Единый государственный экзамен по математике:спецификация (извлечение) и демонстрационный вариант 2009 года
Спецификация экзаменационной работы по математике 1 единого государственного экзамена 2009 года (извлечение)
1. Назначение экзаменационной работы — оценить общеобразовательную подготовку по математике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1276 от 19.05.1998 г.).
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
3. Структура и содержание экзаменационной работы. Структура работы отвечает двоякой цели ЕГЭ — обеспечить аттестацию выпускников средних общеобразовательных учреждений по курсу математики и их отбор в высшие учебные заведения.
Статья опубликована при поддержке онлайн гипермаркета "Всё людям". Услуги по строительству и ремонту, фотограф и видеограф, шиномонтаж и балансировка, компьютерные услуги - создание сайтов в Саратове. Также на сайте Вы сможете заказать аксессуары для легковых автомобилей, шины и диски, аккумуляторы. Узнать подробную информацию о предоставляемых услугах, посмотреть каталог товаров, контакты и сделать заказ Вы сможете, перейдя по ссылке: всёлюдям.рф.
Обязательный экзамен по математике сдают выпускники, которые изучали математику 2 в объеме пяти и более часов в неделю, а также те выпускники, которые изучали математику в объеме четырех часов в неделю. Причем все учащиеся должны сдавать ЕЭГ по математике по единым текстам вариантов КИМ. Поэтому при разработке вариантов КИМ необходимо было дать возможность выпускникам, изучавшим математику в разном объеме, показать достигнутые ими результаты обучения. При разработке предлагаемого демонстрационного варианта эта возможность обеспечивалась регулированием уровня сложности и типологией заданий, включенных в каждую из трех частей варианта КИМ.
Работа состоит из 3 частей, которые различаются по назначению, а также по содержанию, сложности, числу и форме включаемых в них заданий.
По сравнению с 2008 годом в структуру варианта КИМ не внесены изменения, однако, согласно изменению содержания ЕГЭ, изменилось назначение и содержание частей работы.
12. Изменения, которые внесены в демонстрационный вариант КИМ-2009 по сравнению с вариантами КИМ 2005–2008 гг.
Корректировка варианта КИМ проводилась с учетом:
- изменения содержания выпускного экзамена по математике, который в 2009 г. проводится по курсу математики, а не по курсу алгебры и начал анализа, как это было в 2001–2008 гг.;
- сохранения статуса ЕГЭ по математике в качестве обязательного экзамена для всех выпускников школы;
- различий в требованиях к математической подготовке абитуриентов, предъявляемых вузами;
- анализа итогов ЕГЭ-2008 по математике;
- введения ЕГЭ по математике в штатный режим.
При сохранении в целом оправдавшей себя модели вариантов КИМ 2005–2008 гг. в содержание заданий внесены следующие изменения:
— в Часть 3 включены несколько заданий базового уровня, позволяющие оценить умение учащихся применять полученные знания в жизненной ситуации;
— упрощено несколько заданий базового уровня сложности в Части 1;
— с учетом уровня подготовки тех выпускников, которые изучали курс математики в объеме 4 ч в неделю, отобраны по тематике и основным видам математической деятельности задания повышенного уровня сложности в Части 2;
— упрощено одно из трех заданий высокого уровня сложности, обеспечивающих более тонкую дифференциацию выпускников, имеющих высокий уровень математической подготовки.
Внесение этих изменений позволит:
— объективно аттестовать учащихся, имеющих различные уровни математической подготовки;
— показать свои знания и получить более высокие баллы и тем выпускникам, которые изучали математику в объеме 4 ч в неделю;
— большему числу выпускников, имеющих отличные школьные оценки, показать свою более высокую подготовку, а последующую более тонкую дифференциацию этих выпускников осуществить с помощью различных по тематике заданий высокого уровня сложности.
Эти изменения позволят обеспечить обоснованный отбор абитуриентов в вузы, которые предъявляют различные требования к уровню математической подготовки выпускников.
