Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №3/2010

ЕГЭ

Президент Российского союза ректоров академик В.А. Садовничий связывает повышение качественных характеристик ЕГЭ с открытостью единого госэкзамена научно-образовательному сообществу.
Комментируя новые правила приема в высшие учебные заведения страны, зарегистрированные Министерством юстиции России 10 декабря с.г., президент РСР, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий отметил, что они в значительной мере учитывают позиции научно-образовательного сообщества, которые были представлены руководству Минобрнауки на сентябрьском заседании правления Союза ректоров. 
В этой же связи В.А. Садовничий подчеркнул важность деятельности комиссии при Президенте России по совершенствованию проведения ЕГЭ и отметил, что «система ЕГЭ — это не просто процедура перехода из общеобразовательной школы в профессиональную, а фактор, существенно изменяющий в обществе социальное восприятие и философию системы образования в целом на долгосрочную перспективу». «Чрезвычайно важно в новой образовательной философии России сохранить все механизмы поддержки и реализации творческого потенциала юных россиян, поскольку именно в этом заключается основной ресурс модернизационного прорыва нашей страны», — продолжил ректор Московского университета. 
В.А. Садовничий также обозначил основные направления оптимизации ЕГЭ, предложенные Комиссии от имени ректорского сообщества: 
1. Ввести разделение ЕГЭ на базовый и профильный уровни по математике, поручив в перспективе проведение ЕГЭ профильного уровня независимым центрам проведения ЕГЭ, организуемым под контролем региональных подразделений Российского союза ректоров, при этом разрешив высшим учебным заведениям страны при приеме учитывать результаты профильной части ЕГЭ. 
2. Проводить непрерывный межвузовский мониторинг корреляции результатов ЕГЭ и успеваемости в процессе обучения в вузе, разработав соответствующие индикаторы корреляции. Обсуждение результатов мониторинга проводить ежегодно на заседаниях коллегии Минобрнауки России, а также собраниях представителей экспертного сообщества. 
3. В ближайшее время перейти на прием в высшие и средние профессиональные учебные заведения страны с учетом Паспорта достижений школьника, не противопоставляя, а дополняя результаты ЕГЭ результатами олимпиад, конкурсов, а также иными творческими успехами школьника. 
4. Понимая важность гуманитарной и в целом культурной составляющей в образовании нашей молодежи, что, по мнению многих ученых и практиков, очень сложно и пока неточно оценивается в форме тестирования, целесообразно дополнительно рассмотреть вопрос об оптимизации проведения ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, таким как литература, русский язык и история, с одновременным расширением соответствующих профильных вступительных испытаний и с учетом достижений школьников в олимпиадах и других творческих конкурсах. 
5. Значительно увеличить количество специалистов, осуществляющих формирование и контроль качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, за счет экспертов, официально делегированных Российским Союзом ректоров и Российской академией наук. В структуре материалов единого государственного экзамена следует отдавать предпочтение заданиям творческого характера, нежели — с выбором ответа. 
В целом, положительно оценивая результаты работы президентской комиссии, В.А. Садовничий выделил «в качестве инварианта оптимизации и повышения качественных характеристик ЕГЭ его открытость профессиональному сообществу» и заявил о «намерении Союза ректоров активизировать свое участие в данной работе, в том числе через регулярный мониторинг всех этапов ЕГЭ и анализ его социального последействия». 

Пресс-служба 
Российского союза ректоров 
15.12.2009 г. 

Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»настаивает на включении в итоговый доклад комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения ЕГЭ следующих положений:
1. Предоставление выпускникам школ права выбора формы сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) между традиционно-экзаменационной, тестовой и разрабатываемой формой портфолио при обязательном равном организационно-правовом и финансовом обеспечении всех форм проведения и сдачи ЕГЭ, как восстановление нарушенного конституционного права выпускников школ (ст. 17 и 19 Конституция РФ).
2. Не допустить введения ЕГЭ по математике, независимо от форм его сдачи, состоящим из двух частей, базовой и профильной, как нарушение законодательства об образовании. ЕГЭ, независимо от формы сдачи, согласно законодательству, является для всех российских выпускников государственной итоговой аттестацией всего периода обучения в школе по образовательным программам среднего (полного) общего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Вузы, для которых предметы являются профильными, имеют право самостоятельно вводить дополнительные испытания абитуриентов в различных формах, необходимых для данного вуза.
3. Устранить нарушение конституционной нормы при поступлении в средние профессиональные учреждения без экзаменов в тех случаях, где это имело место. Конституцией РФ (ст. 43) гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
4. Привлечь родительскую общественность к поэтапному обсуждению и согласованию проекта единого закона «Об образовании», который разрабатывают Минобрнауки РФ, комитет Госдумы РФ по образованию и Российский союз ректоров. Данный проект закона включает нормы для всех уровней российского образования — от дошкольного до послевузовского проекта, в том числе ЕГЭ как итоговую аттестацию школьников. Образование своих детей — главная забота каждого родителя.
5. Создать комиссию при Президенте РФ по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для выработки единых научно-практических и методологических принципов и требований к содержанию образования и итоговой аттестации как ЕГЭ для выпускников нашей новой школы на основе традиций российской школы.

Председатель движения Г.С. Авдюшин,
10.12.2009 г.