Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №30/2003

Проект стандарта

В № 8/2003 был опубликован проект стандарта по геометрии. В этом номере мы сочли нужным продублировать вступление.

Широкое обсуждение проекта стандартов по математике (подготовленного группой под руководством Г.В. Дорофеева) показало, что этот проект не мог быть принят за основу федерального стандарта по математике. В связи с этим по инициативе РАН, МИАН им. В.А. Стеклова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Департамента образования города Москвы осенью 2002 года была сформирована независимая группа для разработки нового проекта.

Работу этой группы координировали Долбилин Н.П. (МИАН), Панферов В.С. (МГУ), Семенов А.Л. (МИОО), Ященко И.В. (МЦНМО).

В работе группы принимали участие Арнольд В.Д., Блинков А.Д., Звавич Л.И., Потапов М.К., Семенов А.В., Семенов П.В., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Тихомиров В.М., Шарыгин И.Ф.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект стандарта разработан для двух школьных ступеней: Основная школа (5–9-е классы) и Старшая школа (10–11-е классы), которая в свою очередь делится на «базовую» и «профильную». (Здесь мы не обсуждаем вопрос о том, сколько должно быть «профилей» и в каких классах, а следуем документам Министерства образования РФ.)

При разработке проекта исходили из того, что по ряду причин количество часов математики в Основной школе должно быть не менее 6 часов в неделю, а в старших классах – не менее 5 часов в «базовой» и 8 часов – в «профильной». Чрезвычайно важно «не выдавливать» математику из основной школы.

Авторы проекта стандарта исходят из того, что серьезные изменения содержания, приводящие к неизбежной замене учебников, можно производить лишь в случае крайней необходимости. Содержание данного проекта в целом соответствует действующим учебникам геометрии из федерального комплекта.

Для каждой ступени стандарт состоит из двух частей: Содержание и Требования к подготовке учащихся. Некоторые темы и разделы, входящие в содержание, выделены курсивом. Курсив означает, что указанные темы носят необязательный характер и должны быть освещены в учебнике и излагаться на уроке. Остальные темы и разделы должны изучаться, хотя, конечно, глубина изучения зависит от уровня подготовленности учащихся.

В разделе «Требования к подготовке учащихся» представлен относительно небольшой список требований, носящих характер общих рекомендаций.

Вместе с тем мы считаем, что уровень математической подготовки определяется не перечнем изучаемых понятий и теорем, а умением решать задачи. Поэтому в качестве неотъемлемого измерителя уровня подготовленности школьника выступает система задач (см. Приложение).

Система задач, по нашему мнению, не только является основным измерителем подготовленности учащихся на выходе из ступени, но и может быть использована в процессе обучения. По нашему мнению, не нужно опасаться, что обучение может свестись к натаскиванию на решение данного набора задач. Мы стремимся создать систему задач, для освоения которой необходим полноценный учебный процесс.

.