Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №14/2002
Л. Шестакова,
г. Екатеринбург

Тема: «Логарифм и его свойства»

10 класс

Цели урока:

· закрепить понятие логарифма числа;
· повторить основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов.

Оборудование урока.

1. Кодоскоп.
2. Задания на пленке для кодоскопа.
3. Индивидуальные карточки с заданиями.
4. Плакаты: а) ответы для игры «Поле чудес»; б) задания «На выбор»; в) задания «Проверь себя»; г) задания «Вспомним экзамены прошлых лет».

На доске записана тема урока; необходимо знать определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество; уметь использовать эти понятия при вычислениях, при решении уравнений.

Ход урока

I. Определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов

Учитель сообщает цели урока, вызывает к доске ученика для работы с карточкой по заданиям, подобным заданным на дом.

· При каких значениях x выражения имеют смысл:

а) Решите уравнения:

б) Вычислите:  log7 7;   log3 1.

в) Запишите основное логарифмическое тождество.

Задание 1. устный счет. (Работает весь класс.)

1) Прочитайте (с готовой кодограммы) определение логарифма и вычислите следующие логарифмы:

2) Заслушивается ответ ученика, работающего у доски. Вопрос. Что использовалось при решении уравнений?
[Определение логарифма, свойства логарифма.]

Задание 2. Программированный контроль. (Материал для проведения контроля заранее приготовлен на доске. Работают все ученики класса.)

· При каких значениях x существует данный логарифм?
· При каких значениях x имеет смысл данное выражение?

Задание Варианты ответа
Вариант 1 Вариант 2 1 2 3 4 5
log5 (7 – x) log5 (x – 7) x > 7 0 < x < 7 x < 7 x і 7 x Ј 7
log2 (9 – x2) log3 (x2 – 16) x < – 3, x > 3 x < – 4, x > 4 – 3 < x < 3 – 4 < x < 4 – 4 Ј x Ј 4
  x < – 2, x > 5 x > – 5, x < – 2 – 1 < x < 6 – 2 < x < 5 x < – 2, x > 6
log3 (x2 – 4x + 4) log7 (x2 – 6x + 9)   – 2 < x < 2 x О R, x 2 x > 3 x О R, x 3 x О R

II. Решение уравнений

Задание 3. (К доске приглашаются три ученика, которые работают по индивидуальным карточкам, остальные учащиеся по вариантам выполняют задания, написанные на доске.)

Вариант 1

1. Вычислите выражения:   а) log6 4 + log6 9;  б)  

2. Решите уравнение  

Вариант 2

1. Вычислите

2. Решите уравнения:

а) log3 (2x + 8) = log3 (x – 2);    б) log4 (2x + 4) = 2.

Вариант 3

1. Вычислите

2. Решите уравнения: 

а)   б) 53x+2 = 7.

Учащиеся, опрошенные по индивидуальным карточкам и по программированному контролю, приступают к работе в тетрадях по плакату «На выбор».

Задание 4. Работа с плакатом «На выбор».

1. Найдите области определения функций:

а) y = 7x + lg (6 – 3x);     б) 

2. Вычислите:

а)     б)

3. Вычислите 

4. Найдите log3 6, если log3 2 = a.

Все остальные учащиеся принимают участие в игре «Поле чудес».

Задание 5. Игра «Поле чудес». На доске записаны следующие числа:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42, а на плакате – буквы и ответы к упражнениям в индивидуальных карточках.

е л т з ш д м
2 -2 1 40 25 8
с  и ь н о р
3 10 24
ч а у ж б ы
200 -5 9

Ученики получают 2 или 3 индивидуальные карточки с заданиями (в каждой карточке одно задание). Выполнив задание, они ищут в таблице букву, которой соответствует ответ. Если такая буква есть, то называют номер карточки, и под этим номером на доске пишется буква. Если ответ неправильный – СТОП ИГРА! – ученику предлагается переделать задание.

Номер задания Задание Ответ Номер задания Задание Ответ
1 Решите уравнение
log3 (3x – 5) = log3 (2x – 3)
2 22 Решите уравнение
2 Решите уравнение log5 125 = x 3 23 Решите уравнение
3 Вычислите log0,5 4 – 2 -2 24 Вычислите 24log2 log2 log2 16 24
4 Вычислите 25 Вычислите 2lg 100 000 10
5 Вычислите 103–lg 5 200 26 Решите уравнение
lg 2 + lg (x + 2) = lg (x – 1)
-5
6 Вычислите -5 27 Вычислите 25
7 Вычислите lg 3000 – lg 3 3 28 Решите уравнение log0,04 5 = x 
8 Вычислите 29 Решите уравнение log7 (2x + 1) = 2 24
9 Вычислите 30 Вычислите
10 Вычислите 31 Вычислите
11 Вычислите 1 32 Вычислите
12 Решите уравнение lg (9x + 10) = 2 10 33 Вычислите 9
13 Решите уравнение
3lg 2 + lg (x + 8) = lg 48 – lg 2 – 5
-5 34 Вычислите
14 Решите уравнение log5 x = – 2 35 Вычислите 8
15 Вычислите 36 Вычислите 10
16 Решите уравнение 37 Вычислите 24
17 Вычислите 2 38 Вычислите
18 Решите уравнение log2 (x + 6) = 2 -2 39 Решите уравнение
lg (6x + 3) = lg (x – 22)
-5
19 Решите уравнение
lg 40 – lg 2 = lg (10 – 2x)
-5 40 Вычислите lg 20 + lg 5 2
20 Решите уравнение 2 41 Вычислите 40
21 Вычислите 40 42 Вычислите

Задание 6. Работа с плакатом «С экзаменов». (Учащиеся выполняют в тетрадях экзаменационные задания предыдущих лет.)

1. Установите, при каких x существуют логарифмы:

а)     б) log5 (x2 – 6x + 8);    в) log4 (2x2 + 9x).

2. Решите уравнения:

а) log7 (x – 1) = log7 2 + log7 3;
б) log3 (2x + 1) = log3 13 + log3 3;
в)
г) 

Задание 7 (устное). Работа с плакатом «Проверь себя».

1)
2) log5 (121 – x2),   (121 – x2)
і 0, x Ј – 11, x і 11.
3)
4)
5) lg x2 = 2lg x.

Это задание позволит учителю проверить внимание учащихся, их знания.

III. Подведение итогов урока. Задание на дом

.