Тема номера: Подводим итоги экзаменов
Еще совсем недавно мы получили первые статистически значимые данные, позволяющие сравнивать наше образование с зарубежным, - данные международных исследований. Оказалось, что мы не "впереди планеты всей", что мы занимаем "середину турнирной таблицы", причем даже в такой области, которой привыкли гордиться - в области математического образования. Оказалось, что и учат в зарубежных школах тому, чему мы не учим - вероятностью и статистикой увлекаются, и акценты у них другие - все больше прикладные. Но ведь мы такие основы закладываем научные, так логическое мышление развиваем, на кружках-олимпиадах нестандартные задачи целыми классами решаем! Казалось бы, только за счет этого наши ребята должны "выехать". Не выезжают, или точнее, "выезжают" немногие. А остальные все больше не отвечают на самые простые, программные вопросы, самого что ни на есть обязательного уровня.
Наверное, одна из бед в том, что наши способы оценивания качества того образования, которое мы даем, носят все больше качественный, а не количественный характер. Да и о каком количестве можно говорить, если выражается оно тремя цифрами: 3-4-5. Вот и определяем мы это самое качество, все больше глядя ученику в глаза.
Можно ругать единый госэкзамен за многие несовершенства, но нельзя не отметить, что, пожалуй, впервые мы получили измерительный инструмент, и измерения эти носят не выборочный, а массовый характер.
Но появилась другая беда: магия цифр. Все чаще возникает ощущение пресловутой "средней температуры по больнице". Даже хуже. Вычисляется не только средняя температура по больнице, но и средние по каждому отделению, а затем сравниваются со средней по больнице. А за этим уже следуют "разборки": почему это у нас в терапевтическом отделении она выше средней - дать всем жаропонижающее, а что это у нас в морге она ниже средней - достать всех из холодильников. Черный юмор? Не такой уж он и черный, если вспомнить, что в образовании за каждой средней цифирью стоят живой ученик и еще живой учитель. Как построить систему оценки качества образования так, чтобы не навредить, чтобы им не сделать больно, чтобы цифры помогали учителю решать его педагогическую задачу? А не сечь учителя результатами, показанными его учениками на ЕГЭ. Нет уверенности в том, что за выстроенным рейтингом школ не последуют строгие меры для тех, кто оказался в его хвосте, без выяснения, что сложный микрорайон, что плохая экология, что коррекционные классы и т.д.
Вот такие размышления навеяли материалы, относящиеся к теме этого номера. Что ж, мы учимся измерять в образовании и правильно распоряжаться результатами измерений. Это хорошо. Дело новое, полезное. И хочется пожелать нам всем, приобретая количество - не забывать о качестве.
А главное, за стройными рядами цифр не разучиться видеть глаза наших учеников.
Л. Рослова
Предлагаю коллегам
- С. Дворянинов. К столетию последовательности Морса-Туэ
Экзамены
- Л. Денищева, Г. Безрукова, К. Краснянская. Что знают и умеют выпускники-2006
- И. Ященко, А. Семенов, В. Голубев, В. Мирошин, П. Самсонов. Обсуждаем итоги экзаменов
Математическая школа
- В. Вавилов, М. Колоскова. Принцип включения-исключения
На стенд
Олимпиады, конкурсы, турниры
- Н. Жарковская. Тестирование «“Кенгуру” – выпускникам-девятиклассникам»
Лекторий
- В. Смирнов, И. Смирнова. Геометрия на профильном уровне обучения. Лекция 8
Задача номера
- Из пяти квадратов
- Решение задачи «Запись на доске»
Доска объявлений
- Это вы читали в газете в 2006 году
Страничка психолога
- В. Арсланьян. Решаем проблемы дисциплины
Лента новостей
- Т. Малкова. Математический праздник в Стекловке
|