Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №15/2009

Всероссийская математическая олимпиада для учащихся 8 классов

для учащихся 8 классов

Кто и зачем провел эту олимпиаду. По новому Положению о Всероссийской олимпиаде школьников региональный и заключительный этапы олимпиады проводятся только для учащихся 9–11-х классов. Более того, Центральный оргкомитет олимпиады не рекомендовал допускать восьмиклассников к участию в заключительном этапе олимпиады за 9-й класс. Чтобы восполнить эти потери, группа организаций, работающих с математически одаренными школьниками, учредила и провела для российских восьмиклассников математическую олимпиаду имени Леонарда Эйлера1. Олимпиада проводилась также в Болгарии и Грузии. Для участников олимпиада была бесплатной: организационные расходы спонсировали АНОО «Вятский центр дополнительного образования» (г. Киров) и ООО «Компания Яндекс» (Москва), оказавшая олимпиаде также информационную поддержку. И конечно, олимпиада не состоялась бы без активной поддержки педагогов и наставников, работающих с одаренными школьниками.

Дистанционный этап. Олимпиада проходила в три этапа. Первый — дистанционный — состоялся в декабре. Участвовать в нем могли все желающие восьмиклассники и учащиеся более младших классов, прошедшие интернет-регистрацию. Этап включал 7 туров, проходивших в разное время дня и разные дни недели, чтобы каждый, независимо от часового пояса и смены, мог выбрать удобное для участия время. Чтобы пройти на второй этап, достаточно было показать хороший результат хотя бы в одном из туров.

Четыре тура дистанционного этапа были традиционными, три — тестовыми. По трудности все они соответствовали муниципальному этапу Всероссийской олимпиады, а три из четырех туров традиционного этапа были проведены по вариантам муниципальных этапов Кировской области и Удмуртии, а также Омской городской олимпиады им. Кукина2. Участники традиционных туров должны были в течение 6 часов после публикации отсканировать, сфотографировать либо набрать в текстовом редакторе свою работу и отправить файлы на проверку электронной почтой. В первых двух тестовых турах на выполнение заданий давалось 2 часа, за которые надо было дать один из трех ответов — «да», «нет», «не знаю» — на каждый из 50 вопросов, поставленных по 10 заданиям тура. За верный ответ начислялся 1 балл, за неверный снимался 1 балл, ответ «не знаю» стоил 0 баллов. Третий, «непрерывный» тестовый тур длился с 17 по 20 декабря. В нем каждому участнику генерировался индивидуальный пакет заданий, на которые надо было дать числовые ответы.

Публикация статьи произведена при поддержке «Института по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов». Институт проводит обучение во всех регионах РФ, доступны очная и дистанционная формы обучения, выдаётся диплом государственного образца с присвоением квалификации согалсно ФГОС. Программы обучения – переподготовка на учителя информатики и икт, педагог-психолог, педагог дополнительного образования детей и взрослых, олигофренопедагогика, руководитель организации социального обслуживания, специалист органа опеки и попечительства, специалист по работе с семьёй и другие специальности. Чтобы узнать подробную информацию об институте, посмотреть список программ и сроков обучения, цены и контакты перейдите по ссылке: http://center-professional.ru/.

В дистанционном этапе приняли участие около 3000 школьников из 46 регионов России. Многие из них узнали об олимпиаде из ссылок на образовательных интернет-ресурсах и контекстной рекламы, предоставленной Яндексом. Важнейшую роль в пропаганде новой олимпиады сыграли учителя и руководители кружков, работающие с одаренными школьниками. Около 80 из них получили статус доверенных лиц Координационного совета олимпиады с правом проводить традиционные туры дистанционного этапа для своих подопечных в очном режиме обычной олимпиады, а во многих случаях — и правом первичной проверки работ.

Региональный этап олимпиады проходил в 35 регионах России и собрал около 900 участников. Он был очным и проводился доверенными лицами Координационного совета. Кроме лучших участников дистанционного этапа сюда были приглашены лучшие участники локальных математических соревнований, которые Координационный совет, будучи уверенным в достаточном уровне вариантов и качестве проверки работ, признал выводящими: Турнира городов, окружных олимпиад и Математического праздника в Москве, муниципального этапа Всероссийской олимпиады в Санкт-Петербурге и ряде других регионов России, личных олимпиад Уральских турниров юных математиков, Кубка памяти А.Н. Колмогорова, Кировской летней многопредметной школы, олимпиад им. Анисимовой в г. Ижевске и им. Кукина в г. Омске и некоторых других.

Региональный этап проходил по задачам, составленным Методической комиссией Всероссийской олимпиады. По ним же проходили официальные региональные математические олимпиады для восьмиклассников в большинстве регионов России, где они были сохранены (отметим, что в нескольких случаях толчок к такому сохранению дало именно появление нашей олимпиады). Поэтому эти олимпиады проходили одновременно — 23–24 января, а участникам региональных олимпиад для восьмиклассников, проводившихся по тем же задачам, их результаты шли и в зачет олимпиады им. Эйлера.

Работы участников регионального этапа проверялись и оценивались по единым критериям Методического совета олимпиады. Лучшие работы из регионов, где была организована их местная проверка, и все работы из регионов, где ее не было, сканировались и направлялись электронной почтой в Центральное жюри. Поскольку в него вошли представители различных регионов России, проверка велась в интернете. Были опасения, что такая проверка затянется, но удалось придумать достаточно эффективную схему ее организации, и к середине февраля она была завершена. При этом каждая работа, автор которой имел шансы пройти на заключительный этап, была проверена дважды, а в сложных и спорных случаях — трижды.

Заключительный этап состоялся с 24 по 27 марта в городах Кирове, Москве, Омске и Санкт-Петербурге. По формату и уровню трудности варианта он соответствовал заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Вариант составил Методический совет олимпиады при содействии Методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников.

На финал были приглашены все участники регионального этапа, набравшие не менее 36 баллов (из 56 возможных), а также восьмиклассники и учащиеся более младших классов, выступавшие на региональном этапе Всероссийской олимпиады за 9-й класс и набравшие не менее 30 баллов, и победители традиционных Московской и Санкт-Петербургской математических олимпиад. Те, кто набрал на региональном этапе от 33 до 35 баллов, могли участвовать в заключительном этапе, оплатив регистрационный взнос. В итоге в финале олимпиады приняли участие 209 школьников (8 — вне конкурса): 167 восьмиклассников, 39 семиклассников и 3 шестиклассника из Архангельской, Белгородской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской, Челябинской, Ульяновской, Ярославской областей, Камчатского, Красноярского, Краснодарского, Пермского краев, республик Башкортостан, Марий Эл, Тува, Татарстан, Саха (Якутия), Удмуртия, Чувашия, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также города Петропавловска Республики Казахстан. В Кировском финале участвовали 66 школьников, Московском — 65, Омском — 45, Санкт-Петербургском — 33. Непростая задача унификации критериев оценки решений и награждения между четырьмя локальными жюри была своевременно и успешно решена с помощью электронной переписки и телефонных переговоров, и утром 27 марта на всех четырех локальных финалах было проведено награждение участников, показавших наиболее высокие результаты.

