Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №9/2002

Б. Зив, В. Гольдич,
С.-Петербург

Новые дидактические материалы

Начинаем печатать выдержки из новой книги Б. Зива и В. Гольдича «Дидактические материалы по алгебре». Учитывая ограничения по объему в газете будут помещены нечетные варианты самостоятельных работ и первые варианты контрольных заданий.

Данная книга рассчитана на всех желающих улучшить свои знания в алгебре и составлена в полном соответствии со школьной программой.

Пособие содержит 22 самостоятельные работы и 8 контрольных работ. Сборник несколько отличается от обычных дидактических материалов тем, что самостоятельные работы в нем приведены в восьми вариантах, с четырьмя уровнями сложности. Чем мы руководствовались? Не секрет, что в последние годы очень существенно возросла сложность вступительных экзаменов в вузы. Одновременно пошел процесс упрощения содержания школьных учебников математики. Мы полагаем, что уже в средних классах – в 10-м и 11-м на это может просто не хватить времени – необходимо показывать ученикам более содержательные задачи.

Какова же структура наших дидактических материалов?

I уровень сложности (варианты 1–2) – это минимум того, что должен знать ученик, – база.
II уровень сложности (варианты 3–4) – «твердая четверка».
III уровень сложности (варианты 5–6) – «на пятерку».
IV уровень сложности (варианты 7–8) – для тех, кто всерьез увлечен математикой.

Если подходить к использованию книги формально, то рекомендуется следующее:

I или II уровень – для базовой школы;
II или III уровень – для гимназий;
III или IV уровень – для лицеев или математических школ.

Следует иметь в виду, что все самостоятельные и контрольные работы составлены избыточно. Учителю ни в коем случае не следует считать, что объем работ должен быть именно таким – мы лишь хотели предоставить ему возможность выбора.

Все контрольные представлены в четырех равноценных вариантах.

Вообще, структура книги полностью повторяет «Задачи к урокам геометрии» Б.Г. Зива, а значит, может быть использована как задачник.

Надеемся, что наша книга поможет учителям и ученикам успешно заниматься математикой.

По вопросам приобретения пособий обращаться по следующим адресам.

В Москве:

Издательство «ЧеРо», ЗФО «Книжный Двор МГУ» (расположены в одном месте)
118899 Москва, Воробьевы горы, Хохлова 11.
Тел. факс: (095) 939-34-93,
(095) 939-47-09, (095) 939-41-70,
(095) 939-41-90.
E-mail: chero@orc.ru 

Издательство «Эстет»
Тел.: 8-926-213-94-19.
E-mail: agost@df.ru 

В Санкт-Петербурге:

Издательство «ЧеРо-на-Неве»
196035, С.-Петербург, Бассейная 47.
Тел.: (812) 388-65-32,
факс: (812) 173-75-32.
E-mail: info@atlas.spb.su 

Издательство «Сага»
196035, С.-Петербург, Гагарина 21, к. 300.
Тел./факс: (812) 443-56-05.
E-mail: nvk@nwgsm.ru 

Самостоятельные работы

7 класс

1. Числовые и алгебраические выражения
Вариант 1

1. Найдите числовые значения алгебраического выражения

2. Ученик купил m карандашей по 2 руб. и n тетрадей по 3 руб. Сколько стоят все покупки?

3. Запишите утроенную сумму чисел a и b и найдите ее значение при

4. Запишите три последовательных числа, кратных 3, если меньшее из них 3k + 3.

5. Запишите трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых, у которых цифра сотен равна a, цифра десятков — 3, а цифра единиц — b.

Вариант 3

1. Найдите значение алгебраического выражения при

2. Один фермер засеял яровой пшеницей a га, а второй в 1,5 раза больше. Сколько гектаров земли засеяли пшеницей оба фермера вместе?

3. Запишите формулой частное от деления удвоенной суммы чисел c и d на их разность и найдите ее значение при

4. Докажите, что сумма трех последовательных четных чисел делится на 6.

5. Найдите абсолютную величину числового значения выражения m – n + p – q при

Вариант 5

1. Найдите значение алгебраического выражения

2. Один мастер за шитье костюмов получил a руб., а второй в два раза меньше. Сколько денег получили оба мастера вместе за выполненную работу?

