Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №5/2010

О роли личности педагога

В современном обществе школьному образованию предъявляются высокие, порой сложно достижимые и в чем-то противоречивые требования. В целом их можно охарактеризовать как активную помощь и поддержку становления личности ученика на всех уровнях:
— когнитивном (формирование комплекса знаний, умений и навыков, продиктованных современным уровнем прогресса);
— мотивационном (выработка положительной внутренней мотивации получения образования);
— морально-этическом (привитие норм социального поведения);
— эстетическом (развитие чувства прекрасного).
А какими личностными чертами должен обладать современный учитель?
Старшеклассникам, участникам областного тура олимпиады по математике, было предложено написать сочинение-эссе на тему «Учитель, который оставил глубокий след в моей жизни». В результате анализа 172 работ выяснилось, что абсолютное большинство опрашиваемых признало, что профессионализм учителя определяется прежде всего сочетанием личностных качеств, поэтому главное в деятельности учителя — использовать свой личностный потенциал.
Несомненно, эффективность педагогического взаимодействия (а значит, и всего образовательного процесса в целом) зависит от уровня межличностных отношений. Анализ имеющихся материалов позволил выделить три модели поведения учителей, не умеющих выстраивать такие отношения: учитель-маска, учитель-деспот и беспомощный учитель.
Первая модель — двуличный, лицемерный, скрытный в общении как с учениками, так и с коллегами, отказывающий в педагогической помощи; вторая модель — жесткий автократ, не признающий мнения ученика, опирающийся на подавление инициативы; третья модель — не умеющий организовать учебный процесс, не пользующийся уважением учащихся, несмотря на возможную широкую осведомленность.
Во всех этих случаях нелюбовь к преподавателю перекидывалась на отношение к предмету, и многие учащиеся отмечали, что на урок к такому учителю они шли с неохотой; не интересовались изучаемым материалом; недостаточно хорошо его понимали, значит, изучение этого предмета не могло считаться вполне успешным, а следовательно, и деятельность такого педагога не могла считаться адекватной поставленной задаче образования.
Но в сочинениях обнаружилось и немало положительных примеров выстраивания педагогического взаимодействия. Учителя-коммутаторы, просветители-интеллигенты, организаторы-воспитатели, предметники-тренеры — каждый находил «свой конек», используя который он покорял своих учеников, увлекал заданиями, заинтересовывал, прививая тем самым любовь к предмету.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "5French". Изучение французского языка онлайн, а также французской культуры и традиций, бесплатная база знаний для изучения языка, высококвалифицированные репетиторы, бесплатные пробные уроки. Узнать подробнее о прохождении курса, цены, контакты и оставить заявку на пробный урок Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://5french.com/.

На сегодняшний день педагогический процесс все больше рассматривается в контексте личностно ориентированного образования. С этой точки зрения педагогические психологи выделяют феномен синтонности, то есть педагогического взаимодействия, при котором ярко выраженные личностные качества учителя и его «инструментарий» наиболее приемлемы для конкретного ученика, то есть «резонируют» с его индивидуальными особенностями, отвечают его ожиданиям. Синтонность — это предпосылка той «встречи» педагога и ученика, которая обеспечивает наибольший эффект развития последнего, благодаря взаимодействию с наиболее значимым для него взрослым.
Данные свидетельствуют о том, что подобные «встречи» остаются в памяти учеников на всю оставшуюся жизнь. У каждого человека есть такой учитель, поэтому чем больше учителей-индивидуальностей, тем успешнее будет осуществляться индивидуальный подход. Индивидуальность и профессионализм — две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что результатность, успешность профессиональной деятельности определяется прежде всего личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области педагогики и методологии обучения тому или иному учебному предмету, но главное — учитель должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся, так как цель образования — не только дать знания, но и способствовать становлению личности ученика.
Дополню свои слова примером одного исследования американских психологов. Эксперимент состоял в том, что в одном из классов преподавание «поручили» компьютеру, минимизировав воздействие учителя. Несмотря на применение самых передовых образовательных программ, в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, существенно снизились показатели успеваемости, причем не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике. Таким образом, стала ясна незаменимость педагогического взаимодействия на уровне межличностного общения и взаимовлияния.
В наше время не менее актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Полезно прочитать:

Бейзеров В. Школа и компьютер // Педагогика, 2003, № 6.
Козлова Г.Н. «Воспитательная сила» школы //
Педагогика, 2003, № 3.
Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика, 2003, № 3.
Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн.1.
Торхова А.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика, 2003, № 6.

Гребнева З.