Абсолютным победителем олимпиады с результатом 55 баллов из 56 возможных стал семиклассник из физико-математического лицея № 239 г. Санкт-Петербурга Дмитрий Крачун. Он награжден дипломом I степени и специальным дипломом за абсолютно лучший результат. Дипломами I степени награждены также 5 участников, показавших результаты в диапазоне от 39 до 43 баллов: Ленар Исхаков (г. Ижевск), Никита Косинов (г. Ульяновск), Павел Осипов (г. Томск), Александр Калмынин (г. Иркутск), Николай Крохмаль (г. Белгород). Дипломы II степени получили 17 участников, показавших результаты от 32 до 36 баллов; участница, выступавшая вне конкурса и набравшая 32 балла, награждена дипломом II степени от жюри. Дипломами III степени награждены 37 участников, набравших от 26 до 31 балла, похвальными грамотами за успешное выступление — 22 участника, набравшие от 23 до 25 баллов. Все участники заключительного этапа, выступавшие в основном конкурсе, получили сертификаты участника. 124 лучших результата, показанные участниками финала, в том числе результаты всех победителей и призеров, опубликованы в интернете по адресу http://www.matol.ru/3etap_res.xls.

Что показала олимпиада?Данные о числе и географии участников дистанционного этапа и доверенных лиц, участвовавших в его проведении, показывают, что Всероссийская математическая олимпиада высокого уровня для учащихся 7–8-х классов широко востребована как школьниками, так и учителями. Об этом же говорит и сохранение в ряде регионов официальных региональных математических олимпиад для восьмиклассников, несмотря на их исключение из нового Положения о Всероссийской олимпиаде школьников.

В число победителей и призеров финала Олимпиады им. Эйлера вошли 10 петербуржцев, 8 москвичей, 7 жителей Татарстана, по 3 школьника из Белгородской, Иркутской, Кировской, Омской, Ульяновской областей и Удмуртии. Это полностью подтверждает разумность и справедливость положенного в ее основу принципа индивидуальности, в соответствии с которым олимпиада является соревнованием школьников, а не школ, городов и регионов, и восхождение ее участников по лестнице этапов должно определяться исключительно их личными достижениями. Ведь если бы мы отбирали участников так же, как их в этом году отбирали на финал Всероссийской олимпиады по математике, куда от одних регионов проходили «победители», набравшие на региональном этапе 20 баллов из 56, а из других из-за жесткой конкуренции не проходили участники с 54 баллами, то подавляющее большинство этих талантливых ребят осталось бы за бортом.

Наконец, успех Олимпиады им. Эйлера демонстрирует, что в России существует дееспособное и активное сообщество педагогов и наставников математически одаренных детей: без его деятельного участия олимпиада, сравнимая по масштабу с официальной Всероссийской и проведенная полностью на общественных началах, была бы невозможна. Оно могло бы столь же деятельно и эффективно участвовать и в проведении Всероссийской математической олимпиады школьников, но действующее Положение о ней практически не востребует его потенциал, отводя энтузиастам работы с одаренными детьми роль, самое большее, наемных членов жюри.

А теперь — о математике! Ниже мы публикуем задания одного традиционного и одного тестового туров дистанционного этапа, а также полные варианты регионального и заключительного этапов с решениями и критериями оценки работ по стандартной семибалльной шкале. После формулировки каждой задачи в скобках указан ее автор или источник. Полные варианты всех традиционных туров дистанционного этапа олимпиады можно найти на ее сайте www.matol.ru.

Третий традиционный тур

задачи муниципального этапа математической олимпиады Кировской области для 8-го класса

1.  (Фольклор) Нарисуйте на плоскости пять различных прямых так, чтобы они пересекались ровно в семи различных точках.

Решение. Три возможных ответа изображены на рисунке 1. Можно показать, что других конфигураций из пяти прямых, пересекающихся ровно в семи различных точках, нет.

Критерий оценки.

За любой верный рисунок — 7 баллов.

2.  (И. Рубанов) Мальчик пошел с отцом в тир. Отец купил ему 10 пулек. В дальнейшем отец за каждый промах отбирал у сына одну пульку, а за каждое попадание давал одну дополнительную пульку. Сын выстрелил 55 раз, после чего пульки у него кончились. Сколько раз он попал?

Ответ: 50.

Решение . Каждый раз, когда мальчик попадал в цель, число имеющихся у него пулек оставалось прежним (одну использовал и одну получил от отца). Каждый раз, когда мальчик промахивался, число имеющихся у него пулек уменьшалось на 2 (одну использовал и одну отобрал отец). Это значит, что сын за 55 выстрелов промахнулся 10 : 2 = 5 раз, стало быть, попал 55 – 5 = 50 раз.

Критерии оценки

1. За ответ без объяснения — 0 баллов.
2. За верный ответ, полученный рассмотрением частного случая (например, когда промахами окончились последние пять выстрелов) — 2 балла. Если при этом вдобавок замечено, что после каждого промаха число пулек у мальчика уменьшается на 2, но это не использовано для того, чтобы провести рассуждение в общем виде, ставится 3 балла.

3.  И. Рубанов) Две биссектрисы треугольника пересекаются под углом 60°. Докажите, что один из углов этого треугольника равен 60°.

Решение . Пусть биссектрисы AA1 и CC1 треугольника ABC пересекаются в точке I (рис. 2). Допустим, что AIC1 = 60°. По теореме о внешнем угле треугольника

откуда

BAC BCA = 120°

и

ABC = 180°– BAC – BCA = 60°.

Но это еще не все решение: ведь может случиться, что AIC = 60°. Однако тогда

IAC + ICA = 120°,

откуда

BAC + BCA = 240°,

что невозможно.

Критерий оценки

Решение, где не рассмотрен или рассмотрен неверно случай, когда угол в 60° лежит против стороны треугольника, а не ее части, оценивается не выше, чем 4 балла. Если, напротив, верно рассмотрен только этот невозможный случай, решение оценивается в 2 балла.

4 (Д. Ланин) Когда Винни-Пух пришел в гости к Кролику, он съел 3 тарелки меда, 4 тарелки сгущенки и 2 тарелки варенья, а после этого не смог выйти наружу из-за того, что сильно растолстел от такой еды. Но известно, что если бы он съел 2 тарелки меда, 3 тарелки сгущенки и 4 тарелки варенья или 4 тарелки меда, 2 тарелки сгущенки и 3 тарелки варенья, то спокойно смог бы покинуть нору гостеприимного Кролика. От чего больше толстеют: от варенья или от сгущенки?

