Л. Мигина,
школа № 5, г. ПензаРешение уравнений с применением оригинальных приемов
Пособие содержит примеры решения иррациональных, тригонометрических, логарифмических и других уравнений, решаемых нетрадиционными методами. Многие задачи взяты из вступительных заданий в вузы г. Пензы за последние годы.
Целью пособия является оказание помощи выпускникам школ и абитуриентам при подготовке к экзаменам, а также учителям. Пособие содержит задачи для самостоятельной работы и ответы к каждому заданию.
Считаю, что данные методы не единственные и, возможно, не самые рациональные для данных уравнений.
I. Решение иррациональных уравнений
1.1. Метод подстановки.
1. Решите уравнение
Решение. Заметим, что знаки x под радикалом различные. Введем обозначения:
Тогда 9 – x = a3, 7 + x = b3. Почленно сложим обе части уравнения: 16 = a3 + b3.
Имеем систему уравненийТак как a + b = 4, то (a + b)2 = 16, a2 + b2 = 16 – 2ab,
Значит,
следовательно, x = 1.
Ответ: x = 1.
2. Решите уравнение
Решение. Введем обозначения:
Значит, 17 + x = a4, 17 – x = b4.
Сложив почленно левую и правую части уравнений, имеем: a4 + b4 = 34.
Получаем систему уравнений
a + b = 2, a2 + 2ab + b2 = 4, a2 + b2 = 4 – 2ab,
a4 + 2a2b2 + b4 = 16 – 16ab + 4a2b2;
a4 + b4 = 16 – 16ab + 2a2b2.
Вернемся к системе уравнений
– 16ab + 2a2b2 = 18, a2b2 – 8ab – 9 = 0.
Решив уравнение относительно ab, имеем ab = 9, ab = – 1 ( – 1 – посторонний корень, так как aі0, bі0).
Данная система не имеет решений, значит, исходное уравнение также не имеет решения.
Ответ: решений нет.
3. Решите уравнение
Решение. Введем обозначение Тогда
Рассмотрим три случая:
1) 0 Ј a < 1, – a + 1 – a + 2 = 1, решения нет;
2) 1 Ј a < 2, a – 1 – a + 2 = 1, [1; 2);
3) a і 2, a – 1 + a – 2 = 1, a = 2. Решение: [1; 2].Если
Ответ: 2Ј xЈ5.
1.2. Метод оценки левой и правой частей (метод мажорант).
Метод мажорант – метод нахождения ограниченности функции. Мажорирование – нахождение точек ограничения функции, M – мажоранта.
Если имеем f(x) = g(x) и известно ОДЗ, и если f(x)Ј M,
1. Решите уравнение
Решение. ОДЗ: 2Ј x Ј 4.
Рассмотрим правую часть уравнения.
Введем функцию y = x2 – 6x + 11. Графиком функции является парабола с вершиной A(3; 2). Наименьшее значение функции y(3) = 2, т. е. y = x2 – 6x + 11 і 2.
Рассмотрим левую часть уравнения.
Введем функцию С помощью производной нетрудно найти максимум функции, которая дифференцируема на xО(2; 4);
g(3) = 2. Имеем
В результатеСоставим систему уравнений, исходя из указанных выше условий:
Решив первое уравнение системы, имеем x = 3. Подставляя это значение во второе уравнение, убеждаемся, что x = 3 – решение системы.
Ответ: x = 3.
1.3. Применение монотонности функции.
1. Решите уравнение
Решение. ОДЗ: x і 0, так как
Известно, что сумма возрастающей функции есть функция возрастающая. Левая часть уравнения
представляет собой возрастающую функцию. Правая часть – линейная функция (k = 0). Графическая интерпретация подсказывает, что корень единственный. Найдем его подбором, имеем x=1.
Доказательство. Предположим, имеется корень x1, больший 1, тогда так как
Делаем вывод, что корней, больших единицы, нет.
Аналогично можно доказать, что нет корней, меньших единицы. Значит, x=1 – единственный корень.
Ответ: x = 1.
2. Решите уравнение
Решение. , так как
Преобразуем уравнение
Левая часть уравнения представляет собой возрастающую функцию (произведение возрастающих функций), правая часть – линейная функция (k=0). Геометрическая интерпретация показывает, что исходное уравнение должно иметь единственный корень, который можно найти подбором, x=7.
Проверка:
Можно доказать, что других корней нет.
Ответ: x = 7.
II. Использование геометрического смысла определенного интеграла
1. Вычислите
Решение. Выполним замену
Имеем:
7 + 6x – x2 = y2,
y2 + x2 – 6x – 7 = 0,
y2 + (x2 – 6x + 9) – 9 – 7 = 0,
y2 + (x – 3)2 = 16.Используем геометрический смысл определенного интеграла. Криволинейной трапецией, площадь которой равна является полукруг радиуса 4 с центром в точке (3; 0), ограниченный осью абсцисс и графиком функции. Его площадь равна
Ответ:
Самостоятельная работа
Вычислите интегралы:
III. Логарифмические уравнения
3.1. Метод оценки левой и правой частей.
Решите уравнение log2 (2x – x2 + 15) = x2 – 2x + 5.
Решение. Оценим левую часть уравнения:
2x – x2 + 15 = – (x2 – 2x – 15) = – ((x2 – 2x + 1) – 1 – 15) = (– (x – 1)2 + 16 Ј 16.
Тогда log2 (2x – x2 + 15) Ј 4.
