Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2010

Математический праздник «Мы бросаем скуке вызов»

Многие ученики могут сказать: «Математика — это скука!» Поэтому одной из задач любого учителя математики является воспитание у его учеников интереса к своему предмету. В нашей школе хорошей традицией стало проведение для учеников 5–6-х классов праздников математики. Целью таких праздников является возможность показать учащимся, что математика может быть не только строгой наукой.

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный праздник. Его нет в календаре, но для нашей школы он стал уже традиционным. Этот праздник посвящен математике — одной из самых важных наук. На вопрос «Для чего изучают математику?» — замечательно ответил еще в XIII в. английский философ Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». На нашем празднике вы увидите, что математика может быть не только серьезной и строгой, но и веселой, занимательной, требующей находчивости, эрудиции. В программе сегодняшнего вечера будут конкурсы для команд 5-х и 6-х классов, конкурсы для болельщиков и зрителей, сказки, стихи, песни, загадки, математические фокусы.
Ведущий представляет членов жюри, команды и капитанов команд.

Приветствие команды «Пятачки»
Мы вам вручаем цифру «5»,
Она — залог удачи.
И мы хотим, чтобы успешно
Решились все задачи.

Приветствие команды «Шестерёнки»
Мы — «Шестерёнки»: умны и задорны.
Приветствуем собравшихся взрослых и ребят.
Желаем соперникам только победы,
Ну а себе — не проиграть.

Команды занимают места за своими игровыми столами.

Песня-приветствие «А мы бросаем скуке вызов»

Представляете, какое положение:
В математике известно все заранее,
Дважды два — четыре, без сомнения,
Строги правила сложенья, вычитания.

Припев.
А мы бросаем скуке вызов,
Потому что, потому,
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть задачу за задачей
Мы решим, получим приз.
Только так, а не иначе,
Только так, а не иначе
И да здравствует сюрприз!

Математика — наука очень строгая.
Ошибешься — не найти тебе решения,
Нужно формулы все знать без исключения,
Чтоб идти к ответу верною дорогою.

Припев.

В лабиринтах формул,
в поисках решения,
Ничего для нас не будет неизвестного.
В математике найдем мы много разного —
И полезного, и очень интересного.

Припев.

Конкурс «Найди цифры»

Ведущий. Не каждому человеку дано быть художником. Но оказывается, что с помощью цифр можно изобразить легкоузнаваемый предмет, животное, человека. Такое изображение называется цифровым. Наше задание будет заключаться в том, чтобы найти все цифры на рисунке и посчитать, чему равна их сумма. При этом нужно учитывать, что цифра может быть изображена в любом положении. Чтобы различить цифры 6 и 9, у основания каждой из них поставлена точка.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс «Эрудит»

Ведущий. Каждая наука имеет свой язык. Знаете ли вы язык математики? Вы уже привыкли, что все ваши знания проверяются с помощью контрольных работ. Однако сегодня мы это сделаем, разгадывая кроссворд. Ведь кроссворд всегда показывает эрудицию человека. За каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Команды отвечают по очереди. Если команда не может ответить, то право ответа передается другой команде.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Компонент математического действия «вычитание».  6. Компонент математического действия «умножение».  8. Единица измерения массы.  9. Число, которое не может быть делителем.  11. Часть прямой, ограниченная двумя точками.  12. Запись, состоящая из одной или нескольких цифр.  13. Что находят, умножая длину прямоугольника на его ширину?
ПО ВЕРТИКАЛИ: 2. Самое маленькое натуральное число. 3. Число. 4. Одно из измерений прямоугольника. 5. Результат деления. 7. Результат вычитания. 8. Геометрическая фигура.
10. Часть прямой, ограниченная одной точкой.
ОТВЕТ: По горизонтали: 1. Уменьшаемое. 6. Множитель. 8. Тонна. 9. Нуль. 11. Отрезок.
12. Число. 13. Площадь. По вертикали: 2. Единица. 3. Миллион. 4. Ширина. 5. Частное. 7. Разность. 8. Треугольник. 10. Луч.

Инсценировка стихотворения «Ноль и единица»

Действующие лица: Ведущий, Единица, Ноль.
На выступающих надеты шапочки с соответствующими цифрами.

Ведущий.
Вот это — ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый Ноль Соседке Единице:

Ноль.
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.

Ведущий. Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:

Единица. Ты, Ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!

Ведущий. Ответил Ноль:

Ноль.
Я признаю,
Что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Коль примощусь я справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Ведущий. Сегодня мы с вами еще увидим в одном из заданий, насколько велика роль маленького, но могущественного Ноля. А теперь — конкурс капитанов команд.

Конкурс капитанов

Ведущий. Капитанам задаются вопросы. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот получает за него 1 балл.

1. В полдень из Москвы в Петербург выехал поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву выехал поезд со скоростью 80 км/ч. Через несколько часов они встретились. Какой поезд находился в момент встречи дальше от Петербурга?
2. Яйцо всмятку варили 3 минуты в широкой и глубокой кастрюле. Сколько понадобится времени, чтобы сварить всмятку 5 таких яиц?
3. Чему равно произведение всех чисел?

Ведущий. Числа в нашей жизни встречаются всегда и везде, а не только в математике. Существует много пословиц и поговорок, в которых упоминаются числа, при этом они играют очень важную роль. Вспомним хотя бы несколько из них:
Семь вёрст до небес, да всё лесом.
На гору десятеро тянут, под гору один столкнет.
Один как ясный месяц.

