Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №13/2002

Т.  Калякина,
пос. Демянск, Новгородская обл.

Урок «20 задач»

...звонок с урока
Двадцати задач
Мои ученики не слышат.

Вот уже 17 лет я провожу уроки «20 задач»; уроки, на которых знания учащихся становятся глубокими и прочными, приводятся в систему, т. е. на этих уроках создается база для развития познавательной активности математического творчества. Это уроки стимулирующего контроля и диагностики, на которых созданы условия для работы каждого ученика, где есть возможность вовремя помочь тому, кому трудно, увидеть того, кому пора создать более высокие интеллектуальные трудности; уроки, на которых идет развитие учеников с различными подструктурами мышления.
Необычная форма урока не утомляет, а вызывает большое желание работать.
А происходит это так.
Сразу после звонка в течение 3–5-ти минут повторяем теорию (в парах или фронтально). Затем переходим к задаче 1. Если большинство учеников поднимают руки, т. е. знают, как ее решать, мы сразу переходим к задаче 2. Если она вызывает затруднение у большей части учащихся, то мы решаем ее вместе и т. д. Когда решена последняя, 20-я, задача, спрашиваю: «Кто знает решения всех задач?» Таких всегда находится 1–5 человек, не больше. Их приглашаю к доске. Теперь у меня есть помощники. Те учащиеся, у которых вызывает затруднение одна задача, задают вопрос любому из моих помощников – «учителям». После снятия затруднения число моих помощников увеличивается. Теперь задают вопросы те, у кого не решены две задачи. Помощников-«учителей» становится уже больше (около 50%). Теперь они расходятся по рабочим местам – к доскам (а доски в классе висят на трех стенах, поэтому места хватает всем). 24 ученика работают у досок, а остальные (их не более трех) работают за партой, на переносных индивидуальных маленьких досочках.
Итак, те учащиеся, у которых остались вопросы по нерешенным задачам, расходятся по желанию к «учителям», и идет работа в парах. В классе рабочий шум. Сначала ученик задает вопросы своему «учителю», а потом сам отвечает на вопросы «учителя». Как правило, простые задачи решаются очень быстро, и более детально «учитель» останавливается на более сложных задачах. Первая пара закончила работу и подходит ко мне. Остальные ученики настолько увлечены работой, что не слышат меня. Прозвенел мой колокольчик. «Кому нужна помощь? – спрашиваю я. – У нас есть еще два консультанта». Я поздравляю этих учеников, ставлю им оценки в дневник: «учителю» – «5», а «учитель» сам говорит оценку своему ученику.
Если помощь консультантов никому не нужна, то эти учащиеся получают индивидуальное задание.
Как правило, ученики звонка с урока не слышат, им хочется рассказать все 20 задач своему «учителю».
В дневниках у всех хорошие и отличные оценки (за 18–20 задач – оценка «5»; за 15–17 задач – оценка «4»; троек, как правило, не бывает). Урок «20 задач» успешно проходит и 1 сентября, и в последний день учебной четверти (примерно два урока в четверти по геометрии и алгебре).
После урока «20 задач» на следующем уроке оформляем 3–4 задачи (по желанию учащихся), как правило, более сложных. Теперь можно проводить контрольную работу. Спокойна и я, и ученики. К контрольной работе мы готовы.
Проводя уроки «20 задач» я, конечно, использую наработанный материал, но всегда что-то изменяю, так как учебники меняются очень часто.

Урок «20 задач» – это:

урок, на котором нет отсутствия мысли, так как каждый ученик 15–20 минут говорит сам;
консультация: есть возможность побывать в роли учителя, помочь однокласснику;
урок, который помогает не допускать пробелов в знаниях учащихся;
урок повторения ранее изученного материала;
урок, который способствует прочному усвоению материала, его закреплению;
урок, который не допускает «забывания» ранее изученного материала;
урок, который помогает систематизировать материал;
урок подготовки к контрольной работе;
урок, на котором все ученики чувствуют себя уверенно и свободно;
урок, который развивает активность, самостоятельность, интерес;
урок, на котором осуществляется пропедевтика;
ориентация на профессию учителя;
большой зачет;
маленький экзамен;
праздник;
когда слышу возглас: «Вот теперь-то я понял!»;
когда мои ученики не слышат звонка с урока;
когда все получается, когда в дневниках пятерки и четверки;
один из самых результативных уроков;
урок, от которого получаю удовлетворение.

