Т. Косякова, г. КраснодарРешение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры
Урок по теме
«Решение линейных уравнений, содержащих параметры»Цели урока: закрепить навык решения линейных уравнений с параметром; использовать полученные навыки при решении нестандартных задач.
Тип урока: систематизации и обобщения.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Пример 1. При каких значениях параметра a уравнения ax=12 и 3x=a имеют общие корни?a1 = 6 и a2 = – 6.
Ответ: a = 6, a = – 6.
Пример 2. При каком значении параметра b уравнение (x–b+1)2–(x+b–1)2=2x+6 имеет:
а) положительный корень;
б) отрицательный корень;
в) корень, равный нулю?Решение.
(x–b+1)2–(x+b–1)2=2x+6,
(x–b+1+x+b–1)(x–b+1–x–b+1)=2x+6,
2x(2–2b)=2x+6, x(1–2b)=3.
в) Так как уравнение корней не имеет, то ни при каком значении параметра b исходное уравнение не будет иметь корень, равный нулю.
Ответ:
Пример 3. Решите уравнение
1) При a = 0 выражение не имеет смысла.
2) то исходное уравнение не имеет корней.
3)
Ответ: если a = 0, a = – 1, то корней нет;
Пример 4. Графики функций y=(4 – a)x+a и y=ax+2 пересекаются в точке с абсциссой, равной –2. Найдите ординату точки пересечения.
3a – 8 = – 2a + 2, 5a = 10, a = 2,
y = – 4 + 2 = – 1.Ответ: – 2.
Пример 5. Графики функций y=kx–4 и y=2x+b симметричны относительно оси абсцисс.
а) Найдите b и k.
б) Найдите точку пересечения этих графиков.Решение. Графики симметричны относительно оси абсцисс, следовательно, b=4.
Получаем систему:В результате y=2x+4 и y= –2x–4; точка пересечения графиков (– 2; 0).
Ответ: а) b = 4, k = – 2; б) (– 2; 0).
Пример 6. Решите уравнение | x – 2 | + | x + a | = 0.
Решение. Так как каждое слагаемое неотрицательно, то можно перейти к системе:
Ответ: если a = – 2, то x = 2; если , то решений нет.
Пример 7.* Решите уравнение |x+2|+|a(x–1)|=0.
(Предложите ученикам решить самостоятельно примеры 7 и 8, а затем подробно разобрать решение на доске.)
Ответ: если a = 0, то x = – 2; если то решений нет.
Пример 8. Решите уравнение |x+2|+a2|x|=0.
Ответ: если a = 0, то x = – 2; если то решений нет.
Задание на дом.
Решите уравнения:
Ответы:
а) если a = 2, то решений нет;
б) то x = a; если a=2, то решений нет;
в) если aі0, то x1=a, x2=–a; если a<0, то решений нет;
г) если m = 3, то x – любое число из R; если m= –3, m=0, то корней нет; если m№–3, m№0, m№3, то
д) если n=1, то x – любое число; если n=0, n=–5, то корней нет; если n=1, n№0, n№–5, тоУрок по теме
«Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры»Цели урока: формировать умение решать системы линейных уравнений, содержащих параметры; осуществить оперативный контроль и самоконтроль учащихся; развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
Тип урока: введение нового материала.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Введение нового материала.Говорят, что дана система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными x и y, если требуется найти пары чисел (x0; y0), являющиеся решениями одновременно и первого, и второго уравнения.
Если то система имеет единственное решение.
Если то система не имеет решений.
Если то система имеет бесконечно много решений.Пример 1. При каких значениях параметра a система
а) имеет бесконечное множество решений;
б) имеет единственное решение?Решение.
Ответ: а) если a=4, то система имеет бесконечное множество решений; б) если то решение единственное.
Пример 2. Решите систему уравнений
Решение. система имеет единственное решение.
1–ym–y=n–2y, –ym+y=n–1;
исходная система решений не имеет.