Пояснения к демонстрационному варианту
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком.
К каждому заданию с развернутым ответом (тип С), включенному в демонстрационный вариант, дается только одно из возможных решений. Приведенные критерии оценки этих решений позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по математике дается 4 часа (240 мин). Работа состоит из трех частей и содержит 26 заданий. Часть 1 содержит 13 заданий (А1–А10 и Часть 2 содержит 10 более сложных заданий (В4–В11, С1, С2) по материалу курса математики. К заданиям В4–В11 надо дать краткий ответ, к заданиям С1 и С2 — записать решение. Часть 3 содержит 3 самых сложных задания, два — алгебраических (С3, С5) и одно — геометрическое (С4). При их выполнении надо записать обоснованное решение. Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время. Желаем успеха! |
Часть 1
При выполнении заданий А1–А10 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания поставьте знак «x» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 |
---|
Упростите выражение
1) 0,7
2) 2
3) 100,7
4) 102
|
---|
Вычислите:
1) 0,36
2) 3,4
3) 1,2
4) 0,012
|
---|
Вычислите: log2 400 – log2 25.
1) 8
2) 2
3) 3
4) 4
|
---|
На одном из рисунков изображен график функции y = log2 x. Укажите номер этого
рисунка.
|
---|
Найдите производную функции h(x) = ex – 4x2.
1) 2) h'(x) = ex
– 8x
3) h'(x) = ex – 2x 4) h'(x) = ex – 4x
|
---|
Найдите множество значений функции y = 3cos x.
1) (–∞; +∞) 2) [–3; 3]
3) [–1; 1] 4) [0; 3]
|
---|
На рисунке показано изменение уровня воды водохранилища в течение 12 часов во время паводка. Как только уровень воды превысил отметку 10 метров, через сливные отверстия в плотине начали сбрасывать воду до того момента, пока ее уровень понизился до отметки 10 метров. Определите, сколько часов длился сброс воды.
1) 10 2) 2 3) 6 4) 4 |
|
---|
Решите неравенство
1) [–3; 0) (0; +∞)
2) [–3; 0)
3) [–3; +∞)
4) (–∞; –3]
(0; +∞)
А9 |
---|
Решите уравнение
1) n
Z 2) n
Z
3) n
Z 4)
n
Z
А10 |
---|
Решите неравенство 46x + 11 ≥ 16.
1) (–∞; –1,5] 2) [–1,5; +∞)
3) 4)
Ответом на задания В1–В11 должно быть некоторое целое число или число, записанное в виде десятичной дроби. Это число надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера выполняемого задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру, знак минус отрицательного числа и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Единицы измерений писать не нужно.
B1 |
---|
Найдите cos α, если и
B2 |
---|
На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной в точке x0.
B3 |
---|
Для оклейки стен ванной комнаты (см. рисунок) нужно приобрести керамическую плитку, причем плитка покупается с запасом в 10% от оклеиваемой площади. Ширина двери равна 0,75 м, высота — 2 м. Цена плитки 300 р. за 1 м2. Определите стоимость плитки, если стены решено оклеить полностью, от пола до потолка.
Часть 2
B4 |
---|
Решите уравнение (Если уравнение имеет более одного корня, то в бланке ответов запишите их произведение.)
B5 |
---|
Функция y = f(x) определена на промежутке (–2; 7). На рисунке изображен график ее производной. Укажите точку минимума функции y = f(x) на промежутке (–2; 7).
B6 |
---|
Вычислите значение выражения
B7 |
---|
Функция y = f(x) определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом 3. На рисунке изображен график этой функции при –2 ≤ x ≤ 1. Найдите значение выражения
B8 |
---|
Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение | | x | + 5 – a | = 2 имеет ровно 3 корня. (Если значений a больше одного, то в бланке ответов запишите их сумму.)
B9 |
---|
Объемы ