Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №5/2010

Учитель не имеет права быть бескрылым

Школа — это Дом, где стены — педагоги, фундамент — дети, а крыша — педагогические технологии. Если стены прочные, из хорошего материала; если не течет крыша, то школа становится домом, где отогреваются сердца. И тогда лучшей в мире дорогой для детей становится дорога в школу.
А еще говорят, что в родном доме и стены помогают. Поэтому я считаю, что повышение уровня значимости профессии учителя зависит и от самого учителя-педагога-воспитателя, тем более что ребенок — это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности.

Горжусь я и мучусь –
В руках у меня
Находится участь
Грядущего дня!

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя, нужно не ждать каких-то изменений извне (а так хочется, чтобы кто-то за тебя все сделал и изменил твою учительскую жизнь к лучшему), а менять и меняться самому! Каждый человек способен изменить себя, поэтому мне захотелось самой в этом разобраться.

1. Учитель должен быть талантлив! Я знаю, что каждый человек талантлив, а учителю обязательно надо раскрыть свой талант и не позволить жизненным трудностям «закопать его в землю». Талант педагога — это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Ведь каждый день мы идем в класс к детям, и происходит чудо: будто на сцене театра разыгрывается действие спектакля, название которому «Урок», и мы покоряем детские души, сея в них разумное, доброе, вечное.

Публикация статьи произведена при поддержке репетитора по физике в Уфе. Устьянцев Василий Николаевич - заслуженный учитель физики РБ и РФ высшей категории со стажем работы учителем физики более 30 лет. Индивидуальные занятия в центре города - индивидуальный подход к каждому ученику, подготовка к ОГЭ И ЕГЭ по физике. Узнать подробную информацию о репетиторе и занятиях, контакты Вы сможете на сайте: http://repetitor-ufa1.ru/.

2. Учитель должен иметь духовное здоровье. У учителя должна быть потребность занять ум, потребность думать, мыслить, понимать то, что видит... Вряд ли надо доказывать, что ум не роскошь, а гигиена: гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко захлебнуться и утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается на человека со всех сторон. Тем более что этот поток несет с собой вовсе не только доброкачественную духовную пищу. Так что забота о духовном здоровье имеет и прямой социальный, жизненно важный для каждого человека смысл.

3. Учитель должен быть всегда молодым! Что же такое молодость для учительства? Я попыталась расшифровать сначала само слово. Итак, слово «молодость» расшифруем следующим образом: М — молодые; О — озорные; Л — любознательные; О — отзывчивые; Д — добродушные; О — оптимисты; С — созидатели; Т — творцы; Ь — для смягчения жизненного негатива.
Именно люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями, педагогами, воспитателями. Учителям некогда стареть — они всегда в центре молодого поколения, они всегда молоды!

4. Учитель должен быть мудрым и сильным! Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, и оно уже не течет, а мчится как ветер, вот тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем в спокойные и неторопливые времена. И тогда каждый из нас может свернуть горы: написать за ночь сценарий мероприятия, подготовить и провести открытый урок, сделать ремонт в классе, и чем больше дел, тем больше у нас для этого появляется сил.

5. Учитель должен жить с верой в лучшее! Мы верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки. Мы верим, что добро обязательно победит зло и что любовь — это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на земле.
А еще мы, учителя, верим в хороших, честных и добрых людей и в чудеса.

6. Каждое дело надо выполнять творчески. Представим все знание человечества в виде шара. Тогда пространство вне шара — область неизвестного; поверхность шара показывает границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным, и каждая точка этой поверхности — новая нестандартная ситуация.
Шар знаний в последнее время стал резко «раздуваться», количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, также резко возросло, возросла и ответственность за их решение. Хорошее решение задачи — новые возможности, плохое — новые неприятности, вплоть до войн и экологических катастроф.
У человечества появилась естественная и необходимая потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума — безграничны, они могут быть приравнены лишь к энергетическим ресурсам Солнца.

7. Учитель должен иметь активную жизненную позицию. Человек — существо не только биологическое, но в большей степени общественное. Его жизнь будет неполной, если он не вписан в окружающую среду многообразными связями, не является участником жизни этой среды, ее преобразователем и созидателем, не противостоит деструктивным явлениям.
Мы говорим: «Дети — цветы жизни». Только люди, работающие с детьми, знают, как изломан и растоптан бывает порою этот цветок, сколько бед и несчастий сваливается на его маленький хрупкий организм и как неимоверно трудно бывает снова вдохнуть тепло в его душу.

8. Учение с увлечением. В качестве факта необходимо признать, что большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может.
Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики, кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику.
Моя педагогическая концепция учителя математики такова.
• Каждое занятие должно быть интересным, увлекательным и творческим.
• «Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий».
• Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха.
• Познание начинается с удивления.
• Тренируй креативность.
• Нельзя создавать ситуацию озабоченности по поводу неуспехов детей, нужно стремиться к обратному: показать, что им многое знакомо, следует лишь это умело использовать.
• Если у тебя это получается хуже, то что-то другое обязательно получится лучше.
• Нельзя судить о человеке раз и навсегда, нужно дать ему возможность раскрыться.
В юности я запомнила фразу: «Господи, дай мне крылья, чтобы взлететь над миром!» Эта фраза поразила меня тогда, живет во мне и теперь. Учитель не имеет права быть бескрылым; его крылья — творчество, источник вдохновения — дети, их глаза. Он несет свет Любви, душевного Тепла, Истины, Знаний.

Захарова С.