3. Запишите в виде формулы частное от деления суммы чисел a и b на утроенную разность их, увеличенную на утроенную разность чисел m и n.

4. Докажите, что сумма двух последовательных нечетных чисел делится на 4.

5. Число x при делении на 10 дает в остатке 3, а число y при делении на 10 дает в остатке 2. Докажите, что сумма x + y делится нацело на 5.

Вариант 7

1. Найдите числовое значение алгебраического выражения

2. Автомобиль шел по шоссе m ч со скоростью a км/ч и по грунтовой дороге n ч со скоростью b км/ч. За какое время проедет весь этот путь мотоцикл, делая в среднем v км/ч?

3. Запишите формулу частного от деления суммы чисел a и b на удвоенную разность их, увеличенную на учетверенную разность чисел c и d.

4. Найдите все такие целые числа x и y, что (x + 1)(y – 2) = 2.

5. Докажите, что число – делится на 9.

8 класс 

1. Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства
Вариант 1

1. Сравните дроби

2. Сравните числа x и y, если x = y – 0,4.

3. Сравните выражения a2 + 49 и 14a.

4. Докажите, что если ab > 0, то имеет место неравенство

5. Докажите неравенство (a2 – b2)2 і 4ab(a – b)2.

6. Решите уравнение

Вариант 3

1. Сравните дроби

2. Сравните числа a и b, если b – a = – (a2 – 4a + 5).

3. Сравните выражения (a – 2)(a + 3) и (a – 5)(a + 6).

4. Докажите, что 3x2 – 4xy + 4y2 і 0.

5. Докажите, что a3 + b3 і a2b + ab2, если a + b > 0.

6. Решите уравнение .

Вариант 5

1. Докажите, что 297·299 < 2982.

2. Расположите числа в порядке возрастания:

3. Сравните выражения m2 + 5 и 2m + 3.

4. Докажите, что если abі0, то имеет место неравенство (a2 – b2)2і(a – b)4.

5. Докажите, что

6. Решите относительно x уравнение

Вариант 7

1. Докажите, что 742–272>732–262.

2. Расположите в порядке возрастания:

3. Сравните m4 + 1 и 2m·|m|.

4. Докажите, что 2a2 + b2 + c2 і 2a(b + c).

5. Докажите, что (a + b)3Ј 4(a3 + b3), если aі0 и bі0.

6. Решите уравнение

9 класс 

1. Деление многочленов.
Решение алгебраических уравнений
Вариант 1

1. Найдите частные:

а) (x2 – 5x + 6) : (x – 2);
б) (3x2 – 2x – 1) : (3x + 1);
в) (2x3 – 7x2 + x – 20) : (x – 4).

2. Найдите частное и остаток при делении P(x) на Q(x).

P(x) = x3 – 19x – 30; Q(x) = x2 + 1.

3. Сократите дробь

4. Решите уравнения:

а) x3 + 2x2 – x – 2 = 0;
б) x4 – 2x3 – 11x2 + 12x + 36 = 0.

Вариант 3

1. Найдите частные:

а) (9x2 – 7x – 2) : (x – 1);
б) (x3 + 9x2 + 23x + 15) : (x2 + 8x + 15).

2. Найдите частное и остаток при делении P(x) на Q(x).

P(x) = x3 + 3x2 – 18x – 40; Q(x) = x + 2.

3. Сократите дробь

4. Решите уравнения:

а) 2x3 – 4x2 – x – 15 = 0;
б) x4 – x3 – 13x2 + x + 12 = 0.

Вариант 5

1. Найдите частные:

а) (2x3 – 5x2 – x + 1) : (x2 – 5x + 1).
б) (5x4 + 9x3 – 2x2 – 4x – 8) : (5x2 + 4x + 4).

2. При каких a и b P(x) делится без остатка на Q(x)?

P(x) = 2x3 – 5x2 + ax + b; Q(x) = x2 – 4?

3. Сократите дробь

4. Решите уравнение x3 + ax2 – 5x + 6 = 0, если известно, что один из его корней равен 3.

5. Решите уравнение x4 – 6x3 + 7x2 + 6x – 8 = 0.