Ответ : от сгущенки.

Решение . По условию

3м + 4с + 2в > 2м + 3с + 4в,

откуда

м + с > 2в. (*)

По условию же

3м + 4с + 2в > 4м + 2с + 3в,

откуда

2с > м + в.

Складывая последнее неравенство с неравенством (*), получаем м + 3с > м + 3в, откуда с > в.

Критерии оценки

1. Если получены неравенства м + с > 2в и 2с > м + в, но никаких разумных выводов из них не сделано, ставится 0 баллов.
2. За ответ «сгущенка» без обоснования — 0 баллов.
3. Грубой ошибкой является использование в решении «равенства» 2м + 3с + 4в = 4м + 2с + 3в, за это ставится 0 баллов.

5. (И. Рубанов по мотивам задачи с Омской городской математической олимпиады 2001/ 02 учебного года.) В каждой клетке клетчатой доски размером 50 × 50 записано по числу. Известно, что каждое число в 3 раза меньше суммы всех чисел, записанных в клетках, соседних с ним по стороне, и в 2 раза меньше суммы всех чисел, записанных в клетках, соседних с ним по диагонали. Докажите, что каждую клетку доски можно покрасить в красный или синий цвет так, что сумма всех чисел, записанных в красных клетках, равна сумме всех чисел, записанных в синих клетках.

Решение . Покажем, что подойдет раскраска клеток доски в шахматном порядке. Заметим, что сумма данного числа и его соседей по диагоналям равна сумме соседей этого числа по сторонам: обе суммы втрое больше данного числа. Поэтому в квадрате 2 × 2, находящемся в углу доски, суммы чисел в красных и синих клетках совпадают: обе они втрое больше числа, стоящего в угловой клетке доски. Также совпадают суммы чисел в красных и синих клетках любого прямоугольника 3 × 2, примыкающего длинной стороной к краю доски: обе они втрое больше числа, стоящего в средней клетке стороны, примыкающей к краю доски. Наконец, совпадают суммы чисел в красных и синих клетках любого квадрата 3 × 3: обе они втрое больше числа, стоящего в центре квадрата.

Разобьем доску 50 × 50 на квадрат 48 × 48, квадрат 2 × 2 и два прямоугольника 2 × 48, как показано на рисунке 3. Квадрат 48 × 48 разобьем на квадраты 3 × 3, а прямоугольники 2 × 48 — на прямоугольники 3 × 2, примыкающие длинной стороной к краю доски. В каждом из этих квадратов и прямоугольников суммы чисел, стоящих в красных и синих клетках, равны. Значит, они равны и на всей доске.

Критерии оценки

1. Указание на шахматную раскраску без обоснования — 0 баллов.
2. Если задача решена только для доски 3x3 — 0 баллов.
3. За идею разбиения доски на части, каждую из которых можно раскрасить, при отсутствии дальнейшего продвижения — 1 балл.

«Непрерывный» тестовый тур

пример варианта; авторы А. Шаповалов, О. Ланин

1.  (1 балл)  В трех кучках лежат соответственно 12, 24 и 19 спичек. За ход можно переложить спичку из одной кучки в другую. За какое наименьшее число ходов можно получить три кучки с 8, 21 и 26 спичками?

Ответ : 4.

Решение.

Менее чем 4 ходами не обойтись: чтобы получить кучку из 8 спичек, придется из любой первоначальной кучки убрать как минимум 4 спички. Четырех ходов достаточно: перекладываем из кучки с 12 спичками по 2 спички в кучки с 19 и 24 спичками.

2(1 балл) Сколько всего есть четырехзначных чисел, которые делятся на 19 и оканчиваются на 19?

Ответ: 5.

Решение. Пусть   — такое число. Тогда N – 19 тоже кратно 19. Но Поскольку 100 и 19 взаимно просты, то двузначное число делится на 19. А таких всего пять: 19, 38, 57, 76 и 95. Легко убедиться, что все числа 1919, 3819, 5719, 7619 и 9519 нам подходят.

3. У даты 12.04.1961 (то есть 12 апреля 1961 года) сумма цифр равна 24. Найдите ближайшую дату после 01.01.2008, у которой сумма цифр равна: а) (2 балла) 35; б) (2 балла) 7.

Ответ: а) 29.09.2049; б) 03.01.2010.

Решение. а) Наибольшая сумма цифр числа равна 11 для 29-го числа. Наибольшая сумма цифр месяца равна 9 для сентября, то есть для 09. Значит, наибольшая сумма цифр в текущем году будет у даты 29.09.2008. Она равна 30, что меньше 35. Следовательно, надо менять и год. Последняя цифра года не более 9, и если мы сохраняем первые две цифры, то придется цифру десятилетий увеличить до 4.

б) Для 2008 года сумма цифр года уже больше 27, поэтому год придется изменить. Ближайший год в будущем с меньшей суммой цифр — 2010-й. Соответственно, ближайшая подходящая дата 03.01.2010.

4. (3 балла) Среди целых чисел от 8 до 17 включительно зачеркните как можно меньше чисел так, чтобы произведение оставшихся было точным квадратом. В ответе укажите сумму всех вычеркнутых чисел.

Ответ: 55.

Решение. Чтобы произведение было точным квадратом, нужно, чтобы каждый простой множитель входил в него в четной степени. В произведение 8 · 9·...· 17 в нечетной степени входят 2, 7, 11, 13 и 17. Значит, мы обязаны вычеркнуть сомножители 11, 13 и 17. А вот чтобы «убить» лишние простые множители 2 и 7, хватит одного вычеркнутого сомножителя 14. Итого сумма вычеркнутых чисел равна 11 + 13 + 14 + 17 = 55.

5. (3 балла) На гранях кубика расставлены 6 различных чисел от 6 до 11. Кубик бросили два раза. В первый раз сумма чисел на четырех боковых гранях оказалась равна 36, во второй — 33. Какое число написано на грани, противоположной той, где написана цифра 10?

Ответ: 8.

Решение.

Cумма чисел на всех гранях равна 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 = 51. При первом броске сумма на верхней и нижней гранях равна 51 – 36 = 15, при втором — 51 – 33 = 18. Значит, на третьей паре противоположных граней сумма равна 51 – 15 – 18 = 18. Сумму 18 можно получить двумя способами: 11 + 7 или 10 + 8. Значит, на парах граней с суммой 18 напротив 11 находится 7, а напротив 10 — 8.

6. (3 балла)  В конкурсе участвовали 5 человек. На каждый вопрос один из них дал неправильный ответ, остальные — правильный. Число правильных ответов у Пети равно 10 — меньше, чем у любого другого. Число правильных ответов у Васи равно 13 — больше, чем у любого другого. Сколько всего вопросов было в конкурсе?

