Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №4/2010

Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке

Для эффективной организации работы учащихся на уроке я выделяю типологические группы, после чего на их основе комплектую звенья. Критериями для выявления типологических групп учащихся являются уровень знаний, умений и навыков по предмету (теме, разделу, курсу) и уровень усвоения знаний и способов деятельности.
Уровень знаний, умений и навыков понимается как уровень подготовленности учащегося на соответствующей ступени обучения. Он определяется исходя из программных требований к математической подготовке учащихся. Если руководствоваться только этим критерием, то выделенные таким образом типологические группы будут несколько условны, и в реальном классе их трудно четко разграничить, поэтому необходимо также учитывать и уровень усвоения знаний и способов деятельности.
В педагогической психологии различают три уровня знаний и способов деятельности:
1) осознанное восприятие, понимание и запоминание знаний, применение знаний в знакомой ситуации и осуществление способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;
2) применение знаний и способов деятельности в новой ситуации;
3) осуществление творческой поисковой деятельности в новой ситуации.
Учитывая вышесказанное и свой опыт использования групповой работы на уроке, я выделяю четыре типологические группы учащихся при обучении математике.
Группа А. Учащийся имеет глубокие, полные и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, знает определения и содержание основных понятий, их обозначения. Умеет пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать математические факты, выделять существенное в изучаемом материале. Может приводить собственные примеры. Знает основные методы, правила, алгоритмы решения задач, успешно применяет эти знания на практике как в сходных, так и в новых ситуациях. Использует рациональные способы и приемы решения задач. Учащийся группы А всегда достигает всех уровней усвоения знаний и способов деятельности.

Статья опубликована при поддержке группы компаний "Арис". Производство, продажа и аренда строительных вышек-тур и лесов. Хомуты для строительных лесов, строительные ограждения, колесные опоры для вышек, вышки туры других проектов. Посмотреть полный каталог, информацию об услугах, товарах, ценах и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.scaffolder.ru/.

Группа В. Учащийся имеет хорошие, прочные знания основных фактов, входящих в содержание обучения математике, однако не всегда может аргументировать, доказывать, обобщать, приводить собственные примеры. Знает основные методы решения задач, умеет решать задачи пройденного курса, но затрудняется при решении задач, связанных с осуществлением творческой поисковой деятельности в новой ситуации, и справляется с ними только при помощи учителя, не всегда рационально решает задачи. Учащийся группы В достигает только двух первых уровней усвоения знаний и способов деятельности.
Группа С. Учащийся обладает минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Умеет отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств. Может воспроизвести текст учебника, решить стандартные задачи. Не обладает навыками рационального решения задач. Учащийся группы С достигает только первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Группа D. Учащийся с трудом усваивает факты, понятия, правила и способы решения задач. Не может воспроизвести определения, примеры, приведенные учителем, или текст учебника, не всегда понимает смысл математических предложений, условия задач. Не умеет применять известные правила без помощи учителя при решении задач по образцу или в сходной ситуации. Учащийся группы D не всегда сразу достигает первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Типологические группы — это группы для учителя. На их основе в классе создаются рабочие звенья, позволяющие учителю осуществлять дифференцированный подход и оказывать свое­временную помощь каждой группе на различных этапах урока. Эксперимент показал необходимость выделения звеньев из двух, трех или четырех учащихся.
Состав звена комплектуется из школьников, входящих в разные типологические группы. Для удобства работы учащихся надо рассадить так, чтобы на соседних партах сидели представители разных типологических групп. В полное звено (состоящее из четырех человек) включаются по одному ученику от каждой типологической группы или по два от наиболее многочисленных групп. При этом необходимо учитывать интересы учащихся к предмету, мотивы учения, собранность, поведение на уроке, отношение друг к другу. Не следует включать в одно звено несколько недисциплинированных или имеющих отрицательное отношение к учебе школьников. Один из членов звена назначается звеньевым, обычно это хорошо успевающий ученик. Он следит за работой звена, распределяет вместе с учителем задания, помогает своим товарищам.
Обязательным требованием к групповой работе в звене является выполнение задания каждым учеником, при этом все звенья чаще всего выполняют одинаковые задания. Практика показала, что такая работа эффективна на этапе овладения знаниями, умениями и навыками в сходных ситуациях (10–12 мин); при проверке выполнения классного или домашнего задания (3–5 мин); во время опроса (5–7 мин); при выполнении устных упражнений (3–5 мин).
Покажем, как учитель математики может организовать звенья для решения конкретных задач урока. Обозначим буквами a, b, c и d учащихся, принадлежащих соответственно группам A, B, C и D. Прежде всего необходимо составить полные звенья. На схеме представлен способ составления звена, состоящего из четырех школьников, принадлежащих разным типологическим группам.