Вариант 7

1. Найдите частное  (6x4 + 5x3 – 74x2 + 11x + 12) : (x2 + x – 12).

2. Сократите дробь

3. Найдите все числа a и b, при которых P(x) делится нацело на Q(x).

P(x) = 4x5 + ax4 – 11x3 + 23x2 + bx + 2; Q(x) = x2 + x – 2.

4. Решите уравнение 2x4 – 9x3 + 4x2 + 21x – 18 = 0.

5. Число является корнем уравнения x4 + ax3 + bx2 + 2x + 2 = 0, где a и b — рациональные числа. Найдите a и b и решите уравнение.

Ответы, указания и решения

7 класс 

В-1.  1. – 1.  3.  5. 100a + 3·10 + b.

В-3.  1. 4,2.  3.  4. Решение. 2n + (2n + 2) + (2n + 4) = 6n + 6 = 6(n + 1), что делится на 6.  5. 2,95.

В-5.  1.  3.  4. Решение. 2n + 1 + 2n + 3 = 4n + 4 = 4(n + 1), что делится на 4.  5. Решение. x = 10n1 + 3; y = 10n2 + 2. x + y = 10(n1 + n2) + 5, что делится на 5.

В-7.  1.  2.  3. 4. Решение. Отсюда:  5. Решение.

8 класс 

 В-1.  1.  2. x < y.  3. a2 + 49 і 14a.  4. Решение.

так как (a – b)2 і 0 и ab > 0.  5. Решение. (a2–b2)–4ab(a–b)2=(a–b)2(a+b)2–4ab(a–b)2=(a–b)2(a2+2ab+b2–4ab)=(a–b)4 і 0.  6.

В-3.  1. 2. a>b.  3. (a–2)(a+3) >(a–5)(a+6).  4. Решение. 3x2–4xy+4y2=x2–4xy+4y2+2x2=(x–2y)2+2x2 і 0.  5. Решение. a3+b3a2b–ab2=(a+b)(a2ab+b2)–ab(a+b)=(a+b)(a–b)2і0, так как a+b>0 по условию и (a–b)2і0.  6. x=7.

В-5.  1. Указание. Представьте 297 и 299 в виде 298 – 1 и 298 + 1.  2. 3. m2+5>2m + 3. 4.Решение. (a – b)2·(a + b)2і(a – b)2·(a–b)2. Если a = b, то имеет место равенство. Если ab, то (a–b)2>0. Теперь нужно доказать, что (a+b)2і(a–b)2 или 4abі0, что следует из условия.  5. Указание. Необходимо составить разность и доказать, что они больше или равны нулю.  6.

В-7.  2.  3. Решение. т. е. m4+1і2m| m |.  4. Решение. 2a2+b2+c2–2ab–2ac=a2–2ab+b2+a2–2ac+c2=(a–b)2+(a–c)2і0. 5. Решение. (a+b)3–4(a3+b3)=(a+b)3–4(a+b)(a2ab+b2)=(a+b)(a2+2ab+b2–4a2+4ab–4b2)=(a+b)(–3a2+6ab–3b2)=
=–3(a+b)(a2–2ab+b)=– 3(a + b)(a – b)2Ј 0. 6.

9 класс 

В-1.  1. а) x – 3; б) x – 1; в) 2x2 + x + 5.  2. P(x) = Q(x)x – 20x – 30.  3.  4. а) {– 2; – 1,1}; б) {– 2; 3}.

В-3.  1. а) 9x + 2; б) x + 1.  2. P(x) = Q(x)(x2 + x – 20). 3.  4. а) {3}; б) {3; 1; – 1; 4}.

В-5.  1. а) 2x + 1; б) x2+x–2.  2. a = – 8, b = 20. 3.  4. a=–2; {– 2; 1; 3}.  5. {– 1; 1; – 2; 3}.

В-7.  1. 6x2–x–1.  2.  3. a = – 5, b = – 13. 4. {– 1,5; 1; 2; 3}.  5.  . Указание. Подставьте в уравнение. После преобразований получится: Так как a и b рациональные числа, то a+2=0 и a+b+5=0, таким образом, a=–2 , b=–3.

.