Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №33/2003

И. Лебедь,
аграрный колледж, станица Брюховецкая, Краснодарский край

Использование рейтинговой системы контроля знаний

Главная цель статьи — анализ влияния рейтингового контроля знаний на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения при использовании следующих методов: лекционно-семинарского, эвристической беседы, проблемного обучения, целесообразных задач, элементарных и неэлементарных задач, решения задач по готовым чертежам, методики вовлеченного обучения.

Опыт автора позволяет сделать вывод, что представленная система контроля знаний дает возможность активизировать учащегося на уроках и в послеурочное время, развивает интерес к предмету, повышая, таким образом, качество знаний по дисциплине.

В настоящее время математика и ее методы широко используются при решении научно-технических проблем и народнохозяйственных задач. Имеет место математизация всех наук; математика глубоко проникает во все отрасли народного хозяйства. Математические методы позволяют решать проблемы планирования производства, проверять качество проектов, организовывать движение транспорта, обеспечивать эффективное функционирование предприятий.

Математика является одной из наук, развитие которых служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности других наук.

Проблема успешного усвоения конкретных дисциплин остается наиболее значимой не только для специалистов, но и для всего российского общества. Специфика работы учителей естественно-математического цикла заставляет преподавателей искать пути, позволяющие сделать изучение этих предметов интересным и более доступным. Сущность изменений, происходящих сейчас в математическом образовании, можно определить как переход от унифицированного к дифференцированному обучению.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины «математика», очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а следовательно, и к дисциплине в целом.

Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.

В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между учителем и обучаемыми. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные математические понятия с учетом собственного опыта.

В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.

Использование предлагаемого метода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приема-передачи учебной информации, воздействующие на обучаемых. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам учитель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Общеобразовательные дисциплины являются базисом для получения знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности и продолжения образования, поэтому современное общество предъявляет к ним следующее требование: не только дать знания, но и проверить степень их усвоения.

Формирование знаний происходит в процессе овладения учащимися опытом и достижениями всех предшествующих поколений путем воспроизведения в преобразованном, конечно, виде той деятельности, которая привела к этому опыту и достижениям. Это воспроизведение деятельности, способностей, присвоение и овладение способами различных деятельностей осуществляется в процессе обучения и воспитания, которые возможны, прежде всего, благодаря тому, что они протекают в общении,
в совместной деятельности со взрослыми. Однако важно учесть, что усвоение способностей возможно лишь тогда, когда взрослый руководит, помогает ученику в его собственной деятельности, но не подменяет его в равных реальных условиях для развития своих способностей в любом направлении.

Я остановилась на рейтинговой системе контроля знаний. Именно эта система, несмотря на имеющиеся в ней недостатки (при отсутствии компьютера на рабочем месте затрачивается много времени на подсчет баллов и перевод их в общепринятую шкалу оценок; для обеспечения равных возможностей для студентов приходится готовить дифференцированно раздаточный материал с вариантами по количеству учащихся в группе), позволяет полнее раскрыться студенту, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета.

Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Студент, «оценивающийся» по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице.
И если над некоторыми студентами и смеются сокурсники, то не как над «двоечниками», а как над спустившимися в «пропасть», в «подвал». Тут явно вспоминается пословица: «Ученье — свет, а не ученье — тьма». У студента появляется желание подняться на «вершину» знаний.

Главное назначение системы рейтингового контроля знаний — это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.

Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.

Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Основа рейтинговой системы — деятельностный подход к организации учебной работы студентов, поэтому я «разбила» дисциплину «Математика» на двенадцать внутрипредметных модулей. Затем были определены и вынесены на контроль конкретные цели обучения, ключевые понятия в каждом модуле. Разработаны системы текущего контроля по различным видам учебной деятельности (решение задач, индивидуальные занятия, контрольные работы, тесты). Определены максимальное и минимальное количество баллов рейтинга по каждому виду учебной деятельности, количество и формы рубежного контроля по окончании изучения тем. Установлены максимальное и минимальное количество баллов за каждый контроль и максимально возможное и минимально допустимое количество баллов за экзамен. Подсчитана максимальная сумма баллов, которую может набрать учащийся после прохождения всех видов контроля и минимальное количество баллов, при котором студент может быть допущен к экзамену. Разработана система «премиальных» и «штрафных» баллов. Оговорена шкала перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок. Разработана форма рабочего журнала и памятка для студентов.

На первом уроке рассказываю о методике работы, о рейтинговой системе, оговариваем каждый пункт «договора» (так условно названа памятка) и каждый получает такой «договор».

На первом же родительском собрании я знакомлю родителей учащихся с методикой своей работы. Рассказываю о системе оценивания знаний, чтобы впоследствии, увидев в тетради сына или дочери вместо ожидаемой двойки, например, 35% — они не удивлялись, а помогали ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.

Памятка студенту,
работающему по рейтинговой системе
контроля знаний

В отличие от привычной пятибалльной системы оценивания знаний, мы будем оценивать вашу работу по системе рейтинг.

Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля.

Ваша задача — набрать в течение двух семестров максимальное количество баллов:

I семестр — 385 баллов;
II семестр — 501 балл.

Минимальное количество

в I семестре — 231 балл,
во II семестре — 301 балл.

Дисциплина «Математика» поделена на внутрипредметные модули, которые представляют собой несколько связанных между собой тем или разделов.

В I семестре изучается семь модулей (разделов).

Номер модуля Максимальное число баллов (100%) Минимальное число баллов (60%) Обязательный минимум (в баллах)
1 25 15 5
2 90 54 50
3 25 15 5
4 70 42 40
5 100 60 60
6 45 27 15
7 40 24 15
Итого 395 237 190

Во II семестре изучаются пять модулей (разделов).

Номер модуля Максимальное число баллов (100%) Минимальное число баллов (60%) Обязательный минимум (в баллах)
1 66 40 27
2 135 81 65
3 100 60 45
4 100 60 50
5 100 60 50
Итого 501 301 237

К экзамену считаются допущенными студенты, выполнившие ряд обязательных работ (контрольные и индивидуальные задания).

Вклад экзамена в общую сумму баллов рейтинга — 150 баллов.

Льготы

1. Если студент набирает 90% и более от суммы баллов за текущий контроль, он освобождается от экзамена
и «автоматически» получает оценку «5».

Набравшие 80% и более — оценку «4».
Набравшие менее 80% сдают экзамен.

Студенты, набравшие 80% от максимальной суммы, при желании могут отказаться от «автоматической» оценки «4» и сдавать экзамен во время сессии.

2. Шкала перевода рейтинговой суммы баллов в традиционную пятибалльную систему оценок:

«5» — 90%–100%;
«4» — 80%–89%;
«3» — 60%–79%;
«2» — менее 60% (требуется дополнительная отработка данной темы (раздела)).

3. За своевременность выполнения работы — 2 балла.

4. За досрочное выполнение работ (домашних контрольных работ, индивидуальных заданий) — 2 балла.

5. За аккуратное систематическое ведение тетради — до 10 баллов.

Помни!

Свой рейтинг можно повысить с помощью творческих работ:

  • математическая газета — до 10 баллов;

  • реферат — до 10 баллов;

  • реферат с защитой — до 25 баллов;

  • модель-макет — до 30 баллов;

  • кроссворд — до 15 баллов;

  • тест — до 15 баллов;

  • работа в качестве консультанта — до 50 баллов.

Пропущенная по уважительной причине работа может быть сдана в недельный срок без снятия штрафных очков.

Пропущенная по неуважительной причине работа тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов:

  • в течение 1-й недели студент получает 75% от максимально возможного количества баллов;

  • в течение 2-й недели — 50%;

  • в течение 3-й недели — 25%.

