Т. Белик,
школа № 22, г. Норильск
Элементы проблемного метода обучения
Не секрет, что одна из серьезных проблем общеобразовательной школы — это нежелание большинства учащихся учиться. По исследованиям ученых только 4–7% учащихся сохраняют интерес к учебе. Следовательно, эта проблема становится катастрофической для общества, для будущего нашего народа. Причем она порождает ряд других не менее катастрофических проблем:
- усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения;
- подавляются творческие начала, разрушаются личностные качества учащихся.
Все эти негативные последствия влияют и на личность учителя, его труд становится безрадостным, вызывая зачастую отчаяние и безысходность. А ведь работа как учителя, так и ученика должна доставлять радость, окрылять. Только тогда она может быть продуктивной, а не приводить к обоюдной деградации личностей. Не углубляясь в анализ причин, приводящих к подобным явлениям, приведу фрагменты своих уроков, на которых я пытаюсь организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться.
Урок по теме
«Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2».
На доске записаны числа:
1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873.
Ученикам предлагается найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5 и на 2, не производя деления; написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать; попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2. Высказать свое мнение: стоит ли этим заниматься? Не проще ли разделить? Разрешается обсуждение с соседом или в группе. После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем идет сопоставление с учебником и формулируются окончательные выводы.
Урок по теме
«Основное свойство дроби»
На доске записываются дроби:
Указывается, то среди этих дробей есть равные. Нужно их обнаружить и постараться заметить, то их делает равными. Ученики высказывают свои предположения, сравнивают способы отыскания равных дробей и сами решают, какие из них наиболее удачные. Разрешается продолжить исследование дома. Обращение к учебнику считается поражением перед самим собой.
Урок по теме
«Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями»
На доске делаются записи:
Учитель указывает, то среди этих записей есть верные и неверные. Нужно разобраться, проанализировать верные результаты и попытаться найти способ сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. При желании учеников исследование может быть продолжено дома.
Уроки по темам
«Деление дробей» и «Умножение дробей»
Можно предложить у еникам самим найти способ выполнения этих действий (предлагается вначале перемножать или делить такие дроби, которые легко обращаются в десятичные, результаты действий снова записать в виде обыкновенных дробей и сопоставить их с исходными компонентами действий). Затем способ обобщается и рассматриваются разли ные слу аи этих действий.
Уроки по темам
«Нахождение дроби от числа»
и «Нахождение числа по его дроби»
Предложить у еникам следующие задачи.
1. Поле имеет площадь 800 м2. Часть его засеяна
горохом. Найдите площадь, засеянную горохом.
Ученикам предлагается дополнить условие задачи.
Одни советуют указать, сколько процентов
составляет площадь, засеянная горохом; другие —
указать, на сколько меньше эта площадь площади
всего поля; третьи — выразить эту площадь в долях
от всего поля. Учитель выбирает третий вариант.
2. Часть дистанции, пройденная лыжником, равна 2
км. Найдите длину всей дистанции.
Ученики дополняют условие задади.
Рассматривается нахождение числа по его дроби.
Уроки по теме
«Дробные выражения»
С большим интересом выполняются вычисления с
громоздкими дробными выражениями, если ученики
распределяют между ленами группы работу по
вычислению отдельных блоков выражения. При этом,
естественно, возникает ситуация взаимопомо и,
взаимопроверки.
Эти нехитрые приемы могут, на мой взгляд, помочь
учителю сделать работу на уроке интереснее и
продуктивнее.
.