Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №39/2001
Новый метод решения планиметрических задач
Э. Капленко,
г. Воронеж

Новый метод решения
планиметрических задач

8 класс

Предисловие

Математика как школьный предмет дает учащимся не только общее развитие, но и в огромной степени способствует становлению правильного логического мышления через задачи.
Умение решать задачи вообще и геометрические задачи в частности является важнейшим фактором для формирования умственных структур, функционирующих как устойчивые личностные образования.
Известно, что мыслительные процессы у человека протекают в форме образов, поэтому в геометрической задаче первостепенную роль играет чертеж, являющийся средством создания геометрического образа по словесному описанию.
В планиметрии существует целый класс таких задач, к которым традиционные методы (метод цепочек равных треугольников, метод геометрических преобразований, векторный метод и др.) либо вовсе не применимы, либо дают сложные и громоздкие решения. Во многих случаях решать такого рода задачи помогает введение в чертеж дополнительных линий – так называемое дополнительное построение (ДП). В одних случаях эти построения напрашиваются сами собой, в других они не так очевидны и требуют от решающего достаточно большого опыта, изобретательности, геометрической интуиции.
Так, чертеж данной в задаче фигуры можно достраивать до фигуры другого типа, можно с многоугольной фигурой связывать окружность, а можно целью дополнительного построения ставить выделение на чертеже равных, равновеликих или подобных фигур.
Автор берет на себя смелость утверждать, что использование в планиметрических задачах дополнительных построений можно рассматривать как специальный метод решения этих задач. Назовем его методом дополнительных построений.
Автор признателен своим бывшим дипломникам Е.М. Дуровой (1990 г.) и М.Н. Игольченко (1995 г.) за творческий поиск практического материала, связанного с методом ДП.

Дополнительное построение (ДП) на чертеже плоской фигуры как метод решения планиметрических задач

Суть метода дополнительных построений заключается в том, что чертеж к задаче, на котором трудно заметить связи между данными и искомыми величинами, дополняется новыми (вспомогательными) элементами, после чего эти связи становятся более ощутимыми или даже очевидными.

Типизация дополнительных построений (ДП-типизация) на чертежах плоских фигур

Существуют задачи, в которых дополнительное построение определяет единственный способ решения; в них решение, как правило, начинается с такого построения. В других задачах используется смешанный прием решения, когда ДП реализует лишь часть решения. В третьих задачах оно применяется как один из возможных методов наряду с другими, хотя может и не являться лучшим. Во многих случаях применение дополнительного построения делает решение задачи устным.

Часто решающий задачу интуитивно использует дополнительное построение, но, не выделяя его как метод, может не увидеть целесообразности его применения в других, более сложных или даже аналогичных задачах.

Как узнать, какое ДП следует выполнять в том или ином случае? Ответ на этот вопрос дает своего рода классификация дополнительных построений, связанная с характерными признаками фигуры, данной в задаче. Тщательный анализ решений достаточно большого количества задач, в которых ДП используется прямо или косвенно, показал, что целесообразность применения того или иного ДП зависит от этих признаков. Указанную классификацию мы назвали ДП-типизацией.

Приведем полностью эту типизацию.

ДП1. Если в треугольнике задана медиана, то треугольник достраивается до параллелограмма с центром в основании этой медианы (рис. 1)1.

В зависимости от содержания задачи такое достраивание можно выполнять для одной, двух или даже трех медиан. При этом возможно использование не всего параллелограмма, а лишь его части (например, треугольника ABA2).

ДП2. Если в треугольнике задана некоторая трансверсаль2, то через ее основание внутрь треугольника проводится луч, параллельный стороне, до его пересечения с другой стороной (рис. 2).

В результате ДП2 на чертеже возникает ситуация Фалеса: РACB и секущие (A1A2) || (AB), что определяет на сторонах пропорциональные отрезки:

.

В частном случае, когда трансверсаль AA1 является медианой, A2 – середина стороны AC.

ДП3. Если в треугольнике заданы медиана и некоторая произвольная трансверсаль (в том числе – высота, биссектриса или вторая медиана), проведенные из разных вершин, то через основание медианы внутрь треугольника проводится луч, параллельный данной трансверсали, до его пересечения со стороной треугольника (рис. 3).

В результате ДП3 на чертеже возникают две ситуации Фалеса:

1) РACB и секущие (A1A2) || (BB1);
2)
РA1AC и секущие (MB1) || (A1A2), где M = (AA1) З (BB1).

Из первой ситуации следует, что A2 – середина [B1C], а из второй – справедливость соотношения

ДП4. Если в треугольнике заданы две произвольные трансверсали, проведенные из разных вершин, то через основание одной из них внутрь треугольника проводится луч, параллельный другой трансверсали, до его пересечения со стороной треугольника (рис. 4).

Как видим, ДП4 отличается от ДП3 лишь тем, что здесь первая ситуация Фалеса дает не равные, а пропорциональные отрезки.

