Т. Павленко,школа № 29,
г. Стерлитамак, Башкортостан
Графические
диктанты
и устные контрольные работы
5—6 классы
Статья опубликована при поддержке Гостиничного комплекса «ИТАКА+». Останавливаясь в городе судостроителей Северодвинске, вы не столкнетесь с проблемой поиска временного жилья. Тут, на сайте гостиничного комплекса «ИТАКА+» http://itakaplus.ru, вы сможете легко и быстро снять квартиру в городе, на любой срок, с посуточной оплатой.
Устные контрольные работы
Развитие вычислительных навыков, обучение рациональным приемам счета – одна из главных задач работы учителя. Этому способствуют устные упражнения. Однако некоторые ученики могут просто не считать, надеясь, что учитель их не спросит. Во время проведения устной контрольной работы они вынуждены работать самостоятельно, быстро и организованно. Ответы к упражнениям (по вариантам) могут быть различными или одинаковыми, последние очень удобны при проверке. Например, после изучения тем: «Умножение дробей», «Распределительный закон умножения», «Нахождение дроби от числа» в 6-м классе можно провести следующую работу.
Вычислите: | ||
|
Вариант 2 | |
Упростите: | ||
Найдите: | ||
Ответы: 1. 15. 2. 9. 3. 4. 54. 5. 32. 6. 11. 7. 0,015. 8. 9. 10. 56. 11. 21. 12. 0,14.
Ученики пишут диктанты под копирку, записывая ответы под соответствующим номером. Первый экземпляр сдается учителю. Проверку можно осуществить различными способами: а) с помощью кодоскопа; б) самопроверка; в) взаимопроверка. Результаты сообщаются на этом же уроке. Критерии оценок в зависимости от количества примеров: 0 ошибок – «5»; 1–2 ошибки – «4»; 3–4 ошибки – «3».
Контрольная работа «Сложение и вычитание десятичных дробей»
На данную работу отводится 35 минут (вместе с проверкой). Примеры заранее записаны на плакатах в виде блок-схем, а ответы сопровождаются иллюстрациями животных, птиц, сказочных персонажей. К каждой блок-схеме записан вопрос.
1. Какая рыба без чешуи?
[Щука – 4,3; налим – 3,5; сом – 2; карась – 3; окунь – 6,1.]
2. Из какой сказки слова: «...а дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»?
[«Три медведя» – 8; «Маша и медведь» – 6; «Медведь» – 7.]
3. Какое озеро в нашей стране называют «жемчужиной планеты»?
4. Какая самая яркая звезда на зимнем ночном небе в Северном полушарии?
[Вега – 15,1; Сириус – 22; Альтаир – 21.]
5. Скажите, поскорей, какое животное бегает всех быстрее?
[Лось – 10; гепард – 4; заяц – 8.]
6. Какая птица может ходить по дну водоема?
[Сойка – 5,1; оляпка – 4; ласточка – 8.]
- Сом – это очень спокойная рыба. Его еще называют «речным поросенком». Обыкновенный европейский сом строит под водой примитивное гнездо из растений и мусора.
- «Медведь». На большей части нашей территории обитает бурый медведь. Он часто является одним из персонажей сказок. В лесу надо быть очень осторожным и не показываться зверю на глаза. Медведя отпугивает громкий крик.
- Байкал – самое глубокое пресноводное озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные породы рыб: омуль, осетр. Знаменит Байкал необычайно чистой водой. Из Байкала вытекает единственная река Ангара, а впадает в него около 300 рек.
- Сириус. В ясный зимний вечер эту звезду нетрудно найти на небе. Она выделяется среди других звезд ярким голубоватым мерцанием. Египетские жрецы называли Сириус священной звездой, по движению Сириуса предсказывали наводнение. По наблюдениям за Сириусом и Солнцем жрецы рассчитали, что год продолжается 365 суток, и разработали календарь, очень простой и удобный. В нем было 12 месяцев по 30 дней в каждом.
- … Гепард. По внешнему виду напоминает крупную собаку с длинными ногами и небольшой кошачьей мордой. Гепард привыкает к человеку и становится ручным. Охота с гепардом широко распространена в Индии. У гепарда быстрые и сильные ноги, охотится он исключительно на антилоп.
- Оляпка – певчая птичка, бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.
Устная контрольная
работа «Рациональные приемы вычисления»
6 класс
Вычислите: | ||
1. | 2. | |
3. | 4. | |
5. 2,5 •3,1•4; | 6. 8•3,4•1,25; | |
7. | ||
8. 0,5•60•0,3; | 9. | |
10. 0,02 + 2,2 + 0,08; | 11. 7,1 + 3,99 + 2,01; | |
12. 4505 : 1000 + 5,495; | 13. |
Систематическая работа над развитием устных вычислительных навыков дает положительные результаты во время проведения письменных работ: ребята меньше стали делать ошибок.
