Т. Калякина,
пос. Демянск, Новгородская обл.
Урок «20 задач»
...звонок с урока
Двадцати задач
Мои ученики не слышат.
Вот уже 17 лет я провожу уроки «20 задач»; уроки,
на которых знания учащихся становятся глубокими
и прочными, приводятся в систему, т. е. на этих
уроках создается база для развития
познавательной активности математического
творчества. Это уроки стимулирующего контроля и
диагностики, на которых созданы условия для
работы каждого ученика, где есть возможность
вовремя помочь тому, кому трудно, увидеть того,
кому пора создать более высокие
интеллектуальные трудности; уроки, на которых
идет развитие учеников с различными
подструктурами мышления.
Необычная форма урока не утомляет, а вызывает
большое желание работать.
А происходит это так.
Сразу после звонка в течение 3–5-ти минут
повторяем теорию (в парах или фронтально). Затем
переходим к задаче 1. Если большинство учеников
поднимают руки, т. е. знают, как ее решать, мы
сразу переходим к задаче 2. Если она вызывает
затруднение у большей части учащихся, то мы
решаем ее вместе и т. д. Когда решена последняя,
20-я, задача, спрашиваю: «Кто знает решения всех
задач?» Таких всегда находится 1–5 человек, не
больше. Их приглашаю к доске. Теперь у меня есть
помощники. Те учащиеся, у которых вызывает
затруднение одна задача, задают вопрос любому из
моих помощников – «учителям». После снятия
затруднения число моих помощников
увеличивается. Теперь задают вопросы те, у кого
не решены две задачи. Помощников-«учителей»
становится уже больше (около 50%). Теперь они
расходятся по рабочим местам – к доскам (а доски
в классе висят на трех стенах, поэтому места
хватает всем). 24 ученика работают у досок, а
остальные (их не более трех) работают за партой,
на переносных индивидуальных маленьких
досочках.
Итак, те учащиеся, у которых остались вопросы по
нерешенным задачам, расходятся по желанию к
«учителям», и идет работа в парах. В классе
рабочий шум. Сначала ученик задает вопросы
своему «учителю», а потом сам отвечает на вопросы
«учителя». Как правило, простые задачи решаются
очень быстро, и более детально «учитель»
останавливается на более сложных задачах. Первая
пара закончила работу и подходит ко мне.
Остальные ученики настолько увлечены работой,
что не слышат меня. Прозвенел мой колокольчик.
«Кому нужна помощь? – спрашиваю я. – У нас есть
еще два консультанта». Я поздравляю этих
учеников, ставлю им оценки в дневник: «учителю» –
«5», а «учитель» сам говорит оценку своему
ученику.
Если помощь консультантов никому не нужна, то эти
учащиеся получают индивидуальное задание.
Как правило, ученики звонка с урока не слышат, им
хочется рассказать все 20 задач своему «учителю».
В дневниках у всех хорошие и отличные оценки (за
18–20 задач – оценка «5»; за 15–17 задач –
оценка «4»; троек, как правило, не бывает). Урок «20
задач» успешно проходит и 1 сентября, и в
последний день учебной четверти (примерно два
урока в четверти по геометрии и алгебре).
После урока «20 задач» на следующем уроке
оформляем 3–4 задачи (по желанию учащихся), как
правило, более сложных. Теперь можно проводить
контрольную работу. Спокойна и я, и ученики. К
контрольной работе мы готовы.
Проводя уроки «20 задач» я, конечно, использую
наработанный материал, но всегда что-то изменяю,
так как учебники меняются очень часто.
Урок «20 задач» – это:
урок, на котором нет отсутствия мысли, так как каждый ученик 15–20 минут говорит сам;
консультация: есть возможность побывать в роли учителя, помочь однокласснику;
урок, который помогает не допускать пробелов в знаниях учащихся;
урок повторения ранее изученного материала;
урок, который способствует прочному усвоению материала, его закреплению;
урок, который не допускает «забывания» ранее изученного материала;
урок, который помогает систематизировать материал;
урок подготовки к контрольной работе;
урок, на котором все ученики чувствуют себя уверенно и свободно;
урок, который развивает активность, самостоятельность, интерес;
урок, на котором осуществляется пропедевтика;
ориентация на профессию учителя;
большой зачет;
маленький экзамен;
праздник;
когда слышу возглас: «Вот теперь-то я понял!»;
когда мои ученики не слышат звонка с урока;
когда все получается, когда в дневниках пятерки и четверки;
один из самых результативных уроков;
урок, от которого получаю удовлетворение.
На уроке «20 задач»:
- работаю с азбукой (по геометрии);
- развиваю глазомер у учащихся;
- включаю задачи с ошибкой;
- на раннем периоде обучения ввожу формулы;
- на ряде задач отрабатываю теоремы, определения;
- на более раннем периоде обучения ввожу новые понятия;
- большое внимание уделяю в планиметрии тем задачам, которые являются базовыми в стереометрии;
- учу моих воспитанников учиться.
Подготовка учащихся к проведению урока «20 задач»
Оборудование кабинета: передвижные классные доски, боковые классные доски и т. д.
Создание психологического микроклимата в классе.
Создание пар «учитель – ученик» (в более подготовленном классе).
Создание групп (3–5 человек в зависимости от подготовленности класса).
Проводятся уроки одной задачи (в период подготовки к уроку «20 задач»).
Особое внимание уделяется теории.
Дома учащиеся решают 10 задач (желающие – 20), в тетради оформляются две любые.