Ответ: 14.

Решение. Так как на каждый вопрос были даны 4 правильных ответа, общее число правильных ответов делится на 4. Поскольку Петя дал 10 верных ответов, Вася — 13, а остальные трое — от 11 до 12, то общее число правильных ответов не меньше, чем 10 + 13 + 3·11 = 56, и не больше, чем 10 + 13 + 3·12 = 59. Из чисел в этих пределах только 56 кратно 4, поэтому число вопросов равно

7. (5 баллов) Команда из Пети, Васи и одноместного самоката участвует в гонке. Дистанция разделена на участки одинаковой длины, их количество равно 42, в начале каждого — контрольный пункт. Петя пробегает участок за 9 мин, Вася — за 11 мин, а на самокате любой из них проезжает участок за 3 мин. Стартуют они одновременно, а на финише учитывается время того, кто пришел последним. Ребята договорились, что один проезжает первую часть пути на самокате, остаток бегом, а другой — наоборот (самокат можно оставить на любом контрольном пункте). Сколько участков Петя должен проехать на самокате, чтобы команда показала наилучшее время?

Ответ: 18.

Решение. Если Петя проедет 18 участков и пробежит оставшиеся 42 – 18 = 24, он затратит 18·3 + 24·9 = 270 мин. При этом Васе, наоборот, достанется проехать 24 участка, а пробежать 18, на что уйдет 24·3 + 18·11 = 270 мин — то же самое время. Если же Петя проедет меньшее число участков, то его время (и, соответственно, время команды) увеличится. Если Петя проедет большее количество участков, то увеличится время Васи (и время команды).

Замечание. Конечно, ответ 18 угадывать не надо, достаточно обозначить число проезжаемых Петей участков через x и решить уравнение

x·3 + (42 – x)·9 = (42 – x)·3 + 11x.

8. (5 баллов)  На каждую клетку шахматной доски положили по несколько монет так, чтобы суммы на каждых двух клетках, имеющих общую сторону, отличались на 1 р. Известно также, что на одной из клеток лежит 6 р., а на другой — 20 р. Найдите наибольшую возможную сумму монет на двух главных диагоналях.

6

7

8

9

10

11

12

13

7

8

9

10

11

12

13

14

8

9

10

11

12

13

14

15

9

10

11

12

13

14

15

16

10

11

12

13

14

15

16

17

11

12

13

14

15

16

17

18

12

13

14

15

16

17

18

19

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ: 208.

Решение. Назовем переходом перемещение из данной клетки в соседнюю с ней по стороне, а расстоянием между клетками — наименьшее число переходов, за которое можно попасть из одной клетки в другую. Поскольку при переходе число рублей в клетке меняется на 1, разность «стоимостей» двух клеток не больше расстояния между ними. Поэтому расстояние между клетками с 6 р. и 20 р. не меньше 14. Такое возможно только когда эти клетки — противоположные угловые, причем на любом кратчайшем пути из шестирублевой в двадцатирублевую стоимость клетки растет на 1. Тогда числа на любом таком пути определены однозначно. Но кратчайший путь из угла в противоположный угол можно провести через любую клетку доски! Значит, и числа на всей доске определены однозначно (см. рисунок). Отсюда — ответ:

6 + 8 + 10 + 12 + 14 + 16 + 18 + 20 + 8·13 = 208.

Замечание. Вопрос о наибольшей возможной сумме был поставлен для того, чтобы не подсказывать однозначность заполнения таблицы. Если знать про однозначность, то пример и ответ получать намного легче.

9. (5 баллов) Высота AH и биссектриса BL остроугольного треугольника ABC пересекаются в точке M. Известно, что BAH = 18°, а BCA = 54°. Найдите ACM.

Ответ: 36°.

Решение Из треугольника AHB:

ABH = 90° – BAH = 72°.

Поэтому в треугольнике ABC:

A = 180° – B C = 180° – 72° – 54° = 54° = C.

Таким образом, треугольник ABC — равнобедренный, то есть BL — серединный перпендикуляр к отрезку AC. Значит,

MC = MA

и

ACM = CAM = 90° ACH = 36°.

10. (7 баллов) За одну операцию разрешается изменить длину одной из сторон треугольника, сохранив длины двух других, при этом снова должен получиться треугольник. Барон Мюнхгаузен утверждает, что смог за n операций превратить некий треугольник периметра 21 в треугольник периметра 1. При каком наименьшем значении n его слова могут быть правдой?

Ответ. 7.

Решение. Ответ, очевидно, не меняется, если превращать треугольник периметра 1 в треугольник периметра 21. Проделаем с треугольником со сторонами a  b  c две операции. После первой — стороны получившегося треугольника будут не больше b, c, b + c, после второй — не больше c, b + c, b + 2c. Если a + b + c = 1, то (так как c < a + b), то есть после двух операций стороны треугольника, получившегося из треугольника периметра 1, будут меньше соответственно Тогда после трех операций стороны треугольника будут меньше соответственно после четырех — после пяти — после шести — Поскольку шести операций нам не хватит. А семи операций достаточно: мы начинаем с треугольника со сторонами где e = 0,001 (нам удобнее писать длины в виде сумм и разностей), а после i-й операции стороны будут равны трем последовательным членам такого ряда:

Замечание. Внимательный читатель заметил, конечно, что в процессе решения у нас возникли числа Фибоначчи:

f1 = 1, f2 = 1, f3 = 2, f4 = 3, f5 = 5,
f6 = 8, f7 = 13, f8 = 21, f9 = 34, f10 = 55, ...
(вообще, fi = f– 1 + f– 2 при > 2).

Общая задача превращения треугольника периметра P в треугольник периметра Q (где Q < P), равносильна задаче о превращении треугольника периметра 1 в треугольник периметра

Ответ: n операций, где

Оценка получается обобщением проведенного выше доказательства, а пример строится так: выберем положительное и положим стороны i-го треугольника равными gi – 1, gi, gi + 1, где g0 = 3e,

Региональный этап

Первый день

1(А. Белов-Канель) Гриб называется плохим, если в нем не менее 10 червей. В лукошке 90 плохих и 10 хороших грибов. Могут ли все грибы стать хорошими после того, как некоторые черви переползут из плохих грибов в хорошие?

Ответ: могут.

Решение. Пусть в каждом плохом грибе ровно 10 червей, а в хорошем червей нет. Далее, пусть из каждого плохого гриба по одному червю переползет в хорошие, по 9 в каждый. В результате в каждом грибе окажется по 9 червей, и все грибы будут хорошими.

Критерии оценки

1. Для полного балла достаточно верного примера, описывать схему переползания червей не обязательно.
2. Если пример описан неявно (например, есть равенства 90·10 + 10·0 = 900 и 9·100 = 900, ставится 5–6 баллов.
3. Если показано, что искомое возможно только в случае, когда червей ровно 900, а дальнейшего продвижения нет, ставится 2 балла.
4. Только ответ «могут» — 0 баллов.