Построения ДП2–ДП4 создают попутно во многих случаях ситуацию известной леммы о подобии. Так, на рисунке 3 и рисунке 4,а) прямая MB1 отсекает от треугольника AA1A2 гомотетичный ему треугольник AMB1 с центром гомотетии A, а прямая A1A2 – треугольник CA1A2, гомотетичный треугольнику CBB1 с центром гомотетии C.

ДП5. Если в треугольнике заданы две трансверсали, проведенные из разных вершин, то через начало одной из них (вершину треугольника) проводится прямая, паралельная стороне треугольника, до пересечения с продолжением другой трансверсали (рис. 5)3.

В результате построения, описанного в ДП5, возникли две пары гомотетичных треугольников.

Так, на рисунке 5,а) DAMB2 и DA1MB с центром гомотетии M;
DAB1B2 и DCB1B с центром гомотетии B1;
на рис. 5,б)
DAMB1 и DA2MB с центром гомотетии M;
DAA1C и DA2A1B с центром гомотетии A1.

ДП6. Если в треугольнике заданы некоторая трансверсаль и отрезок с концами на двух сторонах треугольника4, пересекающий эту трансверсаль и не параллельный третьей стороне, то:

1) либо данный отрезок продолжается в обе стороны до пересечения с продолжением третьей стороны и с прямой, параллельной этой стороне и проходящей через вершину, из которой выходит трансверсаль (рис. 6);

2) либо через основание трансверсали и одну из вершин, не совпадающих с ее началом, внутрь треугольника проводятся лучи, параллельные данному отрезку, до пересечения со стороной треугольника (рис. 7).

В случае 1 на чертеже появляются три пары гомотетичных треугольников с центрами гомотетий в концах данного отрезка и в точке его пересечения с данной трансверсалью. На рисунке 6 имеем:

DAPQ1гомотетичен   DBPP1 (P – центр гомотетии),
DAQQ1 гомотетичен DCQP1 (Q – центр гомотетии),
DAMQ1 гомотетичен DA1MP1 (M – центр гомотетии).

В случае 2 возникает несколько ситуаций Фалеса. На рисунке 7,а) их четыре – они связаны с углами BAB1, BAN, A1AA2, BCB1; однако первые три из них взаимозависимы, поэтому оставим две «рабочие» ситуации: РA1AA2 и секущие (MQ) || (NB1) || (A1A2); РBCB1 и секущие (A1A2) || (BB1).

На рисунке 7,б) имеем три ситуации Фалеса: РA1AA2 и секущие (NB1) || (MQ) || (A1A2); РBA1N и секущие (PM) || (BN); РBCB1 и секущие (A1A2) || (PQ) || (BB1).

ДП7. Если в треугольнике задан отрезок с концами на его сторонах и если продолжение этого отрезка пересекает прямую, содержащую третью сторону треугольника, то:

1) либо отрезок продолжается до пересечения с прямой, проведенной через вершину треугольника параллельно третьей стороне (рис. 8);

2) либо через другой конец5 данного отрезка внутрь треугольника проводится луч, параллельный одной из сторон, до его пересечения с другой стороной (рис. 9).

На рисунке 9,б) DPP1A гомотетичен DQP1Q1 (P1 – центр гомотетии); DACB гомотетичен DQ1CQ (C – центр гомотетии).

ДП8. Если дан прямоугольный треугольник, то он достраивается до равнобедренного треугольника, в котором один из катетов данного треугольника становится высотой (медианой и биссектрисой), а другой – половиной основания (рис. 10).

Ясно, что ДП8 сводится к построению точки, симметричной вершине острого угла треугольника относительно прямой, проходящей через катет, не содержащий эту вершину: A1 = S(BC) (A), B1 = S(AC) (B).

ДП9. Если дана конструкция, в которой участвуют перпендикулярные прямые или отрезки, а также фигуры с прямыми углами, то в чертеж вводится прямоугольный треугольник, подходящим образом связанный с данными элементами.

ДП10. Если дана трапеция, то ее диагональ или боковая сторона переносятся на вектор, определяемый одним из оснований (рис. 11).

ДП11. Если в треугольнике, параллелограмме или трапеции задана биссектриса одного из внутренних углов, то в чертеж вводится ромб, две стороны которого направлены по сторонам данной фигуры, а эта биссектриса является одной из диагоналей (рис. 12–14).

В некоторых случаях полезно рассматривать не весь ромб, а его часть – равнобедренный треугольник, одной из боковых сторон которого служит сторона данной фигуры, а основанием – данная биссектриса (рис. 13, рис. 14,а)).

ДП12. Если в треугольнике, параллелограмме или трапеции задана биссектриса одного из внутренних углов, то в чертеж вводится треугольник, одна из сторон которого содержит эту биссектрису, вторая совпадает со стороной исходной фигуры, а третья либо параллельна другой стороне этой фигуры, либо получается при ее продолжении (рис. 15–17).

