Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №26/2003

Алгебра и начала анализа

С. Шестаков,
Москва

Письменный экзамен

11 класс
1. Вычисления. Преобразование выражений

§ 3. Степень с действительным показателем

Упражнения § 5 первой главы сборника в основном связаны с показательной функцией и ее свойствами. В этом параграфе, как и в предыдущих, проверяется не только умение выполнять преобразования на основе известных свойств, но и овладение учащимися функциональной символикой. Среди заданий сборника можно выделить следующие группы:

  • упражнения, проверяющие усвоение определения показательной функции (1.5.A06, 1.5.B01–B04) и умение пользоваться функциональной символикой (1.5A02, 1.5.B05, 1.5C11);
  • упражнения на преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем, и на вычисление значений таких выражений и значений показательной функции (1.5B07, 1.5B09, 1.5.C02, 1.5.C04, 1.5.C05, 1.5D03, 1.5D05, 1.5.D10 и др.);
  • упражнения на сравнение значений выражений, содержащих степень с действительным показателем, требующие применения свойств степени с действительным показателем и показательной функции (1.5.B11, 1.5C01, 1.5C12, 1.5D01, 1.5D11);
  • прочие упражнения (в том числе связанные с позиционной записью числа, прогрессиями и др.) — 1.5.A03, 1.5.B08, 1.5.C06, 1.5. C09, 1.5.C10, 1.5.D07, 1.5.D09.

Рассмотрим ряд задач, связанных с функциональной символикой.

1.5.A02. д) Даны функции

Найдите значение выражения f2(x) – g2(x).

Решение. Воспользуемся формулой разности квадратов:

Ответ: –12.

1.5.C11. б) Даны функции

Найдите значение выражения f(x) f(y) – g(x) g(y), если f(x – y) = 9.

Решение. 

Ответ: 3.

Приведем краткие решения упражнений на преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем, и на вычисление значений таких выражений и значений показательной функции.

1.5.B07. а) Известно, что 6a – 6a = 6. Найдите значение выражения (6a – 6)·6a.

Решение. Из условия задачи следует, что 6a – 6 = 6–a. Тогда

(6a – 6)·6a = 6–a·6a = 1.

Ответ: 1.

1.5.C05. б) Найдите значение выражения 7a–b, если

Решение. По условию Разделим числитель и знаменатель левой части данного равенства на 7b. Получим

Сделаем замену. Пусть y = 7a–b. Равенство принимает вид

Решим полученное уравнение

Ответ: 1.

Следующая группа упражнений — задачи на сравнение значений выражений, содержащих степень с действительным показателем, требующие применения свойств степени с действительным показателем и показательной функции.

1.5.B11. б) Расположите числа f(60), g(45) и h(30) в порядке убывания, если f(x) = 5x, g(x) = 7x и h(x) = 3x.

Решение.     f(60) = 560, g(45) = 745 и h(30) = 330.

Преобразуем данные степени так, чтобы получить одинаковые показатели:

560=62515, 745=34315, 330=915.

Запишем основания в порядке убывания:   625 > 343 > 9.

Следовательно, искомый порядок: f(60), g(45), h(30).

Ответ: f(60), g(45), h(30).

1.5.C12. а) Сравните , где x и y — некоторые действительные числа.

Решение. 

Поэтому 

Поэтому 

Поскольку 32 > 23, получаем, что

Ответ:

1.5.D11. а) Сравните числа 

Решение. 

Поскольку получим

Ответ:

В завершение обзора задач на степень с действительным показателем рассмотрим упражнения, связанные с позиционной записью числа, прогрессиями и др.

1.5.A03. б) Дана функция f(x) = (0,1)x. Найдите значение выражения 6f(3) + 9f(2) + 4f(1) + 4f(0).

Решение. 

4f(0) + 4f(1) + 9f(2) + 6f(3) =  4·1 + 4·0,1 + 9·0,01 + 6·0,001 = 4,496.

Таким образом, данное выражение является разложением в сумму разрядных единиц десятичной дроби 4,496.

Ответ: 4,496.

