Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №45/2001
«Устами младенца»
Т. Бангерт, Л. Старостенко,
Думчевская муниципальная средняя
общеобразовательная школа,
Алтайский край

«Устами младенца»

7-11 классы

Порядок проведения игры

1. Участники: 2 команды по 3 человека – ученики 7–11-х классов.

2. Ведущие: учителя математики в роли младенцев.

3. Жюри в количестве трех человек, в состав которого входят два ученика и учитель.

4. Условия проведения игры.

1-й конкурс. «Рассуждалки» (по две «рассуждалки» каждой команде). Ответ с 1-й попытки – 15 баллов, со 2-й – 10 баллов, с 3-й – 5 баллов.

2-й конкурс. «Объяснялки» (по одной каждой команде).

Ответ с 1-й попытки – 50 баллов, со 2-й – 25 баллов.

3-й конкурс. «Загадалки» (по очереди, пять «загадалок» каждой команде). Каждый правильный ответ – 10 баллов.

4-й конкурс. «Обгонялки». Правильный ответ – 20 баллов. Отвечает команда, первая подавшая сигнал. Если ответ неверный, то у другой команды есть право ответа – 10 баллов.

5. Подведение итогов жюри. Награждение победителей.

1-й конкурс. «Рассуждалки»

Для 1-й команды.

1. 

а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь.
б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.
в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.
г) Во 2-м классе они – простые, в 7-м – линейные, в 8-м – квадратные, а в 10-м – тригонометрические.

[Уравнения.]

2. 

а) Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал.
б) В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе ее изучают. И мы узнаем из нее о сторонах этой фигуры.
в) Ее нужно доказывать. А зачем? Ведь он ее доказал уже давным-давно.
г) А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны.

[Теорема Пифагора.]

Для 2-й команды.

1. 

а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца.
б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.
в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т. е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел.
г) А еще можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным.

[Круг.]

2. 

а) Это такая кривая, уходящая с бесконечность.
б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисли, то тоже, в общем-то, ее получим.
в) Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова – тоже ее часть.
г) А вообще-то, эта красивая кривая – график одной из функций, а точнее сказать – квадратичной функции.

[Парабола.]

2-й конкурс. «Объяснялки»

1. Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Изучается она в 6-м классе. С ее помощью можно и уравнения решать, и задачи. Если готовят какое-то лекарство, настои, мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше чем надо, и не получишь то, что нужно. А в математике мы так называем равенство двух отношений.

[Пропорция.]

2. Это выражение содержит 2 части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обоих частях выражения, которые требуют преобразований; иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь. Вообще-то, надо еще доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно. Значит, оно – ... .

[Тождество.]

3-й конкурс. «Загадалки»

1. Ничего не стоящий, не значащий человек.

Ничего, ничто.

Цифра та – не колобок, а просто он пустой кружок.

[Ноль.]

2. Чертежный инструмент.

Сговорились две ноги делать дуги и круги.

[Циркуль.]

3. Детская игрушка.

Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов – царей.

Геометрическое тело – многогранник.

[Пирамида.]

4. Это геометрическая фигура.

Она может быть спасательным...

Это часть плоскости, ограниченная окружностью.

[Круг.]

5. Бывает барабанная или пальцами.

Отношение двух выражений.

Число – это ... .

[Дробь.]

6. Ими пользуются в магазине.

Простейший калькулятор.

На лесенке-стремянке развешаны баранки, щелк да щелк, пять да пять, так мы учимся считать.

[Счеты.]

7. Они доходят до нас от солнца.

Бывает координатным или числовым.

Это часть прямой.

[Луч.]

8. Функция, которая изучается в школе.

С ним встречаются при изучении тригонометрии.

Ее название отличается одной буквой от слова «минус».

[Синус.]

9. Одна шестидесятая его равна 1 минуте.

Они встречаются на этикетках спиртных напитков.

Единица измерения углов.

[Градус.]

10. Утверждение в математике.

С первой вы встречаетесь в 7-м классе.

Ее надо доказать.

[Теорема.]

4-й конкурс. «Обгонялки»

1. Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он все никак не кончается.

Кто-то их любит, а кто-то – нет, потому что на них надо много думать головой, писать, решать, отвечать.

Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят, то «двойку» поставят.

Говорят, что неправильно решил задачу или примеры.

А может времени не хватило, ведь он всего 45 мин длится.

[Урок математики.]

2. Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек. Такой знак есть на элементах питания.

А в математике это знак действия.

[Плюс.]

3. Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз.

Она может касаться работы, учебы, места жительства.

Особенно ее любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по нескольку раз.

Иногда ученики их ждут-не дождутся.

Иногда боятся двойку получить, иногда из-за лени учиться, иногда чтобы просто отдохнуть.

И тогда звенит звонок и начинается она.

[Перемена.]

4.  Его можно всегда сложить из спичек или палочек.

Это фигура такая, у которой четыре оси симметрии.

Так называется еще и вторая степень числа.

[Квадрат.]

5. Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже.

У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна на несколько уроков.

В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. Они бывают тонкие, а бывают и толстые.

[Тетрадь.]

6. А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3–11-х классов. Но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, ее могут взять и ученики 1–2-х классов.

Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку. В нее записывают, чтобы не забыть. Но это не только записная книжка, в нее ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы.

[Дневник.]

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги за каждый конкурс в отдельности и за всю игру в целом. Победителем объявляется команда, набравшая большее количество баллов.

Награждение участников и победителей игры.

TopList