А. Егоров, Ж. Раббот,
Москва
У нас в гостях журнал "Квант"
Иррациональные уравнения
Иррациональные уравнения довольно часто становятся «камнем преткновения» на вступительных экзаменах. О некоторых методах их решения мы и поговорим, причем в основном будем иметь дело с квадратными корнями (радикалами). Как правило, такая задача решается, если нам удается избавиться от радикалов и свести ее к «обычным» уравнениям, не содержащим корней.
Простейшие уравнения
Так мы будем называть уравнения вида
и
Именно к ним сводится в итоге решение большинства уравнений, связанных с квадратными корнями. Избавиться от радикалов в простейших уравнениях можно, возведя их почленно в квадрат. Однако при этом могут появиться посторонние корни, так что надо еще позаботиться об их отсеве.
Уравнение первого типа равносильно каждой из двух систем
и
поскольку после возведения в квадрат получаем уравнение-следствие f(x) = g(x). Мы должны, решив его, выяснить, принадлежат ли найденные корни области определения исходного уравнения, т. е. выполняется ли неравенство f(x) і 0 (или g(x) і 0). На практике из этих систем выбирают для решения ту, в которой неравенство проще.
Рассмотрим пример.
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Находим корни уравнения f(x) = g(x):
Поскольку для корней нашего квадратного уравнения x2 – 1 = – x, неравенство
g(x) і 0 Ы x2 – 1 і 0
выполняется при x2 < 0 и не выполняется при x1 > 0.
Ответ:
Обратите внимание на то, что мы при отборе корней обошлись, по сути дела, без непосредственных вычислений.
Уравнение второго типа равносильно системе
Школьники довольно часто добавляют к этой системе неравенство f(x) і 0. Однако обычно этого делать не нужно (и даже опасно, особенно в задачах с параметром), поскольку условие f(x) і 0 автоматически выполняется для корней уравнения f(x) = g2(x), в правой части которого стоит неотрицательное выражение — квадрат функции g(x).
Пример 2. Решите уравнение
Решение. После возведения в квадрат получаем уравнение 2x2 + x – 3 = 0. Его корни Условию x і 1 удовлетворяет лишь x = 1.
Ответ: 1.
Пример 3. Решите уравнение
Решение. После возведения в квадрат и упрощений получаем уравнение x2 + 6x + 2 = 0
с корнями Условию
удовлетворяет лишь корень «с плюсом». В этом можно убедиться, заметив, что
Но можно поступить и так. Поскольку при значение квадратного трехчлена отрицательное:
число лежит между его корнями x1 и x2.
Такой прием иногда избавляет от необходимости проводить не очень сложные, но порой утомительные вычисления.
Ответ:
Упражнение 1. Решите уравнения:
Более сложные уравнения
Если в уравнении имеется несколько радикалов или же их нагромождение вроде и т. п., первоначальной целью является избавление от них, что достигается возведением в квадрат (может быть, неоднократным) с тем, чтобы в конце концов прийти к уравнениям, которые мы умеем решать.
Пример 4. Решите уравнение
Решение. Перепишем уравнение в виде
и возведем в квадрат. После упрощений получим простейшее уравнение
или, после повторного возведения в квадрат,
x2 – 92x + 180 = 0. (2)
Возводить в квадрат число 46 без калькулятора — занятие довольно неприятное. Поэтому попробуем угадать корень. Легко понять (просто перебирая первые квадраты: 1, 4, 9, 16, 25... и приравнивая им двучлен 7x – 5 — «наименьший» из подкоренных выражений), что x1 = 2 удовлетворяет уравнению (1), а значит — и (2). По теореме Виета второй корень уравнения (2) это x2 = 90, причем оба корня удовлетворяют второму, а следовательно, и исходному уравнению.
Замечание. Вообще в случаях, когда корни, получаемые в результате последовательных возведений в квадрат, достаточно простые (например, целые), можно не заботиться о равносильности переходов и в конце решения просто проверить их прямой подстановкой. В более сложных случаях, когда прямая проверка затруднена, приходится тщательно следить за возможностью появления посторонних корней.
