Е. Перевощикова,
Нижегородский государственный педагогический
университет
Всероссийская научно-методическая конференция
3–4 декабря
Нижний Новгород
В Нижнем Новгороде 3–4 декабря 2002 года по инициативе Центра качества подготовки специалистов и математического факультета Нижегородского государственного педагогического университета проходила конференция «Проблемы качества подготовки учителя математики и информатики». Обсуждался и широкий спектр вопросов, непосредственно связанных с математическим образованием школьников.
География участников конференции обширна. В ней приняли участие ученые и учителя из различных городов России. Были представлены: Арзамас, Городец, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Котлас, Москва, Пенза, Самара, С.-Петербург, Саров, Сыктывкар, Омск, Хабаровск, Чебоксары.
С докладом «Методологические основы выделения критериев качества подготовки будущего учителя математики» выступила декан математического факультета профессор Е. Перевощикова (г. Н. Новгород). Она проанализировала структуру и содержание педагогического образования в вузе, подробно остановилась на вопросах выявления и измерения степени профессиональной компетентности будущего учителя математики. Доклад профессора Т. Ивановой (г. Н. Новгород) раскрывал основные принципы и подходы к построению курса «Теория и методика обучения математике», содержал основные концептуальные положения построения методической системы подготовки молодого учителя. Большой интерес вызвал доклад «Принципы научного познания и математика» профессора Е. Вечтомова (г. Киров), в котором речь шла о природе математических понятий, о соотношении принципов научного познания в целом, и в математике в частности. На пленарном заседании конференции обсуждалась также проблема разработки и внедрения учебников по математике. Об особенностях построения учебников по геометрии для школы и вуза сделал сообщение один из авторов, профессор А. Вернер (С.-Петербург). Профессор Э. Гельфман (г. Томск) в своем докладе раскрыла концепцию школьных учебников по математике, разрабатываемых в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект». Проблемам информатизации системы образования на современном этапе был посвящен доклад президента Академии информатизации образования Я. Ваграменко (Москва).
На секционных заседаниях рассматривались проблемы качества подготовки учителя по следующим направлениям: теоретические основы мониторинга качества профессиональной подготовки учителя; теоретико-методическая подготовка учителя математики; инновационные технологии в подготовке учителя математики; принципы отбора и структурирования содержания математической подготовки учителя; проблемы подготовки учителя информатики. Назовем некоторые доклады, отражающие многоплановость и разнообразие обсуждаемых проблем.
Доклад директора школы № 19 А. Коробкова (г. Саров) вызвал живой интерес целенаправленностью работы педагогического коллектива школы в плане совершенствования процессов обучения; богатым статистическим материалом, полученным на основе мониторинга и отражающим зависимость качества математической подготовки школьников от качества подготовки учителя. В сообщениях профессора М. Родионова (г. Пенза) и доцента Т. Григорьевой (г. Н. Новгород) особое внимание обращалось на решение проблемы мотивации в обучении математике. Участники конференции отметили доклад Л. Колесникова, учителя математики школы-лицея № 165 (г. Н. Новгород), об особенностях преподавания математического анализа в школах с углубленным изучением математики, о требованиях к учебникам для специализированных классов и школ. Наиболее многочисленной была математическая секция, на заседании которой рассматривались актуальные проблемы вузовской методики обучения математике будущих учителей. Обсуждались вопросы отбора и структурирования содержания математической подготовки студентов, уровень и глубина усвоения единиц содержания, выделенных в Государственном образовательном стандарте по специальности «математика». Интересным было сообщение профессора Т. Ходот (С.-Петербург) о роли курсов «по выбору» в педагогической подготовке учителя математики. Живое обсуждение вызвал нетрадиционный подход к изложению темы «Производная функции», с которым выступил В. Попов (г. Сыктывкар). На секции по проблемам подготовки учителя информатики прошла презентация учебника по методике преподавания информатики, с концепцией построения которого выступила профессор Н. Софронова (г. Чебоксары).
В рамках конференции состоялось расширенное седьмое заседание Совета учебно-методического объединения по математике педагогических вузов Волго-Вятского региона под председательством Е. Вечтомова. Обсуждались возможности обмена опытом в постановке математических и методических курсов, вопросы межвузовского издания сборника «Математический вестник» на базе Вятского гуманитарного университета и Нижегородского государственного педагогического университета, вопросы разработки аттестационных измерительных материалов по дисциплинам предметной подготовки учителя математики. Выслушав сообщения профессоров Т. Ивановой и Е. Перевощиковой о принципах и подходах к разработке учебной программы по дисциплине «Теория и методика обучения математике», и о структуре, содержании и требованиях к выпускной квалификационной работе по методике обучения математике (Совет УМО рекомендовал представленные материалы к публикации и широкому внедрению во всех педагогических вузах Волго-Вятского региона).
При подведении итогов конференции участники единодушно отметили актуальность темы конференции, ее высокий научно-методический уровень и подчеркнули необходимость постоянного сотрудничества в поисках путей совершенствования качества школьного математического образования и подготовки будущего учителя.
Вместе с тем, участники конференции высказали обеспокоенность наметившейся тенденцией снижения качества математического образования, выделив следующие причины.
· Не разработанность стратегии в определении целей и современного содержания математического образования, отсутствие четко выраженных и обоснованных результатов на каждом этапе математического образования. Это свидетельствует о недооценке роли математического образования во всех сферах человеческой деятельности, что ведет к неоправданному сокращению объема математической подготовки школьников в профильных классах и в образовательных учреждениях нового типа.
· Отсутствие открытости и гласности в разработке образовательных стандартов по математике. Ориентация на принятые стандарты, с их минимальными требованиями к математической подготовке, приводит к искажению сути принципов стандартизации образования, так как на практике все это сводится к механическому снижению числа часов на изучение математики, к произволу в выборе тем (исключаются из рассмотрения или являются необязательными для изучения). При таком подходе вопросы становления и развития математической культуры школьников и их будущих учителей остаются за рамками стандартов.
· Отсутствие учебников нового поколения по математическим дисциплинам. Несогласованность школьных учебников приводит к утрате преемственности в обучении. Отсутствие льгот на приобретение дорогих комплектов школьных учебников не способствует знакомству студентов педагогических вузов с новыми подходами и концепциями, лежащими в основе разработки учебников. В то же время обилие и разнообразие школьных учебников по одной и той же дисциплине, их дороговизна приводит к тому, что право выбора учебника лишь декларируется и регионы, закупая учебники, не всегда руководствуются их качественными характеристиками.
Материалы конференции опубликованы в сборнике «Проблемы качества подготовки учителей математики и информатики».