В остальные сроки за сданную тему (раздел) баллы не начисляются вообще.

Задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, но по инициативе студентов.

При получении за модуль оценки «2» студент его пересдает, но оценку получает не выше «3».

Штрафные баллы

1. За пропуски занятий без уважительной причины — минус 10 баллов.

2. За опоздание — 3 балла.

3. За неаккуратное ведение тетради — 5 баллов.

4. За несвоевременно выполненную работу — 2 балла.

Как было отмечено, памятка дается каждому студенту в начале изучения дисциплины. Все внимательно изучают все возможности, плюсы и минусы рейтинговой системы. Затем на протяжении нескольких недель я жестко соблюдаю все указанные требования. Три-четыре недели проходят быстро, студенты привыкают к предъявляемым требованиям и уже сами требуют от преподавателя большего внимания.

На первом уроке провожу контрольную работу по проверке уровня знаний вновь поступивших студентов. Таким образом я осуществляю входящий контроль. Выявленные пробелы ликвидируются в течение первых месяцев во время консультаций. Активность учащихся поощряется баллами.

Рассмотрим, например, модуль 2: «Уравнения, неравенства, системы уравнений». На тему отводится 22 часа, из них 4 часа — на самостоятельное изучение. Остается 18 часов, 2 часа — на обобщение и систематизацию знаний. Значит, 16 часов (8 пар) делим на 3 (так как каждые три-четыре пары у студента должна стоять оценка), получаем приблизительно 3. Умножаем на 5, получаем 15 баллов за устный опрос; контрольную работу я оцениваю в 50 баллов, творческую работу — 15 баллов, ведение тетради — 10 баллов. Итого по второму модулю 90 баллов. Далее вывешиваю в кабинете математики экран рейтинга по теме для каждой группы, на который вместе со студентами после каждого занятия заносим полученные проценты разноцветными чернилами: красный цвет — «отлично», зеленый — «хорошо», синий — «удовлетворительно», черный — «неудовлетворительно». Отсутствие студента — прочерк. Когда тема изучена и выставлены все баллы, мы вместе со студентами подсчитываем сумму баллов, выставляем оценку за модуль и место, которое занял студент по данной теме.

Имеется также экран рейтинга за семестр, куда выносятся полученные баллы по каждому модулю и суммируются. Затем объявляются фамилии тех студентов, которые по сумме набранных баллов могут быть освобождены от экзамена.

Пятилетний опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать студента на уроках и в послеурочное время. Написание докладов, выпуск математических газет, придумывание кроссвордов, тестов на математические темы (обязательно по изучаемому модулю) углубляет знания, расширяет кругозор. Студенты, консультирующие своих товарищей, играют роль не обучаемого и даже не учащегося, а обучающего, что поднимает их на ступень выше. Защита рефератов, выступление с докладами развивает речь вообще, и в частности математическую. У студентов, ранее не любивших математику в силу ее незнания и непонимания, появляется к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха в различных видах деятельности, что, как следствие, приводит к знанию предмета.

В прошедшем учебном году я ввела лицевые счета, аккуратное ведение которого также оценивалось в 10 баллов ежемесячно.

Лицевой счет

Фамилия, имя _______________________

№ п/п Приход Расход  
Статья Сумма Статья Сумма Остаток
1         341
2 Заработная плата за 10.04.02 5     346
3 Премия за первое место в конкурсе по предмету 25     371
4    

Штраф за некорректный вопрос

7 364
5

Премия за ведение тетради

10 374    

Такой лицевой счет — своеобразная сберегательная книжка, в которой баллы измеряются в условных единицах, — также является стимулом для повышения вклада, а значит и знаний по математике.

Считаю, что рейтинговую систему контроля знаний особенно важно применять в группах с низким уровнем и качеством знаний.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что рейтинговая система контроля знаний обладает достаточно мощным средством успешного усвоения дисциплины «математики».

.