Пример 5. Решите уравнение
Решение. Способ I. Переписываем уравнение так:
Возводим в квадрат и упрощаем:
Повторное возведение в квадрат дает уравнение x2 – 17x + 34 = 0
с корнями
Неравенству x і 4 удовлетворяет лишь (Можно подставить x=4 в трехчлен x2–17x+34 — см. конец решения примера 3).
Способ II. Выполним замену откуда x = t2 + 2. Приводим уравнение к виду
После возведения в квадрат и упрощений получаем
t2 – 3t – 2 = 0, (3)
откуда (второй корень отрицателен). Теперь вычисляем корень исходного уравнения:
(мы опять воспользовались уравнением (3), для корней которого верно, что t2 + 2 = 3t + 4).
Ответ: .
Вообще же подстановка вида часто упрощает решение уравнений вида
После замены получаем уравнение вида . Существенно здесь то, что при решении квадратного уравнения
At2 + Bt + C = 0,
к которому приходим после однократного возведения последнего уравнения в квадрат, приходится выявлять лишь неотрицательные корни, что также достаточно просто.
Рассмотрим теперь два уравнения с «двухэтажными» радикалами.
Пример 6. Решите уравнение
Решение. Возведя уравнение в квадрат и приведя подобные члены, получаем простейшее уравнение
решая которое, приходим к ответу.
Ответ:
Пример 7. Решите уравнение
Решение. Пусть Тогда x = t2 + 1, и уравнение принимает вид
Заметив, что под вторым знаком радикала стоит (t – 1)2, получаем
При 0 Ј t < 1 имеем откуда t = 0, а x1 = 1.
При t і 1 приходим к уравнению
единственный корень которого удовлетворяет условию t і 1. Итак,
Ответ:
Рассмотрим еще уравнение с параметром.
Пример 8. Решите уравнение
Решение. ОДЗ исходного уравнения: x і 2. При этом (2x – 1) – (x – 2) = x + 1 > 0, т. е. левая часть исходного уравнения положительна, поэтому a і 0. Пусть Тогда x = t2 + 2, и уравнение приводится к виду
Возведем в квадрат и упростим: t2 – 2at + 3 – a2 = 0. (4)
Условие разрешимости этого уравнения дает
т. е. (учитывая, что a > 0) при этом
При уравнение (4) имеет один корень а
Если свободный член уравнения (4) неотрицателен и, следовательно, оба его корня неотрицательны (ведь t1 + t2 = 2000). Для них
Если же годится только неотрицательный корень (с плюсом), т. е. тогда
Ответ:
корней нет при
Упражнение 2. Решите уравнения:
Упражнение 3. Решите уравнения с параметром:
Умножим на сопряженное
В основе рассматриваемого способа решения лежит формула
Выражения мы будем называть сопряженными. Иногда использование этой формулы облегчает решение.
Пример 9. Решите уравнение
Решение. Домножим левую и правую части уравнения на сумму радикалов, стоящих в левой части. Получается уравнение равносильное такому: откуда либо либо
Последнее уравнение решим уже рассмотренным способом: пусть . Тогда приходим к уравнению
откуда
Ответ:
Заметим, что умножение на сумму радикалов в данном случае не приводит к появлению посторонних корней — ведь область определения этой суммы та же, что у исходного уравнения, и она положительна как сумма неотрицательных слагаемых, не обращающихся, очевидно, в ноль одновременно.
Отметим также, что решить уравнение из примера 9 «в лоб» довольно трудно — оно путем громоздких вычислений сводится к уравнению четвертой степени.
Посмотрите, насколько эффективно работает этот метод в двух следующих примерах, которые оказались по силам очень небольшому проценту поступающих.
Пример 10 (геологический факультет МГУ, 1985). Решите уравнение
Решение. Пусть A = 3x2 – 1, B = 3x2 + 2x + 1, C = x2 – x + 1, D = x2 + 2x + 4. Перепишем наше уравнение:
откуда (так как ) получаем
Поскольку C – D = – 3(x + 1), а B – A = 2(x + 1), приходим к равенству
а поскольку второй сомножитель, очевидно, положителен, имеем x = – 1. Проверкой убеждаемся, что x = – 1 — корень данного уравнения.
