Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
О проведении письменного экзамена
по математике, алгебре и началам анализа
в 11 классах общеобразовательных учреждений
Российской Федерации в 2001/02 уч. году
Информационное письмо
Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по математике, алгебре и началам анализа будет проводиться по открытым текстам по «Сборнику заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс» (авт. Г.В. Дорофеев и др.). Содержание сборника согласуется с требованиями к уровню подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по математике, алгебре и началам анализа. Учащихся на экзамене необходимо обеспечить сборниками (без пометок, замечаний, решений и пр.). Это предполагает наличие необходимого количества экземпляров в библиотечном фонде школы.
Каждая работа состоит из двух вариантов.
Экзаменационная работа по курсу А «Математика»
Номер работы | Номер варианта | Задания 1–5 | Задания 6–7 | Задание 8 | Задание 9 | Задание 10 |
101 | - | Номер варианта в сборнике | Номер вариантав сборнике | Номер задания в сборнике | ||
I | 27 | 46 | 3.43 | 4.55 | 4.165 | |
II | 30 | 47 | 3.44 | 4.56 | 4.166 |
Первая часть работы (задания 1–5) включает пять заданий по алгебре и началам анализа и два задания по геометрии. Задания по алгебре и началам анализа скомпонованы в 96 наборов по 5 заданий в каждом и размещены в разделе 1. В разделе 2 размещены 96 пар геометрических заданий.
Уровень сложности заданий первой части определяется «Требованиями к математической подготовке учащихся», предусмотренными программой.
Задания первой части не требуют громоздких вычислений. Для их решения достаточно уметь использовать основные определения, владеть минимальным набором формул и алгоритмов. Задания по геометрии требуют определенного уровня геометрических представлений, умения работать с изображениями пространственных конфигураций. В то же время уровень доказательности при выполнении заданий первой части предполагается минимальный.
Экзаменационная работа по курсу В «Алгебра и начала анализа»
Номер работы | Номер варианта | Задания 1-5 | Задание 6 | Задание 7 | Задание 8 | Задание 9 | Задание 10 |
99 | Номер варианта в сборнике | Номер варианта в сборнике | |||||
I | 27 | 4.107 | 4.168 | 5.71 | 6.15 | 6.211 | |
II | 30 | 4.110 | 4.167 | 5.78 | 6.16 | 6.213 |
Вторая часть экзаменационной работы по курсу «Математика» состоит из одного геометрического задания (задание 8), которое помещено в разделе 3, и двух заданий по алгебре и началам анализа (задания 9, 10), размещенных в разделе 4.
Вторая часть составлена из стандартных для курса математики 10–11-х классов заданий, уровень сложности которых несколько выше, чем в первой части. От выпускников, однако, не требуется владения навыками сложных вычислений и преобразований, специальными приемами решения уравнений и неравенств.
Экзаменационная работа по курсу В «Алгебра и начала анализа» состоит из трех частей. Номера заданий будут сообщены общеобразовательным учреждениям в день экзамена с помощью средств информации.
Первая часть (задания 1–5) сгруппирована в 96 вариантов раздела 1 сборника.
Вторая часть состоит из заданий, помещенных в разделах 4 (задания 6, 7) и 5 (задание 8).
Третья часть (задания 9, 10) составлена из несколько более сложных заданий раздела 6 сборника.
При оценке работ выпускников следует руководствоваться следующими критериями.
Для получения отметки «3» (удовлетворительно) выпускник должен правильно выполнить любые пять заданий. Отметка «4» (хорошо) выставляется при выполнении любых семи заданий. Отметка «5» (отлично) ставится за девять верно выполненных заданий.
Тексты экзаменационных работ для выпускников школ (классов) с углубленным изучением математики и физико-математических классов направляются спецсвязью в органы управления образованием субъектов РФ в соответствии с поступившей от региона заявкой в установленном порядке.
Информация об организации проведения экзамена будет сообщена дополнительно.
Руководитель Департамента А. Баранников
Вопросы учителей, участвующих в эксперименте по профильному изучению математики
Гуманитарное направление
Вопрос. Каковы основные цели изучения геометрии в гуманитарных классах?
Ответ. Математика в гуманитарных классах выступает как элемент общей культуры. Целями ее изучения являются: знакомство учащихся с основными геометрическими фигурами и их свойствами; развитие мышления учащихся и формирование их пространственных представлений; выработка необходимых умений и навыков по изображению пространственных фигур, изготовлению моделей пространственных тел, решению задач на измерение геометрических величин.
Вопрос. Как оценивать знания учащихся по математике в гуманитарных классах?
Ответ. Вместо системы, фиксирующей недостатки в обучении, лучше использовать систему учета знаний учащихся. А именно, за каждое выполненное задание ученик получает «плюс» или определенное количество баллов. Итоговая оценка знаний учащихся определяется по количеству набранных «плюсов» или сумме баллов.
Естественно-научное направление
Вопрос. Чем отличается изучение математики в классах естественно-научного профиля обучения от классов с углубленным изучением математики?
Ответ. Математика в классах естественно-научного профиля имеет более широкие цели обучения. На первый план здесь выходят вопросы мировоззренческого и философского характера, современные направления развития геометрии и ее приложения.
Вопрос. Какие современные направления развития геометрии можно рассмотреть в классах естественно-научного профиля обучения?
Ответ. Среди современных направлений развития геометрии, с которыми можно познакомить учащихся классов естественно-научного направления, отметим элементы теории графов; выпуклые многогранники и их свойства; теорему Эйлера и ее приложения; элементы топологии; компьютерную геометрию и др.
Вопрос. Какие прикладные аспекты геометрии можно рассмотреть в классах естественно-научного профиля обучения?
Ответ. Среди прикладных аспектов геометрии можно порекомендовать использование свойств параллельного и центрального проектирования в живописи и изобразительном искусстве; решение прикладных задач, связанных с теорией графов и теоремой Эйлера; геометрическую кристаллографию; решение задач оптимального управления и др.
Главный специалист департамента
образовательных
программ и стандартов общего образования О.
Медведева
Старший научный сотрудник ИОСО РАО Е.
Седова
Доктор пед. наук, профессор МПГУ И. Смирнова
.