Из опыта работы
Т. Козырицкая,
школа № 2, г. Чернушка, Пермская обл.
Авторская программа
На протяжении трех лет, начиная с 1998/1999 учебного года, работаю по авторской программе в 5–6-х классах. В 5-х классах иду с опережением, в 6-х — с погружением в темы.
Какие преследуются цели? Получение учащимися устойчивых знаний по предмету, развитие у них математического мышления, подготовка к учебе в старших классах.
Обязательно в 5-х классах веду шахматные уроки.
Так как программа рассчитана на два года, то результат смотрю на выходе из 6-го класса, то есть проверяю знания за два года.
В 5-м классе использую несколько учебников: учебники для 5-го и для 6-го класса под редакцией Г.В. Дорофеева, учебник для 5-го класса (Виленкин Н.Я.).
На практикумах использую дидактические материалы разных лет выпуска.
После объяснения блочного материала ученикам предлагается блок заданий из дидактического материала. Предварительно объясняю им решение ключевых задач.
Например, предлагаю решить 11 задач на проценты. Устанавливается срок — 3 дня.
Если все сделано верно и в срок, то за каждую задачу ставлю красный плюс (+), общая отметка очевидна. За неверно решенную задачу ставится точка. Если в срок не решили, то за правильное решение ставлю плюсы, но синие. Одна пустая клетка — это отметка «4», две — «3». Если больше двух пустых клеток, то ученик может решать задачи до конца четверти, но выше отметки «3» не получит. Исключение составляют ученики, пропустившие занятия по болезни.
Свои результаты ученики видят каждый день в «Открытом листе учета знаний».
Например, темы «Осевая симметрия» и «Координатная плоскость». Никакой спешки при прохождении этой темы. Нанесение точек на координатную плоскость усвоено уже в 5-м классе. Результат опережения очевиден. С удовольствием «погружаемся» в тему. Сейчас, в 6-м классе, ученики занимаются творческой работой. Например, нужно самим придумать фигуру, а потом нанести эту фигуру в виде точек на координатную плоскость, научиться отображать эту фигуру симметрично относительно оси Oy, Ox, начала координат.
Так как свои работы учащиеся сдают учителю, то можно устраивать выставки творческих работ учащихся.
Итак, до 11-го класса можно изучать материал с опережением, а в выпускном, 11-м классе остается много времени на повторение и подготовку к экзаменам.
Авторская программа «Математика, 5»
(5 ч в неделю, всего 170 ч)
№ урока |
Содержание материала |
Количество часов |
I ЧЕТВЕРТЬ Натуральные числа. Сложение и вычитание натуральных чисел (8 ч) |
||
1 | Натуральные числа. Чтение, запись. Сравнение натуральных чисел. Шкала и координаты |
1 |
2 3 |
Округление натуральных чисел. Числовые выражения, буквенные выражения |
1 |
4 | Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства | 1 |
5 | Упрощение выражений | 1 |
6–8 | Практикум | 3 |
Умножение и деление натуральных чисел (26 ч) |
||
1-2 | Умножение натуральных чисел, свойства.
Законы умножения. Упрощение выражений |
2 |
3–5 | Решение уравнений | 3 |
6–8 | Решение задач с помощью уравнений | 3 |
9–11 | Степень с натуральным показателем | 3 |
12–15 | Практикум | 4 |
16–18 | Деление натуральных чисел. Свойства
делимости. Деление с остатком |
3 |
19–21 | Признаки делимости на 2, 5, 10, 9, 3, 4, 25 | 3 |
22–26 | Практикум | 5 |
Делители и кратные натуральных чисел (17 ч) |
||
1–2 | Делители и кратные натуральных чисел | 2 |
3–5 | Простые и составные числа | 3 |
6 | Разложение чисел на простые множители | 1 |
7–8 | Общие делители (НОД) | 2 |
9–10 | Практикум | 2 |
11 | Контрольная работа № 1 | 1 |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||
12–14 | Решение задач на движение по течению,
против течения реки. Формула пути S = vt |
3 |
15–17 | Решение задач на движение | 3 |
Обыкновенные дроби (35 ч) | ||
1 | Доли. Обыкновенные дроби. Равенство дробей. Правильные и неправильные дроби |
1 |
2 | Основное свойство дроби.Сокращение дробей | 1 |
3–4 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 |
5–6 | Сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями | 2 |
7–12 | Практикум | 6 |
13 | Смешанные числа | 1 |
14 | Общее кратное (НОК ) | 1 |
15–16 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателям | 2 |
17–19 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 |
20–23 | Практикум | 4 |
24–25 | Умножение обыкновенных дробей | 2 |
26–27 | Задачи. Нахождение части числа | 2 |
28–29 | Взаимно-обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби |
2 |
30 | Контрольная работа № 2 | 1 |
III ЧЕТВЕРТЬ | ||
31–35 | Развитие вычислительных навыков | 5 |
Десятичные дроби (44 ч) |
||
1 | Десятичная запись дробных чисел. Сравнение дробей |
1 |
2 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
3 | Округление чисел | 1 |
4 | Умножение на 10, 100, 1000 и т. д. | 1 |
5–6 | Практикум | 2 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число | 1 |
8–11 | Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое |
4 |
12–16 | Практикум | 5 |
17 | Проценты | 1 |
18–22 | Нахождение процента от числа. Нахождение числа по процентам. Процентное отношение. Круговые диаграммы |
5 |
23–27 | Практикум | 5 |
28 | Решение задач на движение по течению, против течения реки | 1 |
29–31 | Решение задач на встречное движение, на движение в одном направлении,в противоположном направлении | 3 |
32–34 | Практикум | 3 |
35–37 | Пропорции | 3 |
38 | Превращение обыкновенных дробей в десятичные | 1 |
39–40 | Практикум | 2 |
41–42 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями | 2 |
43–44 | Практикум | 2 |
Наглядная геометрия (10 ч) |
||
1 | Геометрия и геометрические фигуры.
