно, поэтому нужно думать о разумности и целесообразности решения, на что и как их потратить в первую очередь. Если деньги хранить не в шкатулке, а положить на счет в банк, то можно получить дополнительный доход. Как его получить? Почему банк имеет возможность вернуть вкладчикам денег больше, чем они отдали ему? Как выбрать банк, где наиболее выгодно вложить, а где — брать заем?

Первое, о чем следует подумать — о надежности банка, возвратит ли он ваши деньги. Если банки надежны в равной степени, то вклад нужно поместить в тот банк, где вы получите более высокий процент. Заем же нужно брать в том банке, где за него придется меньше платить.

Работа в группах

Класс разбит на четыре группы. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Каждая команда получает по 5 заданий. Защищает решение у доски та команда, которая первая получила правильный ответ.

Задача 1. В городе Зазеркалье два банка «Сказочный» и «Волшебный». Оба банка гарантируют возврат денег своим вкладчикам. Определите, что выгоднее фирме «Рога и копыта»: положить 40 000 руб. в банк «Сказочный», который платит своим вкладчикам в год 30% от суммы вклада, или 30 000 руб. в банк «Волшебный», который платит своим вкладчикам 40% за год.

Решение.

1. Доход в банке «Сказочный»:

40 000·0,3 = 12 000 руб.

2. Доход в банке «Волшебный»:

30 000·0,4 = 12 000 руб.

И в том, и в другом случае «прирост» составит 12 0000 руб. Тем не менее выгоднее положить деньги в банк «Волшебный», поскольку каждый сберегаемый в банке рубль приносит 40 коп. дохода, а в «Сказочном» — всего 30 коп. Прирост денег обеспечивается изъятием меньшего количества денег из текущего потребления.

Задача 2. Фирме «Снежинка» необходим кредит в 1 000 000 руб. Банк «Мороз» выделил кредит на 10 месяцев при ежемесячной ставке 30%. Банк «Холод» выделил кредит на 12 месяцев при ежемесячной ставке 25%. Какой кредит выгоднее предприятию и почему?

Решение.

1. Плата за кредит в банке «Мороз»:

1 000 000·0,3·10 = 30 000 000 руб.

2. Плата за кредит в банке «Холод»:

1 000 000·0,25·12 = 30 000 000 руб.

Заем нужно брать в том банке, где вы за пользование деньгами платите более низкий процент. Прирост денег обеспечивается изъятием меньшего количества денег из текущего потребления.

Задача 3. Незнайка решил получить годовой доход 1 000 000 руб. в банке «Воздушные замки» при норме 5% годовых. Какую сумму ему необходимо положить на год? Объясните, почему банк может выплатить такую сумму?

Решение. Величина вклада Незнайки равна

Банк не просто хранит деньги вкладчика, но и дает их взаймы тем, кто в них нуждается. Взявшие заем в банке через некоторое время должны вернуть всю сумму долга, да еще и заплатить процент за временное пользование деньгами, взятыми в банке. Часть денег, полученных в качестве платы за заем, банк отдает вкладчику, а часть оставляет себе. Процент, который банк получает за то, что дает деньги взаймы, больше процента, который банк сам платит вкладчику. Вот и получается, что банк имеет возможность вернуть вкладчикам денег больше, чем они дали ему, и сам не останется в накладе.

Задача 4. Банк «Три поросенка» выдал Серому волку ссуду 10 000 000 руб. из расчета 8% годовых на строительство новой виллы для Василисы Прекрасной. Какой будет доход банка за 3 месяца?

Решение. За 12 месяцев — 8% годовых; тогда за 3 месяца —

10 000 000·0,02 = 200 000 руб. 

— доход банка за 3 месяца.

Задача 5. Служащая в банке Лиса Патрикеевна объяснила клиенту Колобку, что сумма денег на его счете увеличилась на 200%, то есть в два раза. Согласны ли вы со служащей банка?

Решение. Нет, не согласны. Увеличение суммы на 200% означает ее утроение, а не удвоение. Действительно, увеличение на 100% — это увеличение в 2 раза, а на 200% — увеличение в 3 раза.

Загадки друзей

Команды задают друг другу загадки, за правильный ответ начисляется высший балл.