система имеет бесконечно много решений.
Ответ: если m=1 и n№1, то решений нет; если m = 1 и n = 1, то решений бесконечное множество, если m № 1 и n – любое, то
Пример 3. (Предложите ученикам выполнить это задание самостоятельно с последующей проверкой.) Решите систему уравнений
Решение.
Пример 4. Определите, при каком условии уравнение
а) имеет единственное решение;
б) имеет бесконечно много корней;
в) не имеет корней.Решение.
– при этом условии уравнение корней не имеет.
– при этом условии решение исходного уравнения есть любое число из R.
Ответ:
б) если a = 0 или b = 0, то x – любое число;
в) если 2b = a, a № 0, b № 0, то корней нет.Самостоятельная работа
Вариант 1
1. При каком значении k система имеет бесконечное множество решений?
2. Решите систему уравнений
Вариант 2
1. При каком значении d система не имеет решений?
2. Решите систему уравнений
Ответы
В-1. 1. k = 2,5. 2. Если b = 0, c = 0, то решений нет; если b = c, d № 0, a – любое число, то решений нет; если a = 0, b, c, d – любые числа, то решений нет; если c № 0, b № 0, a № 0, b № c, d – любое число, то если b = c, d = 0, то
В-2. 1. d = – 20. 2. Если b = 0, c = 0, то решений нет; если c = – b, то решений нет; если b № 0 и c № 0, c № – b, то если c = – b и dbc = ac, то
Задание на дом.
1. При каких значениях параметра b система уравнений
а) имеет бесконечное множество решений;
б) не имеет решений?2. Графики функций y = ax + 3 и y = (2 – a)x + a пересекаются в точке с абсциссой – 1. Найдите ординату точки пересечения графиков.
3. Графики функций y = 4x + b и y = kx + 6 симметричны относительно оси ординат.
а) Найдите b и k.
б) найдите координаты точки пересечения этих графиков.4. Решите систему уравнений
Ответы: 1. а) b = 10; б) b № 10. 2. 3. а) b = 6, k = – 4; б) (0; 6). 4. Если mn = – 1 и m 1, n – 1, то решений нет; если m = 1 и n = – 1, то x – любое число, y = 1 + mx; если mn № 1 и n № – 1, m № 1, то
Урок по теме
«Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры»Цели урока: обобщить и систематизировать полученные знания; подготовиться к контрольной работе.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
1. Анализ самостоятельной работы.
2. Практическая работа.
Класс делится на четыре группы. В группу входят ученики с разным уровнем знаний. Весь урок они выполняют задания учителя, работают самостоятельно. В каждой группе назначается консультант (сильный ученик). Учитель оказывает помощь, отвечает на вопросы, указывает на ошибки. В конце урока группа, наиболее успешно справившаяся с заданием, поощряется хорошими оценками.
Задание.
1. Решите уравнения относительно x:
2. При каких значениях параметра b уравнение b(b – 3)x = 10(2b + x) не имеет корней?
3. Решите систему уравнений
Ответы: 1. а) Если m = 0, то корней нет; если m№0, то
б) если a = 0, то x – любое число; если a№0, то x = 1;
в) если a = – 3, то корней нет; если a№ – 3, то
г) если c = – 2, c = 2, то корней нет; если c№ – 2, c№ 2, то
д) если a = 0, то уравнение теряет смысл; если a № – 1, то ; если a = – 1, то корней нет;
е) если c = 0, то уравнение теряет смысл; если c№ 4, то x = c + 4; если c = 4, то корней нет;
ж) если m = 0, то уравнение теряет смысл; если m № 4, то x = 4m; если m = 4, то x – любое число.
2. При b = – 2 и b = 5.
3. Если k № – 2, то если k = – 2, то система решений не имеет.Задание на дом.
Решите уравнения:
Ответы: а) если n = 2, то корней нет; если n № 2, то
б) если b = 0, b = 1, то корней нет; если b № 0, b № 1, то
в) если b = 0, то x – любое число; если b № 0, то
г) если b = – 1, то уравнение теряет смысл; если b = 0, то корень уравнения – любое число; если b№ – 1, b№0, то y = b + 1;
д) если n = 0, то уравнение теряет смысл; если n№5, n№0, то y = 5 – n; если n = 5, то корень уравнения – любое число;
е) если p = 0, то уравнение теряет смысл; если p№5, p№0, то если p = 5, то корней нет.Контрольная работа
Вариант 1
1. Подберите число a так, чтобы уравнение 5x – 4 = 3x + a имело корень:
2. Выясните, имеет ли корни уравнение при заданном значении a:
а) 5x + a = 4x + 1 при a = 3;
б) 4x – a = 4x + 4 при a = – 2.3. При каком значении a прямые 5x – 3y = 15 и ax + 7y = – 6 пересекаются в точке, принадлежащей оси абсцисс?
4. Решите уравнения:
5. При каком значении a система решений не имеет?
6. Графики функций y = 3x + b и y = kx – 6 симметричны относительно оси абсцисс.
а) Найдите k и b.
б) Найдите точку пересечения этих графиков.Вариант 2
1. Подберите число a так, чтобы уравнение 3x + 2 = x – a имело корень:
а) x = – 1; б) x = 0,3.
2. Выясните, имеет ли корни уравнение при заданном значении a:
а) 7x – a = 3x + 1 при a = 7;
б) 2x + a = 2x – 5 при a = 4.3. При каком значении k прямые 4x – y = – 5 и 3x – ky = 15 пересекаются в точке, принадлежащей оси ординат?
4. Решите уравнения:
5. При каком значении a система решений не имеет?
6. Графики функций y = 0,5x + b и y = kx + 2 симметричны относительно оси ординат.
а) Найдите k и b.
б) Найдите точку пересечения этих графиков.Ответы
В-1. 1. а) a = – 2; б)
2. а) x = – 2; б) корней нет. 3. a = – 2.
4. а) x = 3a – 4; б) если a = 0, то корней нет; то корней нет; 6. а) k = – 3, b = 6; б) (– 2; 0).В-2. 1. а) a = 0; б) a = – 2,6. 2. а) a = 2; б) корней нет. 3. k = – 3.
4. б) если a = 0, то корней нет; в) если a = – 3, то корней нет;
5. 6. б) (0; 2).Дополнительные задания.
Решите уравнения относительно x:
1. x – a = 0;
2. x + a = 1;
3. c + x = a – b;
4. x + y= 2;
5. x + a = 2b;
6. y – 3 = a + x;
7. kx + y = 0;
8. 2m – 3xy = 5;
9. 2px = q;
10. 3a2b – 6abx = ab;
11. 7 – 2ab = 3bx;
12. a(b + x) = 3a – (x – a)b;
13. 2a – (a + b)x = (a – b)x;
14. c – (c + a)x = (a – c)x – (b + ax);
15. ax – b(a – x) = c(b – x) – b(c – x);
16. 2x = a;
17. bx = c;
18. xy = 0,5;
19. ax = 1;
20. cx = – y;
21. – ax = b;
22. ax + 8 = 5x – 7;
23. bx – 7 = 2x + 8;
24. ax – 3 = b;
25. b = a(x – 3);
26. 4 + bx = a;
27. 4 = a – (bx – 1);
28. ax + a + 3 = 2a + 5;
29. (a – 2)x = 10 – a;
30. 3 – ax = a + x; 31. ax – a = 2x – 17;
32. (6 – a)x = 5a – 2x;
33.
34.
35. При каких значениях параметра c корень уравнения x + c = 3x – 5 является неотрицательным числом?Литература
1. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах – с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3–13.
2. Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44–49.
3. Дорофеев Г.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих параметры. Ч. 2. – М., Песпектива, 1990, с. 2–38.
4. Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. / Под ред. Тынякина С.А. – Волгоград, 1991.
5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.