Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №21/2003

Ю. Колягин,
Москва

Проблема школьного учебника

Повторяю, учитель и учебник — тот, кто учит, и то, по чему он учит — это и есть все; их выработать, создать или извлечь из-под закрывающего мусора ненужных учреждений, слов, регламентов — это и делать, есть то, после чего для организующей силы нечего.

В. Розанов

Развернутый план

1. Положение учителя в недавнем прошлом. Учебники

Сельская школа 50–60-х годов XX века (1953 год — начало моей работы учителем математики). Школьные будни, учебная нагрузка, экзамены, зарплата. Учебный план, программы.

Стабильный (основной) учебник. Дополнительные учебные книги: задачник и др. Методики, методички; обмен опытом (молодые – опытные учителя).

Основная черта периода — стабильность. Педагогический консерватизм и первые новации. Преимущества и мнимые недостатки стабильности программ и учебников.

2. Положение учителя сегодня. Учебники

Школа конца XX–начала XXI века (городская и сельская). Школьные будни. Зарплата учителя (долги по зарплате), учебная нагрузка, экзамены. Школы Москвы. Учебный план, программы.

Альтернативные учебники. Федеральный список учебников 2002/2003 г. и 2003/2004 г.: число названий учебников математики, число комплектов. Реальная обеспеченность школы учебниками, цены, затраты родителей и государства. Мнимая альтернативность в проблеме выбора. Качество учебников: заказчики, авторы, эксперты, издательства, апробация, обновление.

Модернизация (основная и профильная школа). Учебные планы, программы; стандарт. Основная черта периода — нестабильность, неопределенность. Педагогический либерализм, поток новаций (инноваций).

Недостатки и мнимые преимущества альтернативности.

Примечание. Сравнение положений в школах России конца XIX–начала XX века: альтернативность и естественный отбор. Возможности учителей и родителей.

3. Сайентологический (знаниевый) и компетентностный (прагматический) подходы к процессу обучения

Фундаментальность или прагматизм. Свобода волеизъявления или учебный труд. Интерес или необходимость. ЗУНы или Компетенции?

4. Негативные обстоятельства

Смена основных учебных предметов. Рост функциональной неграмотности (у нас и за рубежом). Учебные планы и учебное время, отводимое на изучение родного (русского) языка, литературы и математики в их эволюции.

5. Каким быть современному учебнику математики?

Требования к учебнику: традиционные и новые.

Традиционные:

а) научность и доступность;
б) краткость или полнота;
в) объединение с задачником или разделение;
г) уровневая и профильная дифференциация;
д) практическая и прикладная направленность.

Новейшие:

а) соответствие стратегии модернизации;
б) степень новизны;
в) соответствие обязательному минимуму содержания;
г) возможность использования при работе по различным образовательным программам.

Об электронных учебниках математики.

6. Некоторые практические советы учителю

1. О стабильности и разумном консерватизме.
2. Позитивные традиции и инновации.
3. О ведущих учебных предметах.
4. О педагогическом эксперименте, не имеющем право на ошибку.
5. Собственный опыт, опыт коллег, мнение детей и родителей, — как критерии истинности в оценке качества учебника.
6. Об особенностях массовой школы, школы сельской (в России 69% таких школ: в них учатся 30% детей, работают 40% учителей страны).

Приложение

Учебные планы

Таблица 1

Учебный план 1940/41 года

В 1950 году был утвержден первый послевоенный скорректированный учебный план: для начальной школы и семилетней школы (табл. 2) и старших классов средней школы (табл. 3).

Таблица 2

Учебный план семилетней школы 1950 года

Таблица 3

Учебный план старших классов средней школы 1950 года

В сентябре 2000 года Федеральный координационный совет по общему среднему образованию под председательством министра В.М. Филиппова постановил принять за основу проект следующего Базисного учебного плана (табл. 4, 5).

Таблица 4

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

* Информатика в начальной школе изучается как информационные технологии. При отсутствии условий преподавания информатики в 3–4-х классах часы, отведенные на этот учебный предмет, передаются в школьный компонент.
** В школах с преподаванием на русском языке как родном на русский язык используется суммарное количество часов, отведенное на изучение русского языка как государственного и родного языка, в 1–2-х классах по 5 часов (один час передается на литературное чтение), в 8–10-х классах по 2 часа (по 2 часа передается в школьный компонент).
*** Данные часы в расчет предельной допустимой нагрузки не включаются.
**** В I полугодии домашние задания не задаются, во II полугодии на их выполнение отводится не более 1 часа в день.

Таблица 5

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (11–12 классы)

1 Данные часы в расчет предельной допустимой нагрузки не включаются.

.