Конкурс для зрителей «Закончи пословицу или поговорку»

(Первый, правильно ответивший, получает приз.)
Лучше один раз увидеть...        [Чем 100 раз услышать.]
Два сапога — ...                        [Пара.]
Семеро одного...                       [Не ждут.]
Семь пятниц...                          [На неделе.]
Один с сошкой...                       [Семеро с ложкой.]

Конкурс команд «Отгадай загадку»

Ведущий. В загадках, также как и в пословицах, встречаются числа. Каждой команде задается по три загадки. За правильный ответ — по 1 баллу. Если команда не может ответить, право ответа передается другой команде. Команды отвечают по очереди.

На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
[Стол.]

Возле елок из иголок
Летним днем построен домик.
За травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион.
[Муравейник.]

Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — ...
[Осьминог.]

Нас семь братьев: летами все равные,
А именами разные.
[Дни недели.]

Четверо ребят
В одной шубе сидят.
А пятый в шубенке
Стоит в сторонке.
[Рука в варежке.]

Рядышком два стоят,
Направо, налево глядят.
Только друг друга совсем им не видно,
Это, должно быть, им очень обидно.
[Глаза.]

Инсценировка стихотворения «Треугольник и квадрат»

Действующие лица: Ведущий, Треугольник, Квадрат.

Ведущий.
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший — квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат.
Почему ты злишься, брат?

Ведущий.
Тот кричит ему:
Треугольник. Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Ведущий.
Но Квадрат ответил:

Квадрат. Брат!
Я же старше, я — квадрат.

Ведущий. И сказал еще нежней:

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

Ведущий.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:

Треугольник.
Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился —
Был квадратом,
А проснешься без углов.

Ведущий.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата.
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
 

Конкурс команд «Математический калейдоскоп»

Ведущий. Обеим командам выдаются задания, ответы на которые должны быть записаны на листочках и сданы в жюри. Затем каждая команда оглашает свой ответ. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.
1. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным:
а) III + I = I;
[III – II = I]
б) I = II = III.
[I + II = III; V – II = III]

2. Расставьте в выражении 68 + 20 : 4 – 2 скобки так, чтобы значение выражения равнялось 58.
[68 + 20 : (4 – 2)]

3. Продолжите последовательность чисел, чтобы в ней было не менее 10 чисел:
а) 3; 5; 9; 11; 15; 17...
[21; 23; 27; 29; 31]
б) 50; 46; 53; 49; 56; 52...
[59; 55; 62; 58; 65]

4. Из двух деревень навстречу друг другу вышли два крестьянина. Один шел со скоростью 5 км/ч, другой со скоростью 6 км/ч. Чему было равно расстояние между ними за 3 ч до встречи?
[33 км]

Конкурс «Задачи на внимание»

Задания для зрителей
1. Два отца и два сына несли три апельсина. Сколько нес каждый?
[По одному.]

2. У родителей шесть сыновей и у каждого из них есть сестра. Сколько всего детей в семье?
[7]

3. Цапля на одной ноге весит 10 кг? А на двух?
[10 кг]

4. Старинная задача. Шел мужик в Москву, а навстречу ему семь богомолок. У каждой из них по мешку; в каждом — по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

Задания для команд
Команды отвечают одновременно, за каждый правильный ответ и объяснение — 2 балла.
1. Три человека ждали поезд 3 ч. Сколько времени ждал каждый? [3 ч]
2. Веревку разрезали на 5 частей. Сколько сделали разрезов? [4]
3. Сколько концов у палки? [2]
У шести палок? [12]
У шести с половиной палок? [14]
4. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять ершей. Сколько птиц? Ответь скорей. [5]

Математическая забава М.Ю. Лермонтова

Ведущий. А вы знаете, что М.Ю. Лермонтов был не только великим поэтом, но и большим любителем математики? На различных вечерах, чтобы развлечь окружающих, он показывал математические фокусы. Примерно такие.
Одному из зрителей предлагается задумать число (не больше 20 — для быстроты счета). Прибавить к нему 25, прибавить еще 40, отнять 36, отнять задуманное число, остаток умножить на 2, отнять 8. Получится 50.
Второму зрителю предлагается задумать число (не больше 20). Прибавить к нему 18, отнять 4, прибавить 46, отнять задуманное число, разделить остаток на 15. Получится 4.
Всем предлагается подумать, как это получается. Для этого можно повторить первый фокус, но уже всем предлагается загадать число и выполнить все действия. При этом у всех получится один и тот же ответ: 50. После чего раскрывается секрет: при вычитании задуманного числа оно исключается, и к результату приводят действия только над теми числами, которые дает отгадчик.

Заключение

Подводятся итоги конкурсов. Объявляется команда-победительница. Всем участникам команд, а также артистам дарятся небольшие памятные сувениры.
Заключительное слово учителя. Закончить наш праздник хочется стихотворением поэта Дмитрия Кедрина, которое называется «Задача» и было написано 1 марта 1945 года.

Мальчик жаловался, плача:
«В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!»
«Не печалься! — мама отвечала. —
Отдохни и все начни сначала!»
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется —
Все равно решать ее придется.
Если скажет он, что силы нету,
То ведь жизнь потребует ответа!
Времени она оставит мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.

Чудновская Т.