Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №16/2009

Не могу согласиться с министром

Еще один учебный год позади. Завтра мои одиннадцатиклассники идут сдавать ЕГЭ по математике. Это уже третий мой выпуск с обязательной сдачей единого госэкзамена. На следующий год будет еще один, наверное последний. Все результаты выпусков у меня были неплохие (в прошлом году — 3 двойки в двух классах), хотя классы эти были не очень сильные. Тяжело было в прошлом году, многим ученикам было все равно, как сдадут, — ведь в аттестат ставили «3». Здоровые и наглые детины цинично заявляли: «Если мы плохо сдадим экзамен, то попадет вам». Страшно, что они уходили из школы, уверенные в том, что можно ничего не делать и получать желаемое. Еще одно их высказывание: «Если бы мы так учились во времена Сталина, то нас давно бы уже расстреляли!»
А в настоящее время «расстреливают» учителей математики на совещаниях и педсоветах в течение всего учебного года за плохие проценты на многочисленных «срезах». И поэтому уже нет сил радоваться результатам экзамена. Кстати, администрация почему-то чаще всего не замечает хороших результатов.
В этом году, в связи с новыми правилами получения аттестатов, готовить к ЕГЭ было легче. Чувствовался интерес и желание учеников если не получить хорошие знания, то хотя бы подготовиться на твердую «3». Классы были ненамного сильнее предыдущих, и не все добросовестно выполняли домашние задания, но за весь год не было ни одного урока, потраченного на выяснение отношений. Ни одной минуты на уроках не было безделья, все работали с полной отдачей, слушали внимательно, старались во всю. Многие приходили на математику даже в 40-градусные морозы и в каникулы, не пропускали ни одной консультации, и если не было в расписании какого-то урока, тоже шли заниматься математикой. Я полностью согласна с тем, чтобы не выдавать аттестаты двоечникам. Подготовиться и сдать на «удовлетворительно» — по силам всем. Другое дело, что многие забудут все сразу после экзамена. Мне, конечно, стыдно, но я не понимаю, зачем сантехнику или электрику знать свойства логарифмов, способы решения иррациональных уравнений и др. Никто не спорит с тем, что «математика ум в порядок приводит», но чтобы она его действительно в порядок приводила, нужно очень многое изменить в системе нашего образования. Хотя бы учителя сделать свободным, но это уже другой разговор. И учителя почему-то ценят по количеству выпускников, поступивших в вузы. А если твои выпускники стали хорошими водителями, строителями, швеями, но без высшего образования — это не идет в зачет. Я не против ЕГЭ, но многие сдают его за счет тупого натаскивания.
Прочитала в газете отчет министра образования перед депутатами Госдумы, также читала его интервью в журнале «Математика в школе», — обидно до слез! Как можно заявлять, что зарплата учителя выросла на 60% в связи с введением новой системы оплаты труда? Очень хотелось бы знать, кто нас обманывает: министр или наша бухгалтерия? Министр вообще умеет считать? Что учитывается при новой системе: образование (у меня высшее), педстаж (у меня 26 лет), категория (первая), нагрузка (выше ставки на 6 часов). Кстати, считаю преступлением перед учащимися то, что учителю разрешают работать с нагрузкой выше ставки! Почему? Учитель должен получать достойную оплату за ставку! Еще у меня северный коэффициент и северная надбавка! Итого зарплата: 20 000 рублей — на Севере! Это много? если прожиточный минимум — 8000 рублей, плата за квартиру и телефон составляет 4500. Я одна воспитываю дочь. Если министр не верит, то могу выслать свою «расчетку», может бухгалтерия меня обманывает?

Статья опубликована при поддержке компании "МАК бетон". Компания предлагает Вам бетон Купавна, Ногинск, Балашиха, Железнодорожный, Электроугли и др. Доставка товарного и мостового бетона автобетоносмесителями, а также гранитного и гравийного щебня, песка и грунта, предоставление услуг бетононасоса. Узнать подробнее о компании, услугах, ценах и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://makbeton.ru/.

В «Математике в школе» министру был задан вопрос о том, что учителям математики никогда не сравняться по процентам качества с учителями музыки, ИЗО, как же быть с оплатой труда? Министр не дал конкретного ответа. Я бы очень хотела спросить его и услышать четкий ответ: почему оплата труда учителя математики не отличается от оплаты труда других учителей?
По некоторым предметам вообще нет экзаменов, никогда не проводят никаких «срезов», по некоторым — учителя готовят к ЕГЭ по 3–7 человек и откровенно говорят, что учат только тех, кто хочет учиться, а на остальных не обращают внимания.
И только учителя математики и русского языка должны научить всех, не зная ни выходных, ни каникул! Но почему же зарплату получают все одинаковую? В дореволюционной России зарплата учителей математики была выше, чем у других.
Кстати, по итогам ЕГЭ я только один раз получила премию — 200 рублей!
О стимулирующих надбавках в новой системе оплаты труда. Не понятно, что они должны стимулировать? Я по наивности думала — качественную работу учителя. Но совсем неважно, как ты работаешь или просто проходишь программу, или стараешься на все 100%. Надбавки получают учителя физкультуры и ОБЖ за различные соревнования, учителя начальных классов за внеклассные мероприятия. За подготовку к ЕГЭ надбавки давать не захотела комиссия. Правда, сделали снисхождение всем учителям математики и русского языка в виде 2 баллов (1 балл стоит 80 рублей). Если и перепадали еще 1–2 балла, то про них нужно было напоминать по 2–3 месяца. В общем, не стимулируют работу учителей математики ваши стимулирующие надбавки, господин министр! Вообще, это какой-то маразм и извращение: создавать комиссии в школах по распределению надбавок к зарплате!
Единственный стимул — это благодарность детей и родителей.
Не согласна я и с политикой укрупнения школ, и с утверждением министра, что в больших школах учащиеся получают более качественное образование. Мне пришлось поработать и в малокомплектных школах, и в очень крупных. Ребенку комфортнее в маленькой школе, и обучаясь даже у слабого учителя в маленьком классе, он получит больше знаний, чем у сильного учителя в переполненном классе. Не понимаю, почему наше правительство закрывает глаза на нарушение законов о наполняемости классов? Почему при положенной наполняемости 25 человек разрешают открывать классы по 27, по 28, по 30? А как родителю (моей дочке 9 лет), мне вообще неважно, есть ли в школе компьютеры или интерактивные доски, важнее, чтобы ребенок мог свободно сходить в туалет и не слышал отборного мата не на переменах и не на уроке.
В одном только соглашусь с министром, что в школах нет вакансий. Только нет их не из-за притока молодежи, а из-за пенсионеров. Лет через 5–7 все изменится, ведь не будут же пенсионеры работать вечно.
Пока я все это пишу, ученики сдали экзамен. После экзамена они написали мне все задания и полученные ответы части «А». Ошибок много вычислительных из-за невнимательности. Три человека набрали только по 6 баллов — у них могут быть двойки, если «3» будут ставить за большее количество баллов. Обидно до слез за отличницу. Она подтвердила «5», но при решении логарифмического неравенства, догадавшись ввести новую переменную и применить графический метод, забыла найти значение первоначальной переменной. Не потому, что она этого не знает, ну вот просто «заклинило», и все!
Не успела отправить письмо, наконец-то пришли результаты ЕГЭ. В моих двух классах нет ни одной двойки. Но что-то радости уже нет от этого. Долго объяснять причины, завтра — в отпуск.

Пырьева С.