Издательский дом «Первое сентября». Учебно-методический журнал. Выходит с 1992 года

   РУБРИКИ
N24 (614), 16-31.12.2006
ССЫЛКИ 

Уважаемые читатели журнала «Математика»!

Мы надеемся на продолжение нашего общения и приглашаем оформить подписку на журнал на 2 полугодие 2022 года.

Ваша редакция


Тема номера: Подводим итоги экзаменов

Еще совсем недавно мы получили первые статистически значимые данные, позволяющие сравнивать наше образование с зарубежным, - данные международных исследований. Оказалось, что мы не "впереди планеты всей", что мы занимаем "середину турнирной таблицы", причем даже в такой области, которой привыкли гордиться - в области математического образования. Оказалось, что и учат в зарубежных школах тому, чему мы не учим - вероятностью и статистикой увлекаются, и акценты у них другие - все больше прикладные. Но ведь мы такие основы закладываем научные, так логическое мышление развиваем, на кружках-олимпиадах нестандартные задачи целыми классами решаем! Казалось бы, только за счет этого наши ребята должны "выехать". Не выезжают, или точнее, "выезжают" немногие. А остальные все больше не отвечают на самые простые, программные вопросы, самого что ни на есть обязательного уровня.
Наверное, одна из бед в том, что наши способы оценивания качества того образования, которое мы даем, носят все больше качественный, а не количественный характер. Да и о каком количестве можно говорить, если выражается оно тремя цифрами: 3-4-5. Вот и определяем мы это самое качество, все больше глядя ученику в глаза.
Можно ругать единый госэкзамен за многие несовершенства, но нельзя не отметить, что, пожалуй, впервые мы получили измерительный инструмент, и измерения эти носят не выборочный, а массовый характер.
Но появилась другая беда: магия цифр. Все чаще возникает ощущение пресловутой "средней температуры по больнице". Даже хуже. Вычисляется не только средняя температура по больнице, но и средние по каждому отделению, а затем сравниваются со средней по больнице. А за этим уже следуют "разборки": почему это у нас в терапевтическом отделении она выше средней - дать всем жаропонижающее, а что это у нас в морге она ниже средней - достать всех из холодильников. Черный юмор? Не такой уж он и черный, если вспомнить, что в образовании за каждой средней цифирью стоят живой ученик и еще живой учитель. Как построить систему оценки качества образования так, чтобы не навредить, чтобы им не сделать больно, чтобы цифры помогали учителю решать его педагогическую задачу? А не сечь учителя результатами, показанными его учениками на ЕГЭ. Нет уверенности в том, что за выстроенным рейтингом школ не последуют строгие меры для тех, кто оказался в его хвосте, без выяснения, что сложный микрорайон, что плохая экология, что коррекционные классы и т.д.
Вот такие размышления навеяли материалы, относящиеся к теме этого номера. Что ж, мы учимся измерять в образовании и правильно распоряжаться результатами измерений. Это хорошо. Дело новое, полезное. И хочется пожелать нам всем, приобретая количество - не забывать о качестве.
А главное, за стройными рядами цифр не разучиться видеть глаза наших учеников.

Л. Рослова

Предлагаю коллегам
  • С. Дворянинов. К столетию последовательности Морса-Туэ
Экзамены
  • Л. Денищева, Г. Безрукова, К. Краснянская. Что знают и умеют выпускники-2006
  • И. Ященко, А. Семенов, В. Голубев, В. Мирошин, П. Самсонов. Обсуждаем итоги экзаменов
Математическая школа
  • В. Вавилов, М. Колоскова. Принцип включения-исключения
На стенд
  • Ал-Хорезми
Олимпиады, конкурсы, турниры
  • Н. Жарковская. Тестирование «“Кенгуру” – выпускникам-девятиклассникам»
Лекторий
  • В. Смирнов, И. Смирнова. Геометрия на профильном уровне обучения. Лекция 8
Задача номера
  • Из пяти квадратов
  • Решение задачи «Запись на доске»
Доска объявлений
  • Это вы читали в газете в 2006 году
Страничка психолога
  • В. Арсланьян. Решаем проблемы дисциплины
Лента новостей
  • Т. Малкова. Математический праздник в Стекловке
Издательский дом  «Первое сентября» 
Подписка 
Рекламодателю 
Наши 
координаты 

Подшивка 
2001-2017
 



Редколлегия 
Главный редактор 
Л. РОСЛОВА 
Редакторы 
П. Камаев, 
О. Макарова 
Отв. секретарь 
Т. Черкавская 
Компьютерная 
вёрстка
 
Л. Кукушкина 
Корректор 
Л. Громова 
Дизайн обложки 
Э. Лурье 
Дизайн макета 
И. Лукьянов 


Журнал выходит 10 раз в год: каждый месяц, кроме июня и июля.

Подписка

Журнал «Математика» с 2017 года издается ЧОУ ДПО МЦНМО (ЧОУ ДПО «Московский Центр непрерывного математического образования»).

Подписаться или купить электронную версию журнала возможно в Личном кабинете Первое сентября или магазине «Математическая книга».

На бумажную версию журнала «Математика» можно подписаться на несколько месяцев или на полугодие:

  • на сайте Почты России: podpiska.pochta.ru/press/ПН398,
  • на сайте агентства АРЗИ: akc.ru/itm/matematika,
  • в почтовых отделениях у оператора по электронной версии каталога Почты России: подписной индекс — ПН398.
Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4
Телефон: +7 (495) 637-82-73
Электронный адрес: journal.mat@yandex.ru
Издательский дом «Первое сентября»
Рейтинг@Mail.ru
© «Первое сентября» 
 
Рейтинг@Mail.ru