Оценим правую часть уравнения: x2 – 2x + 5 = (x2 – 2x + 1) – 1 + 5 = (x – 1)2 + 4 і 4;
Исходное уравнение может иметь решение только в случае, когда правые части уравнений равны
Ответ: x = 1.
Самостоятельная работа
Решите уравнения:
1. log4 (6x – x2 + 7) = x2 – 6x + 11,
2. log5 (8x – x2 + 9) = x2 – 8x + 18.
3. log4 (2x – x2 + 3) = x2 – 2x + 2.
4. log2 (6x – x2 – 5) = x2 – 6x + 11.Ответы: 1. x = 3. 2. x = 6. 3. x = 1. 4. x = 3.
3.2. Использование монотонности функций, подбор корней.
Решите уравнение log2 (2x – x2 + 15) = x2 – 2x + 5.
Решение. Выполним замену
2x–x2+15=t, t>0. Тогда x2–2x+5=20–t, значит, log2 t=20–t. Функция y=log2 t – возрастающая, а функция y=20–t – убывающая. Геометрическая интерпретация дает понять, что исходное уравнение имеет единственный корень, который нетрудно найти подбором, t=16. Решив уравнение 2x–x2+15=16, находим, что x=1. Проверкой убеждаемся в верности подобранного значения.
Ответ: x=1.
3.3. Некоторые «интересные» логарифмические уравнения.
Решите уравнение
Решение. ОДЗ: (x – 15) cos x > 0. Перейдем к уравнению
Перейдем к равносильному уравнению
(x – 15)(cos2 x – 1) = 0.
x – 15 = 0, x = 15;или cos2 x = 1, cos x = 1, x = 2pk, kОZ
или cos x = – 1, x = p + 2pl, lОZ.
Проверим найденные значения, подставив их в ОДЗ:
1) если x=15, то (15 – 15)cos15>0, 0>0 – неверно; x=15 не является корнем уравнения;
2) если x=2pk, kОZ, то (2pk – 15)·1 > 0, 2pk > 15. Заметим, что 15»5p.
Имеем k>2,5, kОZ, k = 3, 4, 5...;
3) если x=p +2p l, l Э Z, то (p +2p l – 15)(– 1) > 0, p + 2p l<15, 2p l < 15 – p. Заметим, что 15»5p. Имеем: l < 2, l = 1, 0, – 1, – 2...Ответ: x = 2pk (k = 3, 4, 5, 6...), x = p + 2p l (l = 1, 0, – 1, – 2, ...).
IV. Тригонометрические уравнения
4.1. Метод оценки левой и правой частей уравнения.
Решите уравнение cos 3x cos 2x = – 1.
Решение. Способ I.
0,5(cos x + cos 5x) = – 1, cos x + cos 5x = – 2.
Поскольку cos x l – 1, cos 5x l – 1, заключаем, что cos x + cos 5x > – 2, откуда следует система уравнений Решив уравнение cos x = – 1, получим x = p + 2pk, где kОZ. Эти значения x являются также решениями уравнения cos 5x = – 1, так как
cos 5x = cos 5(p + 2pk) = cos (p + 4p + 10pk) = – 1.
Таким образом, x = p + 2pk, где kОZ – это все решения системы, а значит, и исходного уравнения.
Ответ: x = p(2k + 1), kОZ.
Способ II. Можно показать, что из исходного уравнения следует совокупность систем Решив исходную систему уравнений, найдем объединение корней.
Ответ: x = (2pk + 1), kОZ.
Самостоятельная работа
Решите уравнения:
Ответы: 1. Нет решений. 2. Нет решений. 3. x = 2pk, kОZ.
6. Поскольку данное уравнение равносильно системе x = 4pm, mОZ.
7. x = 8pk, kОZ.
9. x = p + 4pk, kОZ.4.2. Уравнения, связанные с тригонометрическими уравнениями.
Решите уравнение | x + 5 | sin x = x + 5.
Решение. Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Решением этой системы является x = – 5, а также корни уравнения sin x = 1, удовлетворяющие условию xі – 5,
Решением этой системы являются корни уравнения sin x = – 1, удовлетворяющие условию
Ответ: – 5; + 2pk (k = – 1, 0, 1...); – + 2pm (m = – 1, – 2, – 3...).
Самостоятельная работа
Решите уравнения:
1. | x + 3 | sin x = x + 3.
2. 2| x – 6 | cos x = x – 6.
3.
Ответы:
1.
2.
3. ОДЗ: Возведем обе части уравнения в квадрат:
Решим данное уравнение (cos x№0, см. ОДЗ).
cos2 x(x + 18)–(x + 18)=0, (cos2 x–1)(x + 18)=0, cos x=1, x=2pk, kОZ;
cos x= – 1, x = p + 2pm, m О Z или x = – 18.Произведем отбор корней в соответствии с ОДЗ.
1) x = – 18, (– 18 + 18) cos 18і0 (заметим, что угол, выраженный в радианах, принадлежит IV четверти, 18№5,7p). cos 18 і 0 – верно.
2) x = 2pk, (2pk + 18) cos 2pkі0, так как cos 2pk=1, то 2pkі –18, 2pkі– 5,7p, kі– 2,85, k = – 2, – 1, 0, 1...
3) x=p +2pm, (p+2pm + 18)cos (p + 2pm)і0, так как cos(p +2pm)= – 1, то p+2pm+18Ј 0, p + 2pmЈ – 18, 2pmЈ – 5,7p – p, mЈ – 3,35, m = – 4, – 5, – 6...
Ответ: – 18; 2pk, k = – 2, – 1, 0, 1...; p + 2pm, m = – 4, – 5, – 6, – 7...