На уроке «20 задач»:

  • работаю с азбукой (по геометрии);
  • развиваю глазомер у учащихся;
  • включаю задачи с ошибкой;
  • на раннем периоде обучения ввожу формулы;
  • на ряде задач отрабатываю теоремы, определения;
  • на более раннем периоде обучения ввожу новые понятия;
  • большое внимание уделяю в планиметрии тем задачам, которые являются базовыми в стереометрии;
  • учу моих воспитанников учиться.

Подготовка учащихся к проведению урока «20 задач»

Оборудование кабинета: передвижные классные доски, боковые классные доски и т. д.
Создание психологического микроклимата в классе.
Создание пар «учитель – ученик» (в более подготовленном классе).
Создание групп (3–5 человек в зависимости от подготовленности класса).
Проводятся уроки одной задачи (в период подготовки к уроку «20 задач»).
Особое внимание уделяется теории.
Дома учащиеся решают 10 задач (желающие – 20), в тетради оформляются две любые.
У учащихся большое желание знать решение задач, так как некоторые из них будут на уроке «20 задач».

Главное в работе

Развиваю познавательный интерес учащихся.
Управляю процессом усвоения.
Создаю хороший микроклимат, эмоциональный настрой.
Одобряю учеников за любой вопрос к учителю, стараюсь доказать всему классу, почему именно этот вопрос важен.
Замечаю рост каждого ученика.
Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как в классе, так и дома, как можно больше работали самостоятельно.

«Плюсы» урока «20 задач»

Учащиеся сознательно приходят к необходимости знания теории.
Учащиеся учатся рассуждать.
Учащиеся учатся говорить.
Учащиеся очень увлекаются, не слышат учителя (появился колокольчик).
Нотации читать некогда: каждая секунда на учете.
На обычных уроках вместо замечания достаточно сказать: «А на уроке «20 задач» будет...».
Мои бывшие ученики мне порой говорят: «А помните уроки «20 задач»?». Помню! И этим все сказано.
Что можно сделать на основе урока «20 задач»
Уроки «20 задач» по математике в 5-х классах.
Геометрический материал в 5–6-х классах.
Работа с азбукой геометрии в 7-м классе.
Уроки «20 задач» по алгебре в 6–9-х классах.
Уроки «20 вопросов» по алгебре в 6–11-х классах.
Урок «20 вопросов» по геометрии в 7–11-х классах.

Математика

Примерные подборки 20-ти задач для разных классов

1 сентября

5 класс

1. 6·1.
2. 2·0.
3. 1 – 1 : 1.
4. 27 : 9 – 3.
5. 15 – 10 : 5.
6. (12 + 6) : 3.
7. aa : a.
8. 64 : 8 = 8, а 6464 : 8 = ?
9. 108 : 3 = 36, а 1008 : 3 = ?
10. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = ?
11. 5 + 8 – 5 – 8 = ?
12. 108 на 13 меньше x. Найдите x.
13. Даше 8 лет. Она младше Оли на 3 года. Сколько лет Оле?
14. Я задумала число и прибавила к нему 29, получилось 36. Какое число я задумала?
15. Коля на 5 лет младше брата, а брату 12 лет. Сколько лет Коле?
16. Число x на 13 больше, чем a. Найдите x, если a равно 21.
17. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу. Через сколько часов они встретятся?

18. Грузовик и «Жигули» выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Какое расстояние будет между ними через 3 ч, если vгр = 60 км/ч, vж = 90 км/ч?
19. Сережа решал задачу полчаса, а Вася – четверть часа. Кто быстрее решил задачу и на сколько минут?
20. Скорость реки 2 км/ч. Какой путь проплывет плот за 5 ч?

Помогают законы

1. 2·79·50.
2. 1000·12·4.
3. 3·9 + 7·9.
4. 7·2·11·5.
5. a·147·b.
6. 8k·900m.
7. 4·s·3·x·5·p.
8. 147·13 – 3·147.
9. 29·16 + 71·16.
10. 8·52 – 5·52.
11. 6·a – 2·a.
12. 17·m + 13·m.
13. 5k – 5a.
14. 14·k + 9·k – 3·k.
15. x + 5·x.
16. 72·y – 12·y – y.
17. y – y.
18. 3·x + 3·x.
19. 2·n + 7·n + 3.
20. 6·x – 6·x + 5.

Уравнения

1. 1 : x = 1.
2. m : 4 = 0.
3. 6 : n = 1.
4. v : 1 = v.
5. m : 27 = 1.
6. 12 : x = 12.
7. x : 0 = 2.
8. 0 : y = 0.
9. 3·m = 18.
10. x : 9 = 8.
11. 24·x = 92 – 20.
12. 7n – 1 = 13.
13. (13 + 11)·x = 48.
14. 3n – 12 = 18.
15. 40 – 4y = 8.
16. 6x – 21 = 9.
17. y·(32 – 26) = 60.
18. 36 – 5x = 46 – 20.
19. 64 : 4 : x = 2.
20. 32 – 5·x = 21 – 14.

Десятичные дроби

1. 3,41 + 5.
2. 8,2 + 9,9.
3. 4 – 0,81.
4. 5,2 – 4.
5. 14,9 – 9.
6. 1 – 0,099.
7. 14,8 + 0,22.
8. 60,27 – 0,27.
9. 45,45 – 45.
10. 2 – 1,22.
11. 0,04 : 0,0200.
12. 660,99 : 33.
13. 2,3·0,01.
14. 0,0008 : 8.
15. 12,12 : 1,2.
16. 5·0,001.
17. 1000·35,86.
18. 0,1 : 100.
19. 9,07·1000.
20. 3,5 : 0,7.

5 класс

Задачи на движение

1.  vплота = ? (На озере.)

2. vплота = ? vреки = 2 км/ч.
Плот плывет по течению.

3. vмот. лодки = 16 км/ч.
vмот. лодки = ? (По озеру.)

4. vреки = 2 км/ч, vмот. лодки=17 км/ч.
vмот. лодки по течению = ?

5. vреки = 3 км/ч,
vмот. лодки=17 км/ч.
vмот. лодки против течения=?

6. vреки=? vплота по течению=2 км/ч.

7. vреки=2 км/ч, vмот. лодки=16 км/ч. Какое расстояние будет между плотом и моторной лодкой через 1 ч?

8. vмот. лодки=15 км/ч, vреки=2 км/ч; по реке – 2 ч, по озеру – 2 ч. Какой путь пройдет лодка за все это время?

9. vреки=1 км/ч,
vмот. лодки=15 км/ч;
по озеру – 1 ч, по реке – 2 ч.
Какой путь проплывет лодка за все это время?

10. vреки=2 км/ч,
vмот. лодки=12 км/ч.
Сможет ли лодка догнать шляпу, которая плывет
по течению впереди лодки?

11. v1=14 км/ч,
v2=18 км/ч, S=32 км.
Через сколько часов произойдет встреча?

12. Какое расстояние будет через 2 ч между лодками,
если они движутся в одном направлении по озеру
с одинаковой скоростью?

13. Мальчики вышли из одного пункта одновременно.
v1=4 км/ч, v2= 3 км/ч.
Догонит ли первый мальчик второго?
Через сколько часов?

14. Мальчики вышли навстречу друг другу.
S=21 км, v1=3 км/ч,
v2=4 км/ч.
Через сколько часов они встретятся?

15.  vп=60 км/ч, vм=90 км/ч.
Сможет ли поезд обогнать машину?

16. Между поездом и автомобилем 150 км.
vа=90 км/ч,
vп=60 км/ч.
Через сколько часов автомобиль догонит поезд?

17. Шляпа и плот плывут по реке, vр=3 км/ч.
Через сколько часов шляпа догонит плот?

18. vа=80 км/ч, vс=600 км/ч.
На сколько часов самолет прилетит раньше,
чем прибудет автомобиль?

19. vл. м=90 км/ч, vг. м=80 км/ч.
На каком расстоянии будут
машины через 3 ч?

20. Пчелка ползет к меду по гипотенузе
прямоугольного треугольника,
а красные отрезки – катеты.

5-6 классы

.