2. (Р. Женодаров) Точка K — середина гипотенузы AB прямоугольного равнобедренного треугольника ABC. Точки L и M выбраны на катетах BC и AC соответственно так, что BL = CM. Докажите, что треугольник LMK также прямоугольный равнобедренный.

Решение. Медиана CK треугольника ABC является также высотой и биссектрисой, так как треугольник равнобедренный. Поэтому

KBC = KCB = KCA = 45°.

Отсюда KC = KB, и значит, треугольники KBL и KCM равны по двум сторонам (KC = KB,
BL = CM) и углу между ними. Поэтому KL = KM, и из равенства BKL = CKM следует:

LKM = LKC + CKM = LKC + BKL = BKC = 90°.

Значит, треугольник LMK — прямоугольный равнобедренный.

Критерии оценки

1. Если проведено дополнительное построение, например, треугольник достроен до квадрата, и его свойства, не вытекающие прямо из построения, используются без доказательства — не более 3 баллов.
2. Если доказан только один из двух фактов: KL = KM и угол LKM — прямой, — 4 балла.
3(П. Кожевников) По кругу выписаны числа 1, 2, 3, ..., 10 в некотором порядке. Петя вычислил 10 сумм всех троек соседних чисел и написал на доске наименьшее из вычисленных чисел. Какое наибольшее число могло быть написано на доске?

Ответ: 15.

Решение. Способ I. Вначале докажем, что выписанное число не больше 15. Выделим число 10, а оставшиеся 9 чисел разобьем на три тройки соседних чисел. Сумма чисел в этих трех тройках равна 1 + 2 + 3 + ... + 9 = 45, поэтому хотя бы в одной из рассматриваемых троек сумма чисел не больше, чем 45 : 3 = 15. Пример (не единственный возможный!) расстановки чисел, при котором число, выписанное Петей, равно 15, таков:

1-5-9-2-7-6-8-3-4-10-(1).

Способ II (более популярное у участников). Всего имеется 10 троек соседних чисел, и каждое из выписанных чисел входит ровно в три из них. Поэтому если найти суммы чисел во всех тройках и сложить их, то получится 3∙(1 + 2 + ... + 10) = 165. Следовательно, наименьшая из сумм не превосходит а поскольку она — целое число, то она не больше 16. Допустим, она равна 16. Заметим, что соседние суммы a + b + c и b + c + d различны — иначе a = d. Поэтому суммы, соседние с 16, больше 16. Разобьем 10 наших сумм на пять пар соседних. В каждой паре не больше одной суммы, равной 16, то есть всего таких сумм не больше пяти. Вычтем из каждой суммы 16. Тогда сумма всех десяти сумм уменьшится на 160 и станет равной 5. При этом в нуль обратятся не более пяти сумм, а от остальных останется по крайней мере по единице. Такое возможно в единственном случае: когда осталось ровно 5 нулей и 5 единиц, то есть пять из исходных сумм равнялись 16, а остальные пять равнялись 17. При этом, поскольку равные суммы не могут стоять рядом, суммы 16 и 17 должны чередоваться по кругу. Покажем, что это невозможно. Пусть

a + b + c = 16, b + c + d = 17,
c + d + e  = 16, d + e + f = 16.

Тогда последовательно получаем, что d = a + 1, e = b – 1 и f = a — противоречие. Таким образом, минимальная сумма не больше 15, а пример, когда она равна 15, приведен в первом решении.

Критерии оценки

1. Есть только верный пример, для которого наименьшее из выписанных чисел равно 15, — 3 балла.
2. Имеется только доказательство того, что наименьшее из выписанных чисел не больше 15, — 4 балла.
3. Доказано только, что минимальная сумма не больше 16 и, возможно, что две одинаковые суммы не могут идти подряд, — 0 баллов.
4. Доказано, что минимальная сумма не больше 16, и показано, что если она равна 16, то суммы 16 и 17 чередуются по кругу, а дальнейшего продвижения нет — 2 балла.
5. Доказано, что минимальная сумма не больше 16, показано, что суммы 16 и 17 чередоваться по кругу не могут, но не показано, что если минимальная сумма равна 16, то суммы 16 и 17 обязательно чередуются по кругу, — 2 балла.
6. Есть целиком оценка (пример) и содержательные продвижения по примеру (оценке) соответственно — 4 балла.

4. (О. Подлипский, Б. Трушин) Имеются чашечные весы и 100 монет, среди которых несколько (больше 0, но меньше 99) фальшивых монет. Все фальшивые весят одинаково, все настоящие тоже весят одинаково, при этом фальшивая монета легче настоящей. Можно делать взвешивание на весах, заплатив перед взвешиванием одну из монет. Докажите, что можно с гарантией обнаружить настоящую монету.

Решение. Способ I. Заплатив монету перед первым взвешиванием, мы имеем 99 монет, среди которых есть хотя бы одна настоящая. Положим на две чаши весов по одной монете. Если одна из них перевешивает, то она настоящая. Если же весы в равновесии, то либо обе взвешиваемые монеты настоящие, либо обе фальшивые. Заплатив одну из них, мы имеем 98 монет, среди которых есть хотя бы одна настоящая. Значит, мы опять либо на следующем шаге обнаружим настоящую монету, либо будем иметь 97 монет, среди которых есть хотя бы одна настоящая. Продолжим так делать и дальше. Если весы в некоторый момент выйдут из равновесия, то мы найдем настоящую монету. Если же все время будут показывать равновесие, то в конце концов, заплатив монету, мы будем иметь две монеты, среди которых есть хотя бы одна настоящая. Положим на две чаши весов по одной монете. Если одна из них перевешивает, то она настоящая. Если же весы в равновесии, то обе оставшиеся монеты настоящие.

Способ II. Сначала покажем, что за два взвешивания можно найти группу из 33 монет, в которой есть настоящая. Разделим монеты на 3 группы A, B, C по 33 монеты и одну в остатке. Заплатив этой монетой, сравним группы A и B (заметим, что хотя бы одна настоящая монета еще осталась). Если весы не остались в равновесии, то на перевесившей чашке есть хотя бы одна настоящая. Если же весы в равновесии, то сравним группы A и C, заплатив монетой из B. Если одна перевесила, то в ней есть настоящая, а если весы в равновесии, то в каждой из групп A, B, C было поровну настоящих монет — значит, хотя бы по одной. Тогда в группах A и C осталось по настоящей монете. Итого, мы нашли группу (назовем ее D) из 33 монет, в которой есть настоящая; кроме этой группы, у нас осталось еще хотя бы 65 монет (пусть они образуют группу E). Теперь сравним одну монету из группы D с каждой из остальных монет этой группы (платя каждый раз монетами из E). Тогда либо какая-то монета перевесит (она и будет настоящей!), либо все монеты будут весить поровну. В последнем случае, так как в D есть настоящая, то все монеты в D будут настоящими. В любом случае, мы нашли хотя бы одну настоящую монету.