У учащихся большое желание знать решение задач, так как некоторые из них будут на уроке «20 задач».
Главное в работе
Развиваю познавательный интерес учащихся.
Управляю процессом усвоения.
Создаю хороший микроклимат, эмоциональный настрой.
Одобряю учеников за любой вопрос к учителю, стараюсь доказать всему классу, почему именно этот вопрос важен.
Замечаю рост каждого ученика.
Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как в классе, так и дома, как можно больше работали самостоятельно.
«Плюсы» урока «20 задач»
Учащиеся сознательно приходят к необходимости знания теории.
Учащиеся учатся рассуждать.
Учащиеся учатся говорить.
Учащиеся очень увлекаются, не слышат учителя (появился колокольчик).
Нотации читать некогда: каждая секунда на учете.
На обычных уроках вместо замечания достаточно сказать: «А на уроке «20 задач» будет...».
Мои бывшие ученики мне порой говорят: «А помните уроки «20 задач»?». Помню! И этим все сказано.
Что можно сделать на основе урока «20 задач»
Уроки «20 задач» по математике в 5-х классах.
Геометрический материал в 5–6-х классах.
Работа с азбукой геометрии в 7-м классе.
Уроки «20 задач» по алгебре в 6–9-х классах.
Уроки «20 вопросов» по алгебре в 6–11-х классах.
Урок «20 вопросов» по геометрии в 7–11-х классах.
Математика
Примерные подборки 20-ти задач для разных классов
1 сентября
5 класс
1. 6·1.
2. 2·0.
3. 1 – 1 : 1.
4. 27 : 9 – 3.
5. 15 – 10 : 5.
6. (12 + 6) : 3.
7. a – a : a.
8. 64 : 8 = 8, а 6464 : 8 = ?
9. 108 : 3 = 36, а 1008 : 3 = ?
10. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = ?
11. 5 + 8 – 5 – 8 = ?
12. 108 на 13 меньше x. Найдите x.
13. Даше 8 лет. Она младше Оли на 3 года. Сколько лет Оле?
14. Я задумала число и прибавила к нему 29, получилось 36. Какое число я задумала?
15. Коля на 5 лет младше брата, а брату 12 лет. Сколько лет Коле?
16. Число x на 13 больше, чем a. Найдите x, если a равно 21.
17. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу. Через сколько часов они встретятся?18. Грузовик и «Жигули» выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Какое расстояние будет между ними через 3 ч, если vгр = 60 км/ч, vж = 90 км/ч?
19. Сережа решал задачу полчаса, а Вася – четверть часа. Кто быстрее решил задачу и на сколько минут?
20. Скорость реки 2 км/ч. Какой путь проплывет плот за 5 ч?
Помогают законы
1. 2·79·50. 2. 1000·12·4. 3. 3·9 + 7·9. 4. 7·2·11·5. 5. a·147·b. 6. 8k·900m. 7. 4·s·3·x·5·p. 8. 147·13 – 3·147. 9. 29·16 + 71·16. 10. 8·52 – 5·52. |
11. 6·a –
2·a. 12. 17·m + 13·m. 13. 5k – 5a. 14. 14·k + 9·k – 3·k. 15. x + 5·x. 16. 72·y – 12·y – y. 17. y – y. 18. 3·x + 3·x. 19. 2·n + 7·n + 3. 20. 6·x – 6·x + 5. |
Уравнения
1. 1 : x = 1. 2. m : 4 = 0. 3. 6 : n = 1. 4. v : 1 = v. 5. m : 27 = 1. 6. 12 : x = 12. 7. x : 0 = 2. 8. 0 : y = 0. 9. 3·m = 18. 10. x : 9 = 8. |
11. 24·x
= 92 – 20. 12. 7n – 1 = 13. 13. (13 + 11)·x = 48. 14. 3n – 12 = 18. 15. 40 – 4y = 8. 16. 6x – 21 = 9. 17. y·(32 – 26) = 60. 18. 36 – 5x = 46 – 20. 19. 64 : 4 : x = 2. 20. 32 – 5·x = 21 – 14. |
Десятичные дроби
1. 3,41 + 5. 2. 8,2 + 9,9. 3. 4 – 0,81. 4. 5,2 – 4. 5. 14,9 – 9. 6. 1 – 0,099. 7. 14,8 + 0,22. 8. 60,27 – 0,27. 9. 45,45 – 45. 10. 2 – 1,22. |
11. 0,04 : 0,0200. 12. 660,99 : 33. 13. 2,3·0,01. 14. 0,0008 : 8. 15. 12,12 : 1,2. 16. 5·0,001. 17. 1000·35,86. 18. 0,1 : 100. 19. 9,07·1000. 20. 3,5 : 0,7. |
5 класс
Задачи на движение
|
2. vплота
= ? vреки = 2 км/ч. |
|
4. vреки
= 2 км/ч, vмот. лодки=17 км/ч. |
|
6. vреки=? vплота по течению=2 км/ч. |
|
8. vмот. лодки=15 км/ч, vреки=2 км/ч; по реке – 2 ч, по озеру – 2 ч. Какой путь пройдет лодка за все это время? |
|
10. vреки=2 км/ч,
|
|
12. Какое
расстояние будет через 2 ч между лодками, |
|
14. Мальчики вышли навстречу друг
другу. |
|
16. Между поездом и автомобилем
150 км. |
|
18. vа=80 км/ч, vс=600 км/ч.
|
|
20. Пчелка ползет к меду по гипотенузе |
5-6 классы
.