АЛГЕБРА
В. Жохов, Г. Карташева, Л. Крайнева
Москва
Подготовка к экзамену
9 класс
Приближается время экзаменов в школе. Последние недели — наиболее тревожное время у учителя. Время подведения итогов обучения предмету за несколько лет, время анализа — сделано ли всё необходимое, не упущены ли какие-либо детали. В этот момент учителю особенно важно иметь основательные ориентиры в требованиях к письменным работам девятиклассников, к их оцениванию. Расскажем о пособии, которое непременно поможет учителю в период повторения курса алгебры в 9-м классе и подготовки к экзамену.
Подготовку к экзамену по алгебре за курс основной школы можно разделить на два этапа. На первом — в течение учебного года в 9-м классе — проводится текущее повторение, связанное с изучаемыми темами, а также разбираются разные способы решения более сложных задач по этим темам из «Сборника заданий». (Отметим, что такую работу полезно начинать раньше — уже в 8-м классе.) На втором — в последние два месяца перед экзаменом — проводится итоговое углубленное повторение и обобщение знаний по всему курсу алгебры основной школы.
На этапе повторения и непосредственной подготовки к письменному экзамену по алгебре в 9-м классе основная работа ведется с использованием 5-го и последующих изданий пособия «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс» авторов Л.В. Кузнецовой, Е.А.Бунимовича, Б.П.Пигарева и С.Б.Суворовой (М.: Дрофа, 2000 — 2002) с тем, чтобы ближе познакомиться с теми типами задач, которые будут предложены на экзамене, со структурой экзаменационной работы, с требованиями к обоснованиям, ссылкам на теоретические положения, к оформлению решений.
В экзаменационном сборнике заданий все задачи разделены на две группы. Из более простых – типовых, соответствующих уровню обязательной подготовки – составлены наборы по 7 задач для первой части экзаменационной работы. Более сложные задания – из них берутся последние три задачи экзаменационной работы – помещены во второй части «Сборника».
Подробные рекомендации по организации подготовки к экзамену и решению задач экзаменационного сборника читатель найдет в книге В.И.Жохова, Г.Д.Карташевой и Л.Б.Крайневой «9 класс: экзамен по алгебре: Дидактические материалы для подготовки к экзамену», вышедшей в московском издательстве «Вербум-М».
В этом пособии даются необходимые справочные материалы (основные формулы, справочные таблицы, графики изученных функций и т.д.), а также рассматриваются решения заданий как для первой, так и для второй части экзаменационной работы. Практика проведения экзаменов в последние годы показала, что в предэкзаменационный период часто возникает необходимость не только разобрать сложные задачи, аналогичные которым не всегда есть в учебниках. Кто-то из девятиклассников нуждается и в повторении, и тренировке в решении самых простых задач, восстановлении в памяти основных формул, теорем, свойств функций, рассмотрении целых тем, которые в свое время не были достаточно усвоены. Обеспечить такую работу необходимыми дидактическими материалами имеют целью первые разделы указанного пособия – «Справочные материалы» и «Рекомендации по решению задач первой части экзаменационной работы». В последнем разделе пособия даются рекомендации по решению и оформлению решений задач второй части экзаменационной работы.
Задания в пособии – как в первой, так и во второй части – расположены тематически, что в наибольшей степени удобно для повторения и систематизации знаний. В такой же последовательности задания экзаменационных работ первой части собраны в приложении «Сборника». Номера заданий в первом разделе пособия соответствуют номерам задач в указанном приложении «Сборника». В случае, если возникнет необходимость рассмотрения комплексных наборов заданий (например, целиком одной из работ «Сборника»), дана таблица — указатель соответствия номеров заданий.
Решения заданий экзаменационной работы в данном пособии выполнены таким образом, чтобы обеспечить возможность разноуровневого обучения, организации самостоятельной работы. Для этого в каждой теме решения заданий одного типа выполнены с разной степенью подробности. Поэтому у учителя есть возможность одним учащимся предложить рассмотреть полные рассуждения, обоснования со ссылками на теоретический материал, а другим — решения в «свернутом» виде, где ученику необходимо вникнуть в ход решения, разобраться, почему именно так выполнены преобразования, какие формулы использованы и т.д. В первой части экзаменационной работы четные задания — это задачи-дубли для нечетных, во второй части задачи-дубли – это вторые задачи каждого задания. К задачам-дублям в пособии даются только ответы, чтобы была возможность использовать их для тренировки и самостоятельного решения по образцу полных решений соответствующих им нечетных (или первых) заданий.
Тематическим планированием предусмотрено
текущее (в течение всего учебного года) и
итоговое (в конце года) повторение основных
вопросов курса алгебры 7–9-х классов (в частности,
с использованием упражнений «Сборника заданий»).
При этом предполагается, что девятиклассники
будут постепенно знакомиться со структурой и
содержанием этого сборника, учиться в нем
ориентироваться. Текущие и итоговую контрольные
работы можно предлагать учащимся по текстам из
«Дидактических материалов по алгебре для
9-го класса» авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк и
Л.М.Коротковой, либо использовать отдельные
упражнения «Сборника заданий». Полезно в ходе
повторения и подготовки к экзамену провести в
качестве итоговой тренировочную работу, для чего
можно воспользоваться текстами, предлагавшимися
в прошлые годы, или же, используя сборник,
составить свой вариант текста работы. Это
поможет учителю проверить, в какой степени
девятиклассники освоили основной учебный
материал, научились оформлять решения задач,
ориентироваться в «Сборнике заданий», а учащимся
— разобраться в экзаменационных требованиях,
понять принципы выставления оценки за работу.
Приведем рекомендации по планированию уроков заключительного повторения. В них предусмотрено широкое использование упражнений и задач, прежде всего — из второй части «Сборника заданий». Однако, на этапе заключительного повторения, как и в ходе текущего, необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, создавать условия для того, чтобы в учебной работе эффективно могли участвовать, могли продемонстрировать и совершенствовать свои знания учащиеся с разным уровнем математической подготовки. Поэтому в планах уроков повторения следует предусматривать решение задач и из первой части «Сборника» по вопросам, вызывающим наибольшие затруднения у учащихся конкретного класса.
УРОКИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПОВТОРЕНИЯ
* В объеме, изучавшемся в течение учебного года
В заключение приведем решения ряда экзаменационных задач из пособия «9 класс: экзамен по алгебре».
П — обязательно оставить, остальные задачи — по возможности.
39.1. При каких значениях переменной имеет смысл выражение
Решение. Данное выражение не имеет смысла при тех значениях переменной a, которые обращают в нуль знаменатель хотя бы одной из дробей, входящих в выражение:
Таким образом, данное выражение имеет смысл для всех значений переменной a, кроме – 1 и 0:
Ответ: выражение имеет смысл при
40.2. Известно, что Не вычисляя a , найдите
Решение.
Ответ: 3,44.
43.1. Расположите в порядке возрастания числа
60.1. Расположите в порядке возрастания
Решение.
Функция возрастает. Поэтому, так как получаем:
Следовательно,
Ответ:
91.1. Решите уравнение
Решение. Корни квадратного трехчлена x2 – 4x + 3 — числа 1 и 3 (по теореме, обратной теореме Виета), значит, трехчлен можно разложить на множители: x2 – 4x + 3 = (x – 1)(x – 3).
Общий знаменатель дробей, входящих в уравнение, (x – 1)(x – 3).
Умножим обе части уравнения на это выражение. Получим:
Проверка. Если если x = 3, то (x – 1)(x – 3) = 0, значит, корнем исходного уравнения является только число
Ответ:
Замечание. Задачу можно решить и другим способом:
Ответ:
98.1. При каких значениях a уравнение ax2 + x + 2 = 0 имеет два корня? Из чисел – выберите те, которые удовлетворяют этому условию.
Решение. Если a = 0, получим линейное уравнение x + 2 = 0, имеющее лишь один корень.
Если a № 0, получим квадратное уравнение, которое имеет два корня при положительном дискриминанте:
Ответ: уравнение имеет два корня при этому условию удовлетворяют числа
Замечание. Ответ можно записать и так: уравнение имеет два корня при
104.1. Решите систему уравнений
Решение.
Эта система уравнений равносильна следующим двум системам уравнений:
Ответ: (5; – 2); (2; – 5).
116.1. Решите систему уравнений
Решение. Пусть тогда получим систему уравнений
Умножим обе части первого уравнения системы на – 2 и сложим его почленно со вторым. Получим систему уравнений a
Возвращаясь к исходным переменным, получим систему уравнений
Ответ: (5; 4).
120.1. Запишите уравнение прямой, которая проходит через начало координат и через точку пересечения прямых 2x + 3y = – 4 и x – y = – 7.
Решение. Найдем координаты точки пересечения прямых 2x + 3y = – 4 и x – y = – 7. Для этого составим и решим систему уравнений
Прямая в координатной плоскости задается уравнением ax + by = c. Так как прямая проходит через точку (0; 0), то 0·a + 0·b = c, c = 0. Значит,
Прямая проходит через точку (– 5; 2), следовательно, равенство — верно. Получаем, что Искомое уравнение прямой имеет вид: y = – 0,4x.
Ответ: уравнение прямой y = – 0,4x.
133.1. При каких положительных значениях x верно неравенство x2 – 2x Ј 2?
Решение. Решим неравенство x2 – 2x Ј 2:
x2 – 2x – 2 Ј 0.
Найдем корни квадратного трехчлена x2 – 2x – 2:
Покажем схематически, как расположен график функции y = x2 – 2x – 2 (график — парабола, ветви которой направлены вверх):
Из рисунка видно, что данное неравенство верно при
Выберем положительные решения этого неравенства: так как поэтому множество положительных решений неравенства — промежуток
Ответ: неравенство верно при
143.1. Решите систему неравенств
Решение.
Решим второе неравенство системы. По теореме, обратной теореме Виета, корни квадратного трехчлена x2 – 6x + 8:
x1 = 2, x2 = 4.
Изобразим график функции y = x2 – 6x + 8:
Неравенство верно при x < 2 или x > 4, следовательно, возвращаясь к системе неравенств, получаем:
Замечание. Ответ можно записать и так: x > 4.
.