1. Чтобы врач купил пирог, заплати скорей ...

[Налог]

2.

Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена товаров,
На рынке называется ...

[Цена]

3. 

Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в ... превратился.

[Банкрота]

4.

Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют,
Как его все называют?

[Доллар]

5. 

Ты сразу все орехи — в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про ...

[Запас]

6.  Есть такая страна Таиланд, а в ее столице Бангкоке находится один из крупнейших ресторанов в мире. Он состоит из 65 примыкающих друг к другу домов. В нем одновременно могут пообедать 3 000 человек. Как вы думаете, сколько официантов работает в этом ресторане, если один официант может обслужить сразу трех клиентов.

[1000 официантов]

Блиц-турнир ребусов

Ситуация выбора

Сережа давно мечтал о покупке нового музыкально центра и даже откладывал деньги в копилку. Но нужной суммы все никак не удавалось накопить. Да и как накопить, если Сережа то и дело из копилки брал деньги то на билет в кино, то на мороженое, то еще на что-нибудь. Ему удалось всего накопить 40 долл. Решил тогда Сережа купить, не откладывая, музыкальный центр, взяв на год заем в банке.

1. Какой заем ему нужно взять, если известно, что музыкальный центр стоит в 2,5 раза больше той суммы, которую удалось накопить Сергею?

2. Сколько ему придется вернуть в банк через год, если известно, что банк берет за предоставление займа сроком на год плату, равную 15% от суммы займа?

Музыкальный центр стоит

40·2,5 = 100 долл.

Следовательно, заем составляет

100 – 40 = 60 долл.

Плата за заем:

60 + 9 = 69 долл. — необходимо вернуть за заем.

3. Но, к сожалению, банк отказал Сергею в предоставлении займа, так как он не имеет постоянного источника дохода. Тогда Сергей решил накопить нужную сумму, став вкладчиком банка. Сколько месяцев ему понадобится для этого, если известно, что банк выплачивает ежемесячно 10% от первоначального вклада?

Ежемесячно Сергей будет получать

 

Для того, чтобы накопить 60 долл. ему потребуется  

Конкурс капитанов команд

Баба Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг меда она добавила 100 г растертых волчьих когтей, 100 г дегтя, 300 г слез кикиморы. Сколько процентов слез кикиморы содержит это варево?

А. 20%. Б. 17%.  В. 16%.  Г. 15%. Д. 6%.

Решение. Общая масса зелья:

1500 + 100 +100 + 300 = 2000 г.

Слезы составляют:

 .

Ответ: Г.

Конкурс «Кто первый»

Заполните кроссворд:

По горизонтали: 1. Деньги, взимаемые государством на его нужды у граждан и организаций.  3. Событие, которое разрушает, убивает, грабит людей, но может служить пополнению казны.  4. Печатание денег.

По вертикали: 1. Какая бывает финансовая инспекция?  2. Когда цены растут, деньги обесцениваются — это называется ...

Ответы:

По горизонтали: 1. Налоги.  3. Война.  4. Эмиссия.

По вертикали: 1. Налоговая.  2. Инфляция.

Итог урока

Ответьте на вопросы:

— Всем ли удается получить заем в банке?

— В какой банк выгоднее вкладывать деньги?

— Кому выгодна банковская деятельность?

А. Всем гражданам.  Б. Банкирам.

— Почему выгодна банковская деятельность?

А.  Безопасность хранения; возможность расширять свое дело за счет кредитов; безопасность расчетов — перевод денег из города в город, из страны в страну; увеличение количества товаров на рынке, так как деньги можно взять под товар в кредит.

Б.  Источник получения дохода.

Литература

1.  Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. — М.: Вита-Пресс, 2006.
2.  Рубе В.А., Шабельник Е.С. Зачем нужны налоги. — М.: Вита-Пресс, 2000.
3.  Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики. 1–4 классы. — М.: Учитель, 2004.
4.  Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. 5–7 классы. — М.: Вита-Пресс, 2001.
5.  Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. — М.: Веди-М, 1999.
6.  «Кенгуру». Задачи международного математического конкурса-игры. Вып. 7. — СПб., 2002.

Вольтер Э.