Ответ: – 1.
Пример 11 (геологический факультет МГУ, 1985). Решите уравнение
Указание. Область определения уравнения – , при таких x мы можем применить формулу Поэтому перепишем уравнение так:
Домножив левую и правую части на разность получим
Осталось возвести в квадрат, а затем найти и проверить корни.
Ответ: 7.
Упражнение 4. Решите уравнения:
В школьном курсе математики вы изучали свойства многих элементарных функций. Их иногда можно с успехом применять и при решении уравнений. Ограничимся несколькими примерами.
Монотонность функций
Начнем с примера.
Пример 12. Решите уравнение
Решение. Это уравнение можно попытаться решить возведением в квадрат (трижды!). Однако при этом, во-первых, получится уравнение четвертой степени и, во-вторых, его коэффициенты будут ужасны. Попробуем угадать корень. Это сделать нетрудно: x = 1. Теперь заметим, что левая часть уравнения — возрастающая функция, а правая — убывающая. Но это значит, что больше одного корня такое уравнение иметь не может. Итак, x = 1 — единственный корень.
Ответ: 1.
Вообще в случае (это относится не только к иррациональным уравнениям), если уравнение имеет вид
f(x) = 0,
где f(x) возрастает (убывает), или f(x) = g(x),
где функции f(x) и g(x) «встречно монотонны», т. е. f(x) возрастает, а g(x) убывает, то такое уравнение имеет не более одного корня. Если вам удалось заметить это или привести уравнение к такому виду и если вы сможете угадать корень, то он и будет решением данного уравнения.
И еще один любопытный пример.
Пример 13. Решите уравнение
Здесь после освобождения от радикалов получится полное уравнение 4-й степени, так что поищем какой-нибудь другой путь решения.
Решение. Пусть Наше уравнение имеет вид
f(f(x)) = x. (5)
Заметим, что функция f(x) возрастающая, и докажем, что уравнение (5) равносильно уравнению
f(x) = x. (6)
Для этого заметим, что всякий корень уравнения (6) есть корень уравнения (5). Пусть x0 — корень уравнения (5), причем f(x0)№ x0. Тогда либо f(x0) > x0, но при этом f(f(x0)) = x0 > f(x0), противоречие; либо f(x0) < x0, но в этом случае x0 = f(f(x0)) < f(x0), т. е. x0 < f(x0), что также невозможно. Утверждение доказано. Чтобы завершить решение, достаточно решить уравнение
Ответ:
Упражнение 5. Решите уравнения:
Область определения
На следующем примере мы рассмотрим еще один класс задач.
Пример 14. Решите уравнение
Решение. В области определения данного уравнения должны одновременно выполняться неравенства 4–x2і0 и xі2, что возможно только при x = 2. Проверкой убеждаемся, что это — корень.
Ответ: 2.
Упражнение 6. Решите уравнения:
Ограниченность функций
Здесь мы тоже разберем достаточно характерные примеры.
Пример 15. Решите уравнение
Решение. Перепишем уравнение:
Пусть Тогда
Наибольшее значение подкоренного выражения достигается при x = – 1 (в вершине параболы y=15–2x–x2). При этом t2 = 16. Отсюда следует, что t № 4. Наименьшее значение правой части исходного уравнения достигается также при x = – 1 и тоже равно 4. При x № – 1 левая часть (когда она существует) меньше правой.
Ответ: – 1.
И наконец, еще один пример, в решении которого мы воспользуемся свойством суммы двух взаимно обратных положительных чисел: , причем равенство достигается лишь при a = 1.
Пример 16. Решите уравнение
Решение. Пусть Левая часть уравнения, равная больше или равна 2:
а правая часть не больше 2.
Поэтому равенство возможно только при x = 2. Проверкой убеждаемся, что x = 2 — корень.
Упражнение 7. Решите уравнения:
.