И. Каплунович,
г. Великий Новгород
Уровни познавательной деятельности
Раздел I
В жизни, реализуя свое поведение, человек должен планировать собственные действия. Для этого ему необходимо опираться на разнообразные сведения об окружающем мире. Их мы получаем с помощью различных познавательных процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, память, воображение и мышление.
Например, можно ли ориентироваться в действиях, если не видишь? Нет. А видим мы окружающий нас мир с помощью психического процесса восприятия. Можно ли планировать свои поступки, жизнь, если не прикидывать вперед? А эту деятельность обеспечивает нам процесс воображения. Человек что-то спланировал. Но в процессе реализации плана возникают препятствия, трудности. Приходится остановиться и задуматься. Обдумывая ситуацию, мы опираемся на знание отношений между различными предметами, людьми, с которыми приходится взаимодействовать, и не только на них. А это уже процесс мышления. Наша ближайшая задача — разобраться в содержании этих познавательных процессов личности вообще и применительно к реальному физическому дву-, трехмерному пространству в частности. Этому и будет посвящен настоящий раздел.
Мир широк, разнообразен, сложен, запутан. С чего-то надо начинать ориентацию в нем. Психологам удалось выделить психический процесс, выполняющий функции ориентации человека в самых простых, в самых элементарных, непосредственных свойствах бытия, который они назвали ощущениями. Например, ощущение света, звука, давления, вкуса, запаха, горячего и холодного... Все «складывается» из этих элементарных, непосредственных «кирпичиков»: музыка, речь — из совокупности звуков, изображение — из света и цвета и т. д. Посредством, с помощью ощущения звуков, цветов, запахов, температуры, наших осязаний складывается картина, чувственный образ окружающего мира. На основе этого фундамента — наших ощущений — возникают восприятия, представления, на которые опирается мышление.
Однако знания о звуках вообще, запахах в целом, не относящихся к какому-либо определенному предмету, не устраивают нас. Мы же не просто слышим звук, а конкретную речь, мелодию, шум водопада... В сущности, ощущение в «чистом» виде мы можем представить в ситуации, когда человек находится в темной комнате и впереди видит нечто (неопределенное) красное. Но в жизни мы видим не нечто красное, а красную розу, красную кофточку, красную книгу. Дело в том, что, хотя ощущения позволяют нам чувственно отразить отдельные свойства действительности, в жизни мы этих отдельных свойств никогда не отражаем. Мы чувствуем реальные объекты и ситуации.
Посмотрите на книгу. Мы видим нечто, но как целостную вещь, обладающую определенным цветом, формой, размером, температурой... Даже издали мы отметим, что эта вещь твердая, тяжелая, хотя и не брали ее в руки. По опыту знаем. Вещи, предметы мы всегда чувствуем в целостности их свойств и частей как конкретный, определенный предмет (или похожий на известный объект) благодаря важному познавательному процессу — восприятию. Его основная оперативная единица — чувственный образ. Восприятие представляет собой следующую после ощущений, более высокую ступеньку (уровень) познавательной деятельности.
Нетрудно заметить, что идеальные образы предметов («в голове») мы умеем воссоздавать, воспроизводить (актуализировать) и без прямого, непосредственного действия раздражителя, то есть в момент, когда эти предметы не действуют на наши органы чувств (зрение, осязание, слух...), так как они отсутствуют, их нет рядом с нами. Для воссоздания образа достаточно наличия какого-либо условно-схематического описания, изображения или просто способности воспроизвести из памяти интересующий нас объект. В этом случае включается процесс представления. Он является следующим уровнем познавательной деятельности.
Классифицируя ступени познания человеком окружающего мира по степени использования чувственной опоры, психологи обнаружили интеллектуальную деятельность, которая позволяет нам строить, конструировать новые образы путем реконструкции имеющихся в памяти представлений. Эта психическая деятельность называется воображением. Существенным различием процессов представления и воображения является то, что первый имеет чувственную опору, а второй — чувственно-логическую. Так, если человек воссоздает образ стола по словесному описанию, его изображению (наглядному, схематическому) или просто вспоминает конкретный стол, который когда-то видел, то делает он это с помощью своих представлений. Если же путем реконструкции имеющихся в памяти образов различных столов он строит, конструирует образ нового стола, которого прежде не видел, то здесь он опирается на свое воображение.
Но в процессе познания образ обобщается, человек выделяет в нем наиболее важные, существенные элементы, отбрасывая частные и несущественные. При этом воспроизводится, создается сущность объекта или действия и системы их связей в реальном или идеальном плане. В этом случае в процесс включается мышление и его оперативная единица — понятие. Иметь понятие о предмете — значит владеть общим способом его построения и знанием его происхождения. Таким образом, если воображение «говорит» нам о том, что вообще присуще предмету, какие стороны, свойства, признаки (может быть, и внешние, случайные) он имеет, то понятие должно ответить на вопрос, что это за предмет, в чем его суть.
Проиллюстрируем сказанное фактом из школьной практики обучения математике. Воспроизвести по описанию задачи или вспомнить конкретный треугольник с помощью представлений ученику не составляет труда. Нет у него проблем и в процессе конструирования (воображения) нового треугольника посредством реконструкции имеющихся в памяти образов геометрических фигур. Но вопрос учителя о том, является ли треугольником фигура, изображенная на рисунке (треугольник с вырезанным в нем отверстием), ставит многих школьников в тупик.
Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, ученик должен знать (не формально заученное определение, а по сущности), что это за фигура — треугольник, в чем его суть; владеть знанием его происхождения и общим способом его построения, то есть понятием треугольника. Для этого уже требуется мышление — высший уровень познавательной деятельности. С помощью его нам удается решать вопросы, на которые невозможно ответить, опираясь только на ощущения, восприятия, представления или воображение. Указанный факт свидетельствует о наличии у школьников, испытывающих затруднения при ответе на поставленный вопрос, представления о треугольнике, но отсутствие полноценного понятия о нем.
Определив основные уровни познавательной деятельности, мы можем теперь дать определения и основным уровням познания человеком пространственных объектов, их свойств и отношений.