1.5.D07. а) Дана функция f(x) = 0,1x. Найдите значение выражения f3(1) – f3(2) + f3(3) + ... + (–1)n–1f3(n) + ... 

Решение. 

f3(1)–f3(2)+f3(3)+...+(–1)n–1f3(n)+...= 0,13–0,16+0,19+...+(–1)n–1·0,13n + ... 

Данное выражение является суммой бесконечно убывающей геометрической прогрессии с первым членом 0,001 и знаменателем –0,001. Сумма равна 

Ответ:

1.5.D09. а) Найдите значение выражения  52x+52y+25x·5y – 25y·5x, если 5x–5y=3, x + y = 3.

Решение. 

52x+52y+25x·5y–25y·5x=(5x – 5y)2+2·5x·5y+5x·5y(5x – 5y)=32+2·5x+y+5x+y·3=32+2·53+3·53=634.

Ответ: 634.

§ 4. Логарифмические выражения

При повторении темы «Преобразование логарифмических выражений» (§ 1.6 сборника) следует вспомнить ряд основных формул, связанных с логарифмами:

Приведем ряд формул, знание которых не требуется для решения задач уровней A и B, но может оказаться полезным при решении более сложных задач (число этих формул можно как уменьшать, так и увеличивать в зависимости от взглядов учителя и уровня подготовленности учащихся):

Большинство упражнений из § 1.6 сборника можно отнести к одной из следующих групп:

  • упражнения на непосредственное использование определения и свойств логарифмов (1.6.A03, 1.6.A04, 1.6.B01, 1.6.B05, 1.6.B08, 1.6.B10, 1.6.C09, 1.6.D01, 1.6.D08, 1.6.D10);
  • упражнения на вычисление значения логарифмического выражения по данному значению другого выражения или логарифма (1.6.C02, 1.6.C09, 1.6.D02);
  • упражнения на сравнение значений двух выражений, содержащих логарифмы (1.6.C11);
  • упражнения с комплексным многошаговым заданием (1.6.D11, 1.6.D12).

Приведем краткие решения упражнений на непосредственное использование определения и свойств логарифмов.

1.6.B05. а) Найдите значение выражения 

Решение. 

Выражение принимает вид

Ответ:

1.6.D08. б) Найдите значение выражения   (1 – log4 36)(1 – log9 36).

Решение. Воспользуемся свойствами логарифмов:

(1 – log4 36)(1 – log9 36) =

= (1 – log4 4 – log4 9)(1 – log9 4 – log9 9) =

= –log4 9·(–log9 4) = 1.

Ответ: 1.

1.6.D10. а) Найдите значение выражения

Решение. Преобразуем числитель:

log6 42·log7 42=(1 + log6 7)(1 + log7 6)=1 + log6 7 + log7 6 + log6 7·log7 6.

Но log6 7·log7 6 = 1. Следовательно, числитель равен 2 + log6 7 + log7 6, а дробь равна 1.

Ответ: 1.

Перейдем к решению упражнений на вычисление значения логарифмического выражения по данному значению другого выражения или логарифма.

1.6.D02. а) Найдите значение выражения log70 320, если log5 7=a, log7 2=b.

Решение. Преобразуем выражение. Перейдем к основанию 7:

Из условия следует, что . Поэтому

Ответ:

В следующей задаче требуется сравнить значения двух выражений, содержащих логарифмы.

1.6.C11. а) Сравните числа

Решение. Приведем оба логарифма к основанию 2.

Таким образом, следует сравнить log2 36 и log2 35. Функция y = log2 t возрастает на (0; +Ґ), следовательно,

log2 35 < log2 36.

Значит,

Ответ: 

Завершим разбор задач по теме «Логарифмические выражения» решением двух более сложных упражнений.

1.6.D11. а) Найдите значение выражения 

Решение. Преобразуем первое слагаемое:

Аналогично второе слагаемое равно log286 11. Третье слагаемое равно log286 13. Искомая сумма равна 1.

Ответ: 1.

1.6.D12. б) Сравните сумму

и произведение log7 3·log11 7·log3 11.

Решение. Преобразуем сумму:

Преобразуем произведение:

Следовательно, данные числа равны.

Ответ: данные числа равны.

.