Ростиславу Семеновичу Черкасову
90 лет
Уважаемый, дорогой, любимый Ростислав Семенович!
От всей души сердечно поздравляем Вас с юбилейным днем рождения!
Желаем всего самого доброго, приятного, интересного!Будьте здоровы и счастливы!
Бесконечно благодарные
Вам,
всегда ваши многочисленные ученики,
коллеги, друзья, читатели и почитатели
Учителям математики средних школ и
преподавателям педагогических вузов давно и
хорошо известно имя Р.С. Черкасова, который
долгие годы (1958–1992) был главным редактором
научно-методического журнала «Математика в
школе»; возглавлял кафедру методики
преподавания математики сначала в Московском
городском педагогическом институте имени В.П.
Потемкина, а затем в Московском государственном
педагогическом институте имени В.И. Ленина (ныне
МПГУ) (1957–1985); был соратником А.Н. Колмогорова в
реформе школьного математического образования
70-х годов прошлого века и одним из соавторов
новаторских учебников по геометрии для основной
школы (Колмогоров А.Н., Семенович А.Ф., Черкасов
Р.С. Геометрия: Учебное пособие для 6–8 классов
средней школы. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1982).
Ростислав Семенович Черкасов родился 30 июля 1912
года в славном городе Смоленске в учительской
семье, его мать работала в начальной школе. Он
начал свою трудовую деятельность в 16 лет, работал
разнорабочим, рабочим-автоматчиком, наладчиком
токарных станков. Затем поступил на
математический факультет Московского
областного педагогического института. Научные
взгляды и интересы молодого Р.С. Черкасова
активно формировались под влиянием его
замечательных преподавателей – Ивана Козьмича
Андронова и Дмитрия Ивановича Перепелкина.
Педагогическая деятельность Р.С. Черкасова
началась с работы школьным учителем математики,
именно это и дало правильное направление на его
последующую жизнь педагога. Ростислава
Семеновича с полным правом называют Учителем с
большой буквы, он – Учитель учителей. Всю свою
жизнь он щедро передает свое мастерство, знания,
опыт своим ученикам – будущим воспитателям
молодого поколения. Многим запомнились его
содержательные интересные лекции и семинары. Их
всегда отличали четкость, продуманность и
обстоятельная проработка каждого этапа занятия,
актуальность и современность обсуждаемых
вопросов, глубина изложения. Кроме этого,
незабываем его стиль общения:
доброжелательность, внимание, уважение к
аудитории, возможность открытой дискуссии.
Особое значение Ростислав Семенович всегда
придавал и придает работе с аспирантами. Его
ученики трудятся во многих педагогических вузах
нашей необъятной Родины. Среди них ректоры,
проректоры, деканы, заведующие кафедрами, многие
стали докторами наук и профессорами. Он
необыкновенно неравнодушный человек,
неформальный руководитель, своих учеников
окружал любовью и лаской, многим помог встать на
ноги, поддержал в трудные минуты. При этом он
строгий и требовательный. Для каждого
воспитанника составлялся индивидуальный план
работы, соответствующий его особенностям,
запросам, способностям, интересам. Незабываемы
встречи с научным руководителем у него дома.
Причем у каждого ученика было назначено свое
еженедельное время, когда он должен был
отчитаться о проделанной за неделю работе. Отчет
состоял в том, что надо было рассказать, что
прочитано за это время и какие мысли, идеи
возникли по тому или иному поводу. Ростислав
Семенович никогда не жалел времени для молодежи.
Постепенно, последовательно он приобщал своих
воспитанников к исследовательской деятельности,
при этом никогда не навязывал свою точку зрения,
не давил своим авторитетом, что очень важно для
молодых людей. Это равное сотрудничество –
ученика и наставника. Из его богатой домашней
библиотеки ученики свободно получали уникальные
книги. Так ненавязчиво формировалась любовь к
книге как источнику знаний, воспитывалась
культура работы с научной литературой. Прошедшие
школу Р.С.Черкасова бесконечно благодарны ему за
это.