Контрольная работа «Буквенные выражения», «Упрощение выражений», «Распределительный закон умножения»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Упростите выражения: | ||
1. a + a + 13 + a + 27; 2. x + 142 – 12; 3. b – 15 + 40; 4. p•8c•13; 5. 125x•4•2. |
1. x + 17 + x + x + 23; 2. a + 158 – 28; 3. c – 38 + 63; 4. a•26x•4; 5. 100a•2•5. |
|
Раскройте скобки: | ||
6. 2x(3 – 4a + b); 7. (2a + b – 2)•2. |
6. 3a(2 + 4b – c); 7. (3x – 2 – 2y)•3. |
|
Решите уравнения: | ||
8. 9a + a = 500; 9. 4•25x = 800. |
8. 15y – 5y = 500; 9. a•5•20 = 800. |
|
Вычислите: | ||
10. 89•121 – 79•121; 11. 10•8 + (83 – 48) : 5. |
10. 95•315 – 95•305; 11. 37 + (80 – 8•6) : 8. |
|
Плановые контрольные
работы
5 класс
Контрольная работа
№ 1
«Натуральные числа»
Выполните «цепочку» действий:
1. 72 : 8 | 2. 56 : 7 | 3. 63 : 9 | 4. 54 : 6 | 5. 81 : 9 |
+ 51 | • 5 | + 33 | • 7 | + 41 |
: 15 | – 13 | : 8 | + 17 | : 5 |
• 9 | : 9 | • 13 | : 10 | • 7 |
+ 14 | + 17 | – 25 | – 8 | – 17 |
: 25 | : 5 | : 20 | : 9 | + 7 |
+ 13 | + 19 | + 19 | + 10 | : 15 |
– 15 | : 23 | : 7 | : 2 | – 4 |
• 8; | • 10; | + 19; | • 17; | : 6. |
6. 10 000 – 1000 + 100 – 10 + 1.
7. Натуральные числа записаны по порядку с 1 до 20. Сколько всего цифр использовано для их записи?
8. Установите закономерность в следующих рядах натуральных чисел и допишите по два числа в каждом ряду:
а) 2, 4, 6, 8, ...;
б) 1, 10, 100, 1000, ...;
в) 1, 2, 6, 24, ...;
г) 1, 2, 4, 8, ... .
Контрольная работа
№ 2
«Натуральные числа»
1. Выполните «цепочку» действий:
1. 28 + 32 | 2. 90 – 34 | 3. 62 – 27 | 4. 95 – 37 | 5. 100 – 8 |
: 12 | : 14 | : 7 | : 29 | : 2 |
• 17 | • 13 | • 19 | + 90 | – 45 |
+ 25; | + 18; | – 16; | : 23; | • 47. |
6. Какое число пропущено?
7. Значение какого числового выражения больше:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 или 9 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1?
Контрольная работа
№ 3
«Решение уравнений»
1. 36 : a = 36;
2. m : 14 = 1;
3. 1 : n = 1;
4. p : 1 = 1;
5. k : 5 = 0;
6. l : l = 1.
Зная, что 126•35 равно 4410, выполните деление или решите уравнение:
7. 4410 : 35;
8. 4410 : 126;
9. m : 35 = 126;
10. p : 126 = 35;
11. 4410 : k = 126;
12. 35x = 4410;
13. 4410 : t = 35;
14. 126y = 441•10.
Контрольная работа №
4
«Упрощение выражений»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Упростите выражения: | ||
1. m + m + m + 62 + 13; 2. 2x + 15 + 3x + 12; 3. 86a – 47a; 4. 201a + a; 5. 14b + 16b – 4b; 6. 36a + 18 + 14a – 5; 7. b + 127 – 20; 8. x – 18 + 20; 9. (54 + m) – 8. |
1. k + 35 + k + k + 41; 2. 4a + a + 8 + 5a; 3. 302m – 12m; 4. 56n – n; 5. 28x – 8x – 10x; 6. 38 + 5a + 12 + 6a; 7. a – 30 + 55; 8. 186 + n – 36; 9. (12 – k) + 24. |
|
Решите уравнения: | ||
10. (x + 15) – 8 = 10; 11. 25 – (x + 6) = 9. |
10. (y – 5) + 12 = 30; 11. 49 – (a + 10) = 30. |
Контрольная работа
№ 5
«Упрощение выражений. Решение уравнений»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Упростите выражения: | ||
1. 50x•39; 2. k + 591 + 209; 3. 20•30a; 4. 70 + 3k + 196; 5. 125x•8•4; 6. 215 + 2k + 185 + x. |
1. 65 + 2m + 25; 2. x•13•5; 3. 125x•2•8; 4. 24x•5; 5. 405 + a + b + 95; 6. 25•2a•40. |
|
Решите уравнения: | ||
7. 10a – a = 79; 8. 6a + 3a – a = 6400; 9. 3x + 7x + 18 = 178; 10. 49x – x = 96; 11. x + 2x – 8 = 16. |
7. 4x + x + 5x = 1240; 8. 9y + y = 500; 9. 6x – 2x + 25 = 85; 10. 102m – m = 404; 11. 3x – x + 10 = 24. |
|
При каком значении неизвестного верно равенство: | ||
12. 38 – a = 0; 13. x + x = 64? |
12. b – b = 0; 13. 13 + y + y + y = 13? |
Контрольная работа
№ 7
«Площади и объемы. Формулы»
Вариант 1
1. Найдите по формуле пути
значение S, если v = 12 км/ч, t = 240 мин.
