Е. Пименова, Т. Голубятникова,
средняя школа № 1 им. В.С. Воронина,
Мурманская обл.
Умницы и умники
10-11классы
Геометрия трав
Математик несбывшийся, странник,
Оглянись, удивляясь стократ:
В травах срез волчеца – пятигранник,
А в сеченье душицы – квадрат.
Все на свете покажется внове
Под гольцом, чья вершина в снегу:
Водосбор – треуголен в основе
На цветущем альпийском лугу!
Где же круг?
Возле иглистой розы,
Там, где луг поднебесный скалист,
Вижу, с ветром играет березы
Треугольноромбический лист...
Г. Бухарев
Правила игры
1. Розыгрыш дорожек. Учащимся предложено следующее домашнее задание.
а) Придумайте новую геометрическую фигуру и дайте ей название.
б) Представьте, что вы – корреспондент «Учительской газеты».
Ваша задача — написать краткую, яркую заметку, посвященную
игре «Умницы и умники».
в) Составьте алгоритм достижения цели.I этап II этап
III этап
IV этап
2. Красная дорожка – нельзя ошибаться. Желтая дорожка – ошибиться можно только один раз. Зеленая дорожка – можно ошибиться два раза.
Каждый агон начинается с зеленой дорожки. Игра заканчивается в агоне, если один из участников дошел до рубежной черты. После каждого агона проходит состязание теоретиков.
3. Участники игры.
Практики:
I агон (трое участников);
II агон (трое участников);
III агон (трое участников).
Теоретики (количество участников по усмотрению учителя).
I АГОН
Розыгрыш дорожек. Придумайте новую геометрическую фигуру и дайте ей название.
I этап
Красная дорожка |
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
|
|
|
II этап
Красная дорожка |
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
|
|
|
III этап. Танграм
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
Соберите следующие фигуры из частей разрезанного квадрата. |
|
IV этап
Зеленая дорожка |
Сколько диагоналей имеет прямоугольный параллелепипед? Куб? Найдите длину диагонали куба, если его ребро равно a. |
II АГОН
Розыгрыш дорожек. Представьте, что вы – корреспондент «Учительской газеты». Ваша задача — написать краткую яркую заметку, посвященную игре «Умницы и умники».
I этап
Красная дорожка |
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
|
|
|
II этап
Красная дорожка |
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
|
|
|
III этап. Танграм
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
Составьте следующие фигуры из частей разрезанного квадрата. |
|
IV этап
Зеленая дорожка |
Сколько вершин имеет тетраэдр? Сколько граней у тетраэдра? Сколько диагоналей? [4; 4; –] |
III АГОН
Розыгрыш дорожек. Составьте алгоритм достижения цели.
I этап
Красная дорожка |
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
|
|
|
II этап
Красная дорожка |
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
|
|
|
III этап. Танграм
Желтая дорожка |
Зеленая дорожка |
Составьте следующие фигуры из частей разрезанного квадрата. |
|
IV этап
|
Состязание теоретиков
1. Верно ли, что любая прямая, проходящая через точку пересечения медиан треугольника, пересекает его сторону?
2. Через точку M, которая не лежит в плоскости a, проведены прямые a, b и c. Они пересекают плоскость a в точках, которые не лежат на одной прямой. Лежат ли прямые a, b и c в одной плоскости? (Ответ поясните.)
3. Прямоугольник ABCD и равнобедренная трапеция BCMK лежат в разных плоскостях. Как расположены их диагонали BM и AC (BC C KM)?
4. Точка B отрезка AB лежит в плоскости a. Через точку A проведена прямая, пересекающая плоскость a в точке A1. Через середину отрезка AB (точку C) проведена прямая c, параллельная AA1.
а) Где расположена точка пересечения прямой c и плоскости a (C1)?
б) Вычислите CC1, если AA1 = 22 см.5. Верно ли утверждение, что две прямые, параллельные одной плоскости, параллельны?
6. Отрезок KM = 10 см и параллелен плоскости a. Через его концы проведены параллельные прямые, пересекающие плоскость a в точках K1 и M1.
а) Как расположены прямые KM и K1M1?
б) Вычислите расстояние между точками K1 и M1.
в) Вычислите площадь четырехугольника KMM1K1, если KK1 = 8 см, РKMM1 = 30°.7. Вершины A, B и точка O пересечения диагоналей параллелограмма ABCD лежат в плоскости a. Лежат ли в этой плоскости вершины C и D?
8. Равные прямоугольники ABCD и ABMK лежат в разных плоскостях. Верно ли утверждение, что прямые AC и BK параллельны?
9. Прямая a параллельна плоскости a. Верно ли утверждение, что любая прямая плоскости a параллельна прямой a?
10. Отрезок AB=15 см лежит в плоскости a. Точка C не лежит в ней; K и M – середины отрезков AC и BC.
а) Может ли прямая KM иметь общие точки с плоскостью a? (Ответ поясните.)
б) Вычислите расстояние между точками K и M.