Геометрические сведения. Точки, прямые, плоскость. Обозначение. Взаимное расположение точек и прямой |
1 |
2 | Отрезок. Расстояние между двумя точками | 1 |
3–4 | Луч. Угол. Виды углов. Измерение углов. Биссектриса угла | 2 |
5 | Ломаная. Замкнутая ломаная. Линия. Многоугольники. Правильные многоугольники |
1 |
6 | Контрольная работа № 3 | 1 |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||
7–8 | Треугольник. Виды треугольников | 2 |
9 | Площади. Объемы. Формулы | 1 |
10 | Параллельные и перпендикулярные прямые | 1 |
Положительные и отрицательные числа (18 ч) |
||
1–4 | Целые числа. Сравнение чисел. Сложение и вычитание целых чисел. Рациональные числа |
4 |
5–6 | Умножение и деление целых чисел | 2 |
7 | Модуль числа | 1 |
8–12 | Действия с рациональными числами | 5 |
13–15 | Координаты | 3 |
16–18 | Решение уравнений | 3 |
Итоговое повторение (7 ч) |
||
1 | Признаки делимости. | 1 |
2–3 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями | 2 |
4 | Проценты | 1 |
5–6 | Решение задач | 2 |
7 | Контрольная работа | 1 |
Уроки занимательной математики (5 ч) |
||
1 | Логические задачи | 1 |
2 | Кроссворды, головоломки | 1 |
3 | Математические игры | 3 |
Авторская программа «Математика, 6»
|
||
I ЧЕТВЕРТЬ |
||
1–5 | Действия с обыкновенными дробями. Сравнение | 5 |
6–8 | Действия с десятичными дробями. Сравнение | 3 |
9 | Превращение обыкновенных дробей в десятичные | 1 |
10–12 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями | 3 |
13–16 | Практикум | 4 |
17–22 | Три задачи на проценты | 6 |
23–27 | Практикум | 5 |
Прямые и окружности (9 ч) |
||
1– 2 | Углы, образованные двумя пересекающимися прямыми | 2 |
3–4 | Параллельные и перпендикулярные прямые | 2 |
5 | Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности | 1 |
6–8 | Практикум | 3 |
9 | Творческий отчет по теме | 1 |
Положительные и отрицательные числа (33 ч) |
||
1–2 | Целые и рациональные числа | 2 |
3–4 | Сравнение рациональных чисел. Модуль числа | 2 |
5–8 | Сложение и вычитание рациональных чисел | 4 |
9 | Контрольная работа № 1 | 1 |
II ЧЕТВЕРТЬ |
||
10–12 | Умножение и деление рациональных чисел | 3 |
13–17 | Все деления с рациональными числами | 5 |
18–21 | Осевая симметрия | 4 |
22 | Творческий отчет по теме | 1 |
23–27 | Координаты | 5 |
28 | Творческий отчет по теме | 1 |
29–32 | Практикум решения текстовых задач | 4 |
33 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 |
Фигуры на плоскости и в пространстве (16 ч) |
||
1–2 | Треугольники. Построение треугольников | 2 |
3–4 | Сумма углов треугольника | 2 |
5–6 | Решение задач | 2 |
7–8 | Площади и объемы | 2 |
9 | Контрольная работа № 2 | 1 |
III ЧЕТВЕРТЬ |
||
10–12 | Параллелограмм.Многоугольники и многогранники | 3 |
13–15 | Правильные многоугольники и
многогранники. Решение задач на построение |
3 |
16 | Творческий отчет по теме | 1 |
Буквы и формулы (11 ч) |
||
1–4 | О математическом языке. Составление
формул. Вычисление по формулам |
4 |
5–7 | Уравнение. Решение задач с помощью уравнений | 3 |
8–11 | Практикум | 4 |
Степень числа (9 ч) |
||
1 | Что такое степень. Степень с натуральным показателем | 1 |
2 | Таблица основных степеней | 1 |
3–5 | Произведение и частное степеней | 3 |
6–9 | Практикум | 4 |
Повторение пройденного (27 ч) |
||
1 | Делимость натуральных чисел | 1 |
2–3 | Действия с обыкновенными дробями | 2 |
4–5 | Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями | 2 |
6–7 | Действия с рациональными числами. Модуль числа. | 2 |
8–10 | Уравнения | 3 |
11–14 | Практикум | 4 |
15–17 | Решение текстовых задач | 3 |
18 | Начальные геометрические сведения | 1 |
19 | Координаты на плоскости | 1 |
20–21 | Степень числа | 2 |
22–26 | Практикум | 5 |
27 | Контрольная работа № 3 | 1 |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||
1–2 | Буквенные выражения | 2 |
3–4 | Буквенная запись свойств действий над числами | 2 |
5–6 | Преобразование буквенных выражений | 2 |
7–9 | Распределительный закон умножения. Раскрытие скобок | 3 |
10–12 | Вынесение общего множителя за скобки | 3 |
13–15 | Приведение подобных слагаемых | 3 |
16–20 | Практикум | 5 |
21–23 | Решение уравнений | 3 |
24–25 | Решение задач с помощью уравнений | 2 |
26 | Контрольная работа | 1 |
Пропорции (8 ч) |
||
1–2 | Пропорции. Решение задач на пропорции | 2 |
3–4 | Прямая и обратная пропорциональность | 2 |
5–8 | Решение задач на прямую и обратную пропорциональность | 4 |
Тематические тесты | 4 | |
Заключительный урок | 1 |
.