2. Найдите по формуле пути значение t, если S =
180 м, v = 18 м/с.
3. Найдите по формуле периметра прямоугольника
периметр P, если a = 8 см, b = 6 см.
4. Найдите значение выражения 52 – 32.
5. Найдите площадь квадрата, если его сторона
равна 12 см.
6. Найдите площадь прямоугольника, если a = 12 см,
b = 7 см.
Вариант 2
1. Найдите по формуле пути
значение S, если v = 15 м/мин, t = 120 с.
2. Найдите по формуле пути значение t, если S =
360 км, v = 20 км/ч.
3. Найдите по формуле периметра прямоугольника
периметр P, если a = 12 см, b = 7 см.
4. Найдите значение выражения 62 + 42.
5. Найдите площадь квадрата, если его сторона
равна 11 см.
6. Найдите площадь прямоугольника, если a = 8 см, b
= 6 см.
Контрольная работа
№ 8
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Выполните действия: | ||
1. 0,19 – 0,08; 2. 5,25 – 3,75; 3. 3,46 – 2,51; 4. 5 – 4,99; 5. 27,9 – 8; 6. 1,85 + 2,8 + 2,15; 7. 3,4 + 0,007 + 0,06; 8. 0,6 – 0,023; 9. 0,36 + 0,48 – 0,2; 10. 1,05 – 0,5; 11. 1,54 + 0,09 + 1,46. |
1. 4,46 – 2,51; 2. 4,01 – 3,02; 3. 25,05 – 15,96; 4. 18 – 15,01; 5. 84,5 – 9; 6. 1,93 + 0,88 + 0,07; 7. 7 + 0,005 + 0,8; 8. 0,7 – 0,034; 9. 0,64 + 0,36 – 0,95; 10. 2,04 – 0,4; 11. 0,18 + 3,6 + 0,82. |
|
12. Выполните «цепочку» действий: | ||
3,6 + 2,4 – 4,3 – 0,7 + 1,09 + 0,91. |
5,4 – 1,6 + 2,2 – 5,5 + 1,05 – 1,3. |
Контрольная работа
№ 9
«Действия с десятичными дробями»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Вычислите: | ||
1. 0,14 + 0,06; 2. 2 – 0,7; 3. 100•0,012; 4. 0,42 : 7; 5. 0,43; 6. 2,06 + 1,04; 7. 0,052; 8. 4,08 : 4; 9. 40 : 0,4; 10. 200 : 0,5; 11. 0,18 : 0,6; 12. 0,32•10 : 100. |
1. 5,7 + 0,13; 2. 2,85 – 1,5; 3. 0,8•0,5; 4. 0,5 : 2; 5. 3,18 – 1,08; 6. 5,4•0,1; 7. 0,33; 8. 0,8 : 0,2; 9. 1000 : 0,01; 10. 0,1 : 0,01; 11. 0,022; 12. 0,23•100 : 10. |
Контрольная работа
№ 10
«Действия с десятичными дробями. Проценты»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Выполните «цепочки» действий: | ||
1. 7,8 : 0,2 • 0,1 – 2,6 + 2,15 : 3 – 0,15; |
1. 2,8 + 6,2 : 0,1 : 60 • 2 – 0,25 : 0,01; |
|
2. 4,6 + 2,2 : 0,2 – 30,5 • 0,01; |
2. 3,9 + 2,7 : 11 • 13 – 2,74; |
|
3. 4,6 + 2,2 : 0,2 – 30,5 • 0,1; |
3. 3,9 + 2,7 : 11 • 13 – 2,75; |
|
4. 5,5•10 : 1,1 + 0,01 + 2,55. |
4. 2 – 0,6 • 0,3 : 6 + 0,23. |
|
5. Найдите 50% от: 3 м; 2 ч; 1 дм; 90°. | 5. Найдите 10% от: 1 кг; 3 р.; 1 л; 1 а. | |
6. Найдите число, если 10% этого числа равны: 0,5; 1; 18. | 6. Найдите число, если 25% этого числа равны: 5; 0,5; 1,3. |
Контрольная работа
№ 11
«Система мер»
Выполните «цепочку» действий: | ||
1. 1 ч 20 мин : 4 – 15 мин : 100 + 7 с; |
2. 2 га 10 а : 7 + 15 а : 500 – 9 м2; |
3. 2 кг 50 г : 5 + 190 г • 80 – 3 кг 300 г; |
4. 6 м 20 см : 31 + 30 см • 4 – 1 м 60 см; |
5. 600 кг 120 г : 4 • 20 – 1 кг 10 г : 100; |
6. 3 л : 6 : 10 + 150 см2 • 5; |
7. 1 м : 10 + 30 дм2 : 8 : 50; |
8. 2 га : 4 – 20 а : 15 : 50 м2; |
9. 5 дм3 : 100 – 25 см3 • 5 • 8. |
Контрольная работа
№ 12
«Обыкновенные дроби»
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Запишите в виде неправильной дроби: | ||
Выделите целую часть: | ||
Выполните действия: | ||