Из полного звена образуются звенья из двух учеников, при этом возможны три различных способа.

При составлении звеньев из трех учащихся возможны шесть различных способов: и в I, и во II случаях класс разбивается на звенья-тройки, а в случаях III–IV, кроме учеников, включенных в звенья-тройки, в классе остаются учащиеся одной из типологических групп, не включенные ни в одно звено. Таким образом, учитель на уроке может организовать работу с определенной типологической группой в то время, когда остальные учащиеся работают в звеньях-тройках.

Итак, выделенные из полного звена пары и тройки не являются постоянными для учащихся: учитель меняет их в зависимости от цели и задач групповой работы. Звенья из двух учеников являются эффективными при взаимопроверке и выполнении устных упражнений.
Например, классу дается работа.
1. Найдите значение выражения
(x – 10)2 – (x + 80) при x = 0,97.
2. Решите уравнение
x(x – 1) + 4(1 – x) = 0.
После самостоятельного выполнения заданий учащиеся проверяют друг друга, а затем результаты самостоятельной работы обсуждаются под руководством учителя. В данном случае последовательно осуществляется индивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Полные звенья и звенья-тройки, составленные I и II способами, эффективны при организации на уроке сочетания групповой и индивидуальной работы каждого учащегося. Выполняемые при этом задания могут быть самыми разнообразными: решение задач, построение графиков, составление таблиц, выполнение практических работ и т.д. Рассмотрим несколько примеров.
Классу дано задание.
1. Решите систему уравнений известными вам способами.
Работа выполняется в звеньях из трех человек. Звеньевой распределяет задания: одному —
решить систему графически, другому — способом сложения, третьему — способом подстановки. После индивидуальной работы учащиеся приступают к групповой работе: сверяют ответы, проверяют друг у друга решение, помогают не справившемуся с заданием товарищу.
2. Функция задана путем перечисления пар: (1; 3), (3; 5), (5; 7), (2; 2), (6; 4). Задайте функцию: а) с помощью стрелок; б) таблицей; в) графиком.
Задание выполняется аналогично.
3. Постройте график функции, заданной формулой y = –0,5x2. Найдите по графику, при каких значениях x переменная y:
а) принимает значение, равное 0; –2; –5;
б) принимает значения, меньшие нуля;
в) принимает значения, большие –2.
Работа выполняется в полном звене. Звеньевой распределяет задания: найти значения функции на одном из указанных интервалов: [–4; –2], [–2; 0], [0; 2], [2; 4]. Затем все учащиеся заполняют таблицу, строят график, сравнивают полученные ответы.
Звенья учащихся, созданные III–VI способами, эффективны при организации групповой работы в звене в сочетании с фронтальной или коллективной работой учащихся, не включенных в звено.
Исходя из особенностей каждой типологической группы, учитель определяет цели дифференцированной работы с учащимися и помощь, которую им можно оказать непосредственно на уроке. Например, работа учителя с группой D направлена либо на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях и навыках, либо на актуализацию знаний и умений, необходимых для изучения нового материала, либо на развитие умений осуществлять самостоятельные действия по образцу, воспроизводить ранее изученный материал, а также на развитие интереса к предмету.
Дифференцированная работа учителя с учащимися группы A направлена либо на расширение и углубление знаний по пройденному материалу, либо на развитие умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, либо на развитие умений решать нестандартные творческие задачи.

Золотухина А.