Критерии оценки

1. Верный алгоритм без обоснования: в решении никак не используется (хотя, возможно, и сказано), что настоящих монет не меньше двух, — 4 балла.
2. Алгоритм, который не сходится только из-за того, что не наступает случай взвешивания по одной монете разного веса, причем добавление фразы: «если равенство, то обе монеты настоящие», дает полное (при правильном обосновании) решение, — 3 балла.
3. Неверное понимание условия: считается, что можно одной монетой заплатить за все взвешивания, — 0 баллов.
4. Верный алгоритм с обоснованием, но не показано, откуда берутся монеты для уплаты за взвешивания, — в очевидных случаях прощается, в неочевидных — по ситуации.

Второй день

5. (И. Рубанов) На столе лежат 7 карточек с цифрами от 0 до 6. Двое по очереди берут по одной карточке. Выигрывает тот, кто впервые из своих карточек сможет составить натуральное число, делящееся на 17. Кто выиграет при правильной игре — начинающий или его противник?

Ответ: начинающий.

Решение. Обозначим игроков A (начинающий) и B (его противник). Приведем стратегию, позволяющую A гарантированно выиграть. Пусть он возьмет первым ходом цифру 3; тогда B вынужден брать 4 (иначе A вторым ходом ее возьмет и выиграет, составив число 34). Заметим, что тогда вторым своим ходом B не выиграет, ибо единственное двузначное число, содержащее 4 в своей записи и делящееся на 17, — это 34. Далее A возьмет 1, тогда B должен брать 5 (действительно, этим ходом он не выиграет, а следующим ходом A возьмет 5 и составит 51). Тогда следующим ходом A возьмет 6 и выиграет, составив число 136. Существуют и другие выигрышные стратегии для A.

Критерии оценки

1. Верный алгоритм, но не проверено, что второй не может победить вторым ходом, и нет понимания, что такая проверка необходима, — 5 баллов.
2. Верный алгоритм, но то, что второй не может победить вторым ходом, проверено только для части возможных ответов второго (обычно — только «защитных», например, 0 или 1 при условии, что у первого на руках 3 и 6) — 5 баллов.
3. Верный алгоритм, но то, что второй не может победить вторым ходом, объявлено очевидным, или проверка только декларирована (скажем, без комментариев выписан ряд чисел, делящихся на 17) — 6 баллов.
4. Неверное понимание условия (не те цифры, понимание «составления» как сложения цифр и т.п.) — 0 баллов.

6. (И. Богданов) В трех клетках клетчатого листа записаны числа, а остальные клетки пусты. Разрешается выбрать два числа из разных непустых клеток и записать в пустую клетку их сумму; также можно выбрать числа a, b, c из трех разных непустых клеток и записать в пустую клетку число ab + c2. Докажите, что при помощи нескольких таких операций можно записать в одну из клеток квадрат суммы трех исходных чисел (какими бы они ни были).

Решение. Пусть исходные числа — x, y, z. Получим сначала числа x + y, y + z, z + x. Затем из клеток x, y + z, y получим x(y + z) + y2; аналогично получим числа y(z + x) + z2 и z(x + y) + x2. Сложив их, получаем требуемое:

x(y + z) + y2 + y(z + x) + z2 +z(x + y) + x2 =
= x2 +y2 +z2 + 2xy + 2yz + 2zx = (x + y + z)2.

Критерии оценки

1. Только числовой пример 0 баллов.
2. Задача решена при условии, что два числа из трех можно брать из одной ячейки, причем хотя бы на одном шаге используется одна из трех исходных ячеек, 1 балл.
3. В алгоритме есть шаги, когда два числа из трех берутся из одной ячейки, исходные ячейки при таких шагах не используются, оценка не снижается.
4. Алгоритм, работающий только для целых чисел, 0 баллов.

7. (Н. Агаханов) В выпуклом четырехугольнике ABCD некоторая точка диагонали AC принадлежит серединным перпендикулярам к сторонам AB и CD, а некоторая точка диагонали BD принадлежит серединным перпендикулярам к сторонам AD и BC. Докажите, что ABCD — прямоугольник.

Решение. Пусть M — указанная точка на диагонали AC. Тогда, по свойству серединных перпендикуляров, MA = MB и MC = MD. Поэтому BD BM + MD = AM + MC = AC. Аналогично рассуждая для другой пары серединных перпендикуляров, получаем, что AC BD. Значит, BD = AC, неравенства обратились в равенства, поэтому точка M лежит на отрезке BD, то есть является точкой пересечения диагоналей; при этом она должна лежать на серединных перпендикулярах ко всем сторонам четырехугольника ABCD. Значит, его диагонали делятся точкой пересечения пополам (то есть ABCD — параллелограмм) и равны. Значит, ABCD — прямоугольник.

Критерии оценки

1. Рассматривается только случай, когда все серединные перпендикуляры проходят через точку пересечения диагоналей, 0 баллов.
2. Доказано только равенство длин диагоналей, 4 балла.
3. Написано строгое неравенство в обоих случаях, получено противоречие, после чего делается вывод, что тогда точка лежит сразу на двух диагоналях, остальное верно 6 баллов.

8. (С. Токарев) В футбольном турнире участвовало 8 команд, причем каждая сыграла с каждой ровно по одному разу. Известно, что любые две команды, сыгравшие между собой вничью, набрали в итоге разное число очков. Найдите наибольшее возможное общее число ничьих в этом турнире. (За выигрыш матча команде начисляется 3 очка, за ничью — 1, за поражение — 0.)

Ответ: 22.

Решение. Докажем, что ровно по 6 ничьих может быть не более чем у двух команд. Действительно, любая такая команда имеет либо 6, либо 6 + 3 очка (в зависимости от того, выиграла или проиграла она свой результативный матч). Если таких команд три, то у двух из них поровну очков, значит, между собой они сыграли не вничью; этого не может быть, ибо они обе либо не выигрывали, либо не проигрывали ни одного матча. Также ясно, что максимум одна команда все свои 7 матчей сыграла вничью. Таким образом, сумма количеств ничьих у всех 8 команд не превосходит

7 + 6 + 6 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 44,

а поскольку каждый ничейный матч учитывается дважды, то общее число ничьих в турнире не превосходит Оно может равняться 22, как показано на рисунке 4.

Критерии оценки

1. Только верный ответ 1 балл.
2. Только верный пример 3 балла.
3. Только доказательство, что ничьих не более 22, 4 балла.
4. Доказано, что есть не более двух команд, имеющих по 6 ничьих, других существенных продвижений нет 2 балла.

