Геометрия
А. Ломоносов,
г. Киев
Простые задачи
10-11 классы
I. Несложная задача
В правильной четырехугольной пирамиде боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом 45°. Найдите плоский угол при вершине.
Пусть боковое ребро равно a. Оно наклонено к основанию под углом 45°, поэтому проекция этого ребра равна половине диагонали основания, то есть Вторая половина диагонали образует с ней прямой угол и дает прямоугольный равнобедренный треугольник, гипотенуза которого равна a, следовательно, боковая грань – равносторонний треугольник с углом при вершине 60°.
Скажут, разве это трудная задача? Нет, она простая, но я требовал решать ее устно, без использования чертежа. Более того, задавал вопрос: «Как можно решить ее иначе и быстрее?» Я имел ввиду применение теоремы трех косинусов.
Теорема. Если некоторая прямая
образует с прямой на плоскости угол a,
с проекцией на эту плоскость b,
а проекция с прямой на плоскости угол g,
то
cos a = cos b cos g.
Применительно к данной задаче это выглядит так.
Обозначим через a угол между боковым ребром и ребром основания, между боковым ребром и проекцией – через b (b = 45°), между проекцией и ребром основания – через g (g = 45°). Тогда по теореме трех косинусов имеем следовательно, a = 60°.
Так как боковая грань – равнобедренный треугольник, то в данном случае он и равносторонний. Плоский угол при вершине равен 60°.
Иначе задачу можно сформулировать так: плоский угол при вершине равен 60°. Найдите угол наклона бокового ребра к основанию.
Решив много простых задач (тем более устно) – сможешь решать и более сложные. Не так ли?
II. Не очень сложная задача
В правильной четырехугольной пирамиде площадь боковой поверхности в n раз больше площади основания. Определите угол наклона бокового ребра к основанию.
Решение. Обозначим угол KCO через – b, линейный угол двугранного угла CD – угол KMO – через a.
Учащиеся знают, что если некая фигура образует с плоскостью угол a, а проекция этой фигуры на плоскость имеет площадь Sо, то площадь фигуры Следствием из этой теоремы является зависимость между площадями основания правильной пирамиды и боковой поверхности. В рассматриваемом случае имеем
Так как площадь боковой поверхности в n раз больше площади основания, то имеем откуда
Решение задачи сводится к определению угла b, если известен угол a.
Углы a и b принадлежат двум прямоугольным треугольникам, «связанным» общим катетом KO. Вторые катеты OC и OM легко вычисляются один через другой (гипотенуза и катет прямоугольного равнобедренного треугольника). Поэтому используем функцию тангенс. Имеем
Используем следующую «изюминку»: умножим эту дробь на дробь имеем Перепишем иначе это выражение: имеем где
Задача свелась к определению tg a, если известен его косинус. Как же это сделать?
Учащиеся знают формулу
Но ученик может «случайно» забыть формулу или ошибиться в преобразованиях. Я же в свое время заставлял учеников ни в коем случае не решать по формулам, а находить значение любой тригонометрической функции через известную формулу только устно.
Представим в уме прямоугольный треугольник. Обозначим один из острых углов через a, гипотенузу – через n, прилежащий к углу a катет положим равным 1. Второй катет по теореме Пифагора равен тогда
Задача решена. Имеем
Без использования этих двух «изюминок» решение задачи было бы сложнее. Для самоконтроля предлагаю решить следующую задачу.
В правильной шести- или n-угольной пирамиде высота образует с боковым ребром угол a. Определите, какой угол образует высота с боковой гранью.
III. Интересная задача
Докажите, что
Доказательство. Имеем
значит, необходимо доказать, что
– Понятно, – скажет ученик, –
Все!
– Нет, не все, – ответит учитель. – Нужно решить задачу геометрически.
И тут я потерял покой. И только перед следующим уроком геометрии, ночью, во сне (точнехонько, как Менделеев) я решил эту задачу. Вот это решение.
Понятно, что D BAC – прямоугольный и равнобедренный. Значит,
Теперь все!
Эту задачу я предлагал решить многим. Решения были различные, но более сложные. Может быть, читатель предложит лучший вариант? Желаю успеха!