г. Пермь
Одну задачу – несколькими методами
10 класс
Решение одной задачи несколькими способами чрезвычайно полезно, так как демонстрирует учащимся единство математики, приводит знания в систему и, в конечном итоге подводит школьников к пониманию важнейшей мировоззренческой идеи о единстве мира.
В качестве примера рассмотрим классическую задачу.
С какого расстояния лучше всего рассматривать картину?
А вот та же задача в слегка измененном виде.
На каком расстоянии от экрана лучше всего сидеть в кинотеатре?
Известна и третья формулировка.
На некотором расстоянии от шоссе виден дворец. С какой точки шоссе экскурсантам лучше всего рассматривать фасад дворца?
Понятно, что картина может висеть под некоторым углом к стене; пол в зрительном зале может быть и не перпендикулярен экрану; дворец вообще может быть расположен под любым углом к шоссе.
Задача обладает рядом несомненных методических достоинств.
Во-первых, в ней нет никаких числовых данных. Согласитесь, всегда веет некоторой искусственностью, когда мы сообщаем ученику: дворец имеет длину (по фасаду) 50 м, фасад составляет с шоссе угол в 60° и т. д.
Во-вторых, не сразу понятно, что значит «лучше всего». Это еще надо перевести на математический язык. Можно согласиться, что картина лучше всего видна целиком, если в поле зрения она занимает наибольший угол. Только теперь мы приходим к математической формулировке задачи.
Из какой точки прямой l отрезок AB виден под наибольшим углом (рис. 1)?
В-третьих, задача допускает ее исследование самыми разными способами: от элементарной геометрии до математического анализа.
Решение 1. (С помощью элементарной геометрии.) Начнем с простого: пусть ABl. Будем искать точку C методами задач на построение. Обозначим: EA = a, EB = b, EC = x, j =Р ABC – угол, который следует максимизировать.
Построение. Через середину AB проведем прямую l1кзl. Расстояние между прямыми l1 и l равно На расстоянии h от A возьмем на l1 точку O. Радиусом h проведем окружность с центром в точке O. Она пройдет через точки A, B и будет касаться прямой в искомой точке C.
Доказательство. Угол j вписан в окружность с центром O и равен половине угла AOB. Если мы возьмем на l любую другую точку C1 и проведем окружность через точки A, B, C1 с центром O1Оl1, то, очевидно, ее радиус O1C1 будет больше h, поэтому РAO1B < РAOB и, следовательно, РAC1B<РACB.
По теореме Пифагора имеем
Заметим, что линия l проведена на уровне глаз зрителя. Итак, если, например, верхний край картины выше глаз зрителя на 2 м, а нижний – на 1 м, то картина будет видна под наибольшим углом, если ее рассматривать с расстояния м от стены.
Решение 2. (Снова с помощью геометрического построения.) Строим точку B1 симметрично точке B относительно l (рис. 2). На отрезке AB1 как на диаметре строим окружность. Точка C – пересечение окружности с прямой l.
Совпадение значения x с вычисленными ранее и служит доказательством правильности второго построения. Впрочем, попробуйте найти прямое доказательство (без ссылки на решение 1).
Решение 3. (С помощью тригонометрии и алгебры.) На рисунке 1 обозначим РACE =a, РBCE=b. Тогда
Нас интересует вопрос: при каком значении x угол j принимает наибольшее значение? В силу монотонности функции тангенса наибольшее значение j и tg j достигается в одной и той же точке. В этой же точке достигается минимум обратной величины
и отличающейся от нее на постоянный множитель величины
(по неравенству Коши ). Равенство достигается при т. е. при этом значении x достигается минимум функции y и максимум угла j.
Решение 4. (С помощью производной арктангенса.) Максимум угла j можно найти стандартными методами математического анализа.
Очевидно
Это решение может служить мотивом для введения производной обратной функции и, в частности, арктангенса. Если учитель не собирается этого делать, можно эту трудность обойти с помощью решения 5.
Решение 5. (Опять с помощью математического анализа, но без привлечения производной арктангенса.) Вместо максимума j можно искать максимум функции (1) или даже минимум функции (2):
Решение 6. (Методом координат.) Пусть теперь картина висит наклонно.
Введем декартову систему координат с началом координат в точке E, EC – линия на уровне глаз зрителя, g – угол между EА и EC (рис. 3). Аналитическая геометрия поможет нам вычислить координаты центра O(x; y) окружности, проходящей через точки A, B, C (тогда, по аналогии с первым решением, опять будет обеспечиваться максимум угла РACB).
Вычислим координаты точек
A(acos g; asin g), B(bcos g; bsin g), C(x; 0)
и квадраты расстояний
Получим систему уравнений
откуда
Преобразуем последнее равенство:
Удивительно, но и в общем случае мы получили то же выражение для x, но теперь оно имеет другой смысл: x откладывается не от стены, а от точки E, а расстояние от стены равно x – bcos g.
Замечание. С помощью аналитической геометрии можно пойти по другому пути, если иначе выбрать систему координат. Например, если взять начало координат в точке E, а ось Ox направить через точки A, B, то у них будут простые координаты A(a; 0), B(b; 0). При этом линия уровня зрения будет иметь вид y = xtg g.
Попробуйте найти другие решения этой интересной задачи.