Для выполнения ДП12 достаточно продолжить биссектрису до пересечения с прямой, параллельной стороне данного треугольника или проходящей через сторону данного параллелограмма и трапеции.

Отметим, что построенный треугольник – равнобедренный (его основанием является сторона, содержащая данную биссектрису). В самом деле, углы, прилежащие к этой стороне, равны, так как угол с вершиной в точке пересечения указанных линий является накрест лежащим с одним из углов, на которые биссектриса делит угол данной фигуры.

ДП13. Если в параллелограмме или трапеции через две смежные вершины проведены внутренние лучи этих фигур (в том числе диагональный луч), то строятся точки пересечения этих лучей с параллельными сторонами данных фигур или их продолжениями (рис. 18).

В результате выполнения ДП13 на чертеже возникает две пары гомотетичных треугольников. На рисунке 18,а) центрами гомотетий таких треугольников служат точки O и B1, а на рисунке 18,б) – точки O и D1.

ДП14. Если дана трапеция, то посредством продолжения боковых сторон она достраивается до треугольника (рис. 19).

ДП15. Если дан прямоугольный треугольник, то вокруг него описывается окружность, центром которой является середина гипотенузы (рис. 20).

ДП16. Если дан четырехугольник, у которого суммы противоположных углов равны, то вокруг него описывается окружность (рис. 21).

В частности, признаком существования для четырехугольника описанной окружности обладают квадрат, прямоугольник и равнобедренная трапеция.

ДП17. Если дан четырехугольник, у которого суммы противоположных сторон равны, то в него вписывается окружность (рис. 22).

ДП18. Если в треугольнике заданы биссектриса и медиана или биссектриса и серединный перпендикуляр, проведенные к одной и той же стороне, то около треугольника описывается окружность, а биссектриса продолжается до пересечения с нею (рис. 23).

Продолжение биссектрисы и серединный перпендикуляр (проходящий через основание медианы) встретятся в середине дуги, стягиваемой стороной, к которой они проведены.

Замечание. Построение, описанное в ДП18, позволяет строить биссектрису внутреннего угла треугольника, не прибегая к делению угла пополам: достаточно через центр окружности, описанной около треугольника, провести радиус, перпендикулярный противолежащей стороне, и конец его соединить с вершиной угла.

ДП19. Если даны две окружности разных радиусов (пересекающиеся в двух точках, касающиеся внешним образом или не имеющие общих точек) с общей касательной (или секущей, проходящей через одну из точек пересечения окружностей), то через центр меньшей окружности проводится прямая, параллельная данной касательной (или секущей), до пересечения с радиусом большей окружности, идущим в точку касания, или с его продолжением (рис. 24).

Результатом ДП19 является прямоугольный треугольник, для которого вершины острых углов совпадают с центрами данных окружностей, один из катетов равен отрезку касательной, заключенному между точками касания (или половине отрезка секущей, расположенного внутри окружностей), а другой – разности (для случая с внешней касательной) или сумме (для случая с внутренней касательной) радиусов этих окружностей. Заметим, что в случае касания данных окружностей (рис. 24,в)) гипотенуза указанного треугольника (DO1O2A') равна сумме их радиусов (| O1O2 | = R1 + R2), поэтому для расстояния между точками касания окружностей с их общей внешней касательной имеет место формула

ДП20. Если даны две окружности с общей внешней касательной, касающиеся друг друга внешним образом, то в рассмотрение вводится треугольник, вершинами которого служат три точки касания данных фигур (рис. 25).

Введенный в ДП20 треугольник является прямоугольным с прямым углом при вершине, совпадающей с точкой касания данных окружностей. На рисунке 25 это треугольник AA1A2. Докажем, что РA1AA2 = 90°.

DO1AA1 и DO2AA2 – равнобедренные. Обозначим через a и b углы при основаниях этих треугольников; тогда 2a – внешний угол при вершине O1 первого из них, 2b – внешний угол при вершине O2 второго. Но это внешние односторонние углы при (O1A1) || (O2A2) и секущей O1O2, вследствие чего 2a + 2b = 180°, откуда a+b=90°. Тогда РA1AA2 = 180° – (РA1AO1 + РA2AO2) = 180° – (a + b) = 180° – 90°, что и требовалось доказать.


1 На чертежах здесь и в дальнейшем все ДП выполняются штриховыми линиями.
2 Трансверсаль треугольника – это отрезок прямой, проведенный через его вершину, заключенный внутри треугольника.
3 Идея ДП5–7 и ДП13 принадлежит М.Н. Игольченко.
4 ДП6 не исключает и тот случай, когда один из концов заданного отрезка принадлежит продолжению стороны треугольника (рис. 6, б)).
5 Здесь под другим концом данного отрезка подразумевается тот, который отстоит от третьей стороны дальше, чем первый.

TopList