Заключительный этап

Первый день

1. (М. Евдокимов, в редакции Л. Самойлова.)  У реки живет племя Мумбо-Юмбо. Однажды со срочным известием в соседнее племя одновременно отправились молодой воин Мумбо и мудрый шаман Юмбо. Мумбо побежал со скоростью 11 км/ч к ближайшему хранилищу плотов и затем поплыл на плоту в соседнее племя. А Юмбо, не торопясь, со скоростью 6 км/ч, пошел к другому хранилищу плотов и поплыл в соседнее племя оттуда. В итоге Юмбо приплыл раньше, чем Мумбо. Река прямолинейна, плоты плывут со скоростью течения. Эта скорость всюду одинакова и выражается целым числом км/ч, не меньшим 6. Каково наибольшее возможное ее значение?

Ответ: 26 км/ч.

Решение. Обозначим место обитания племени Мумбо-Юмбо через O, хранилище, к которому побежал Мумбо, через M, а хранилище, к которому пошел Юмбо, через U. Очевидно, что M находится выше по течению, чем O, а U ниже. Пусть расстояния от O до M и U равны x и y км соответственно (x < y), скорость реки равна v км/ч. На путь от O до U Юмбо затратил ч, а Мумбо —

Ясно, что в соседнее племя Юмбо приплывает раньше Мумбо тогда и только тогда, когда

Так как x < y, из этого неравенства следует, что

Сократив на y и преобразовав, получаем: v < 26,4. Осталось проверить, что скорость реки могла равняться 26 км/ч. Для этого в неравенстве положим v = 26 и равносильно преобразуем его к виду Последнее возможно (например, при = 1,12 км, = 1,11 км), что и завершает решение.

Критерии оценки

1. Только ответ без примера — 0 баллов.
2. Только ответ с примером — 1 балл.
3. Доказано, что никакие случаи расположения хранилищ плотов, кроме одного, невозможны, дальнейшего содержательного продвижения нет — 1 балл; в остальном оценивается только разбор основного случая.
4. Рассматривается только «худший случай» равенства расстояний до двух хранилищ (или одновременного прибытия Мумбо и Юмбо), но обоснования того, что он действительно худший, нет — 3 балла.
5. Оценка v £ 26 км/ч доказана, существование примера на 26 км/ч не обосновано — 6 баллов, если существование примера не вытекает непосредственно из доказательства оценки, 7 баллов, если вытекает.
6. Задача сведена к линейному неравенству для скорости v. Проверено, что это неравенство справедливо при v = 26 и несправедливо при v = 27, но не доказано, что оно несправедливо при v > 27, — 4 балла.

2. (А. Шаповалов) При всяком ли натуральном n, большем 2009, из дробей можно выбрать две пары дробей с одинаковыми суммами?

Ответ: да.

Решение. Каждая из данных дробей имеет вид

где 1 an. Стало быть, нам требуется найти такие различные натуральные числа a, b, c и d, не большие 2009, для которых

Убрав минус единицы и поделив затем на n + 1, получим равносильное равенство Осталось подобрать удовлетворяющие ему дроби. Это можно сделать, взяв любое равенство двух сумм различных натуральных слагаемых, НОК которых не больше 2009, и поделив его на этот НОК. Например, равенство 1 + 4 = 2 + 3, поделенное на 12, дает

Критерий оценки

Задача сведена к равенству, не содержащему n, дальнейшего содержательного продвижения нет — 3 балла.

3. (С. Берлов) В треугольнике ABC стороны AB и BC равны. Точка D внутри треугольника такова, что угол ADC вдвое больше угла ABC. Докажите, что удвоенное расстояние от точки B до прямой, делящей пополам углы, смежные с углом ADC, равно AD + DC.

Решение. Пусть l — биссектриса углов, смежных с углом ADC, точка K — проекция B на l, а точки B' и C' симметричны соответственно точкам B и C относительно l (рис. 5). Тогда BB' = 2BK — как раз удвоенное расстояние от B до l. Кроме того, точка D лежит на отрезке AC' (так как прямые DA и DC симметричны относительно l) и

AC' = AD + DC' = AD + DC.

Далее, из той же симметрии получаем:

AC'B' = DC'B' = DCB, BB'C' = B'BC.

Пусть отрезки BB' и AC' пересекаются в точке O. Из прямоугольного треугольника OKD получаем:

Значит,

ABB' = ABC – B'BC = BOC'OB'C' =OC'B'.

Аналогично,

BAO = BOC' ABO = ABC – ABO = B'BC = BB'C'.

Таким образом, треугольники ABO и B'C'O равны по стороне и двум прилежащим углам. Отсюда

BB' = BO + OB' = C'O + OA = AC' = AD + DC,

что и требовалось.

4. (Н. Гравин) В стране Леонардии все дороги — с односторонним движением. Каждая дорога соединяет два города и не проходит через другие города. Департамент статистики вычислил для каждого города суммарное число жителей в городах, откуда в него ведут дороги, и суммарное число жителей в городах, куда ведут дороги из него. Докажите, что хотя бы для одного города первое число оказалось не меньше второго.

Решение. Способ I. Построим граф, вершины которого соответствуют жителям страны, причем две вершины соединены направленным ребром в том и только том случае, когда их города соединены дорогой (направление на ребре будет такое же, как на дороге между городами). Для каждой вершины v этого графа обозначим через f(v) количество ребер, входящих в v, минус количество ребер, выходящих из v. Сумма f(v) по всем вершинам графа равна 0, так как каждое ребро вносит в нее одну +1 и одну –1. Значит, найдется такая вершина u, что f(u) ³ 0. Остается отметить, что f(u) в точности равно разности первого и второго чисел для города, в котором живет u.

Способ II. Пусть n(A) — число жителей города A, а f(A) — суммарное население городов, дороги из которых входят в A, минус суммарное население городов, в которые выходят дороги из A. Если утверждение задачи неверно, то f(A) < 0 для каждого города A. Тогда сумма S чисел n(A)f(A) по всем городам страны отрицательна. С другой стороны, рассмотрим любую дорогу из A в B.
В число n(B)f(B) эта дорога «вносит вклад» +n(B)n(A), а в число n(A)f(A) — «вклад» –n(A)+n(B). Рассмотрев все дороги, получим, что = 0. Противоречие.

Замечание. Отметим, что во втором решении мы использовали лишь тот факт, что «количество жителей города» положительно. Чтобы оно было целым, не требуется.

Критерий оценки

Решение опирается на неверное утверждение о равенстве сумм входящих и исходящих степеней в исходном графе — 0 баллов.

Второй день

5. (Р. Женодаров) Можно ли вместо звездочек вставить в некотором порядке в выражение

НОК(*; *; *) – НОК(*; *; *) = 2009

шесть последовательных натуральных чисел так, чтобы равенство стало верным?

Решение. Наименьшее общее кратное (НОК) нескольких чисел делится на каждое из них и, следовательно, на каждый их делитель. Значит, если среди чисел, от которых находят НОК, есть четное, то НОК тоже будет четным. Разность двух четных чисел — число четное, а 2009 — нечетное. Значит, если такие шесть последовательных натуральных чисел существует, то все четные числа среди них должны быть в одном НОК. Среди шести последовательных натуральных чисел — три четных и три нечетных, значит, один НОК будет находится от трех последовательных четных чисел, а другой — от трех последовательных нечетных чисел. Но среди трех последовательных как четных так и нечетных чисел есть кратное трем. Но тогда оба НОК кратны трем и их разность делится на 3. Но 2009 на 3 не делится. Значит, таких шести последовательных натуральных чисел не существует.

Критерии оценки

1. Показано, что все четные числа — в одном НОК, дальнейшего продвижения нет — 2 балла.
2. Показано, что оба числа, кратные 3, находятся в одном НОК, дальнейшего продвижения нет — 2 балла.

6. (С. Берлов) В выпуклом четырехугольнике ABCD выполнены соотношения AB = BD; ABD = DBC. На диагонали BD нашлась точка K такая, что BK = BC. Докажите, что KAD = KCD.

Решение. Отложим на стороне AB отрезок BE = BC. Равнобедренные треугольники EBK и KBC равны по двум сторонам и углу между ними. Поэтому EK = KC, а

AEK = 180° – BEK = 80° – BKC = CKD.

Кроме того,

KD = BDBK = BABE = EA.

Следовательно, треугольники AEK и DKC равны. Далее, поскольку оба треугольника BEK и BAD — равнобедренные,

Поэтому AD  EK, откуда

KAD = EKA KCD.

7. (И. Рубанов, А. Шаповалов) На столе лежит 10 кучек с 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 орехами. Двое играющих берут по очереди по одному ореху. Игра заканчивается, когда на столе останется 3 ореха. Если это три кучки по одному ореху, выигрывает тот, кто ходил вторым, иначе — его соперник. Кто из игроков может выиграть, как бы ни играл соперник?

Решение. Способ I. Назовем кучки из одного ореха «единицами», а из двух — «двойками». Первый должен придерживаться следующих правил: 1) если на доске есть «единицы» — убрать одну из них; 2) не брать из «двоек». В остальном ходы первого могут быть любыми. Заметим, что число орехов в начале игры нечетно, значит, оно нечетно и перед любым ходом первого. Поэтому перед его ходом на доске всегда будет хотя бы одна нечетная кучка, то есть первый всегда сможет сделать ход, не нарушая описанных правил. Теперь заметим, после первого хода первого на доске нет «единиц». После хода второго может появиться не более одной новой «единицы», которую первый заберет. Значит, и после следующих ходов первого «единиц» на доске не будет, а после любого хода второго на доске будет не больше одной «единицы». В частности, так будет и в конце игры, то есть первый выиграет.

Способ II. Пусть первый каждым ходом берет орех из самой маленькой кучки. Тогда после 21-го хода первого исчезнут не менее 6 кучек. Итак, после ответного хода второго останется 13 орехов и не более 4 кучек. Если кучек ровно 4, то в наименьшей не больше 3 орехов. Поэтому, в любом случае, еще через 3 хода первого и второго останется 7 орехов и не более 3 кучек. Если кучек ровно 3, то в наименьшей не более 2 орехов. Значит, еще через 2 хода останется 3 ореха и не более 2 кучек, то есть выиграет первый игрок.

Критерии оценки

1. Верная стратегия с удалением «единиц» и неудалением «двоек» без обоснования — 3 балла.
2. Только идея уменьшения минимального числа — 1 балл.
3. Стратегия с уменьшением числа кучек, если показано, что первый может убрать первые шесть (или пять) кучек, а дальнейшие действия первого только описаны, их возможность не обоснована, — 1 балл.
4. Стратегия с уменьшением числа нечетных кучек, если тот факт, что перед последним ходом второго нечетных кучек не останется, никак не обоснован, — 4 балла.
5. Стратегия «первый всегда берет из нечетной кучки» без уточнения, что если есть 1, то она немедленно уничтожается, — 0 баллов (поскольку такая стратегия может привести и к поражению).

8. (И. Богданов) На бесконечной ленте выписаны в ряд числа. Первой идет единица, а каждое следующее число получается из предыдущего прибавлением к нему наименьшей ненулевой цифры его десятичной записи. Сколько знаков в десятичной записи числа, стоящего в этом ряду на 9<·10001000-м месте?

Ответ: 3001.

Решение. Поскольку каждое число ряда, начиная со второго, больше предыдущего хотя бы на единицу, 9·10001000-е его число больше 9·10001000, то есть в нем как минимум 3001 цифра. Обозначим n-е число ряда через an, и пусть k — наименьший номер, такой, что в числе ak 3002 цифры. Если мы докажем, что k > 9·10001000, то получим, что в 9·10001000-м числе ряда не более 3001 цифры, то есть в нем ровно 3001 цифра.

Рассмотрим числа от 0 до 103001 – 1, не имеющие единиц в десятичной записи. Дополнив каждое слева нулями до 3001 знака, мы получим все последовательности длины 3001 из цифр, отличных от единицы. Таких последовательностей 93001. Значит, и среди чисел a1, ..., a– 1 не более 93001 чисел, не имеющих единицы в десятичной записи (так как все они не превосходят 103001 – 1).

Рассмотрим теперь процесс получения числа ak из a1. На каждом из k – 1 шагов прибавляется число от 1 до 9, причем количество шагов, на которых прибавляется не единица, не превосходит 93001. Значит,

103001 – 1 ≤  ak a1 ≤  9·93001 + 1·(k – 1 – 93001) = k – 1 + 8·93001,

откуда

³ 103001 – 8·93001.

Осталось показать, что

103001 – 8·93001 > 9·103000.

Для этого достаточно доказать, что

93002 < 103000.

Заметим, что

97 = 4 782 969 < 5·106,

откуда

928 < 54·1024 < 1027 и 956 < 1054.

Поэтому

93002 = 956·92946 < 1054·102946 = 103000.

Критерии оценки

1. Верный ответ без всякого обоснования — 0 баллов.
2. Доказано только, что знаков не менее 3001 — 1балл.
3. Задача сведена к верному числовому неравенству, которое не доказано, — 4 балла.

1 Положение и другую информацию об олимпиаде можно найти в интернете на сайте олимпиады http://www.matol.ru/
2 Результаты этих соревнований шли их участникам и в зачет соответствующего тура олимпиады им. Эйлера.

Рубанов И.