Ростислав Семенович всегда увлекался решением
математических задач, и это свое увлечение
передавал своим ученикам, которые с
удовольствием решали всякие задачи, особенно
задачи повышенной трудности, нестандартные,
исследовательские, поисковые, задачи с
несколькими решениями и т.п.
Еще одна характерная черта Ростислава
Семеновича – его безграничная любовь к истории
отечественного математического образования.
Историческим аспектам российской школы,
реформам образования посвящены многие его
публикации. Например, в последние годы вышел цикл
статей под названием «История отечественного
школьного математического образования»
(Математика в школе. № 2, 3, 4/1997); «Очерк истории
отечественного школьного математического
образования» (Вестник Московского университета.
Сер. 20. Педагогическое образование. № 1/2002).
Перу Р.С. Черкасова принадлежит свыше ста научных
работ, в том числе 20 учебников и учебных пособий
для средней школы; около 20-ти руководств по
методике преподавания математики; 52 статьи,
посвященные различным проблемам преподавания
математики в школе и вузе, опубликованные в
центральных издательствах.
Ростислав Семенович живо интересуется днем
сегодняшним, событиями, которые сейчас
происходят. Он не пропускает ни одного
научно-методического сборника кафедры методики
преподавания математики МПГУ. Его последние
труды обращены к современной модернизации
образования и к его будущему, например статьи
«Проблема развития школьного математического
образования в новом XXI веке» и «Проблема
совершенствования школьного математического
образования» (Сб. Проблемы совершенствования
математической подготовки в школе и вузе. – М.:
Прометей, (соответственно) 2000, 2001).
Научно-педагогическая деятельность
Р.С.Черкасова отмечена высокими наградами:
орденом «За трудовое отличие», медалями, в том
числе имени Н.К. Крупской, имени К.Д. Ушинского,
«За доблестный труд в Великой отечественной
войне», «Ветеран труда» и другими, значком
«Отличник народного просвещения», а также
многочисленными грамотами и благодарностями.
Пожелаем уважаемому Ростиславу Семеновичу здоровья и осуществления творческих замыслов!
Большое спасибо, дорогой наш Человек, дорогой наш Учитель!
Поздравляем Человека с большой буквы
Есть люди, встречи с которыми надолго остаются
в памяти, влияют на становление мировоззрения.
После таких встреч начинаешь по-иному смотреть
на жизнь, по-иному оценивать новые идеи.
Каждому из нас очень повезло, потому что у
каждого была встреча именно с таким
Человеком — Ростиславом Семеновичем
Черкасовым. Несмотря на то, что происходили они в
разное время и запомнились всем по-разному, все
они оставили след в нашей жизни.
Кто-то вспоминает его безусловную поддержку и
дельные советы, которые когда-то помогли
поверить и достичь результатов в научной
деятельности.
Кто-то вспоминает напутственные слова, сказанные
Ростиславом Семеновичем при приеме в
аспирантуру, или его поддержку во время защиты
кандидатской диссертации.
Кто-то вспоминает не только лекции Ростислава
Семеновича и его хорошо поставленный лекторский
голос, но и его чувство юмора.
Кто-то вспоминает дельные рецензии на свои
статьи, которые Ростислав Семенович давал,
будучи главным редактором журнала «Математика в
школе».
Кто-то вспоминает его собственные статьи, всегда
поражавшие глубиной и широтой охвата темы и
поистине энциклопедическими знаниями автора.
Эти наши воспоминания позволяют творчески
работать и обучать студентов с тем же неутомимым
желанием и с той же целеустремленностью, с какими
передает нам свои знания Ростислав Семенович.
Мы все поздравляем Ростислава Семеновича с
юбилеем и к словам глубокой признательности и
благодарности присоединяем поздравления и
пожелания здоровья и долголетия.
С. Атанасян,
Т. Корешкова, А. Мордкович, Л. Денищева,
А. Захарова, М. Кочагина, В. Покровский,
С. Пчелинцев,
П. Семенов, М. Ткачева, Н. Федорова,
А. Ушаков и другие
преподаватели математического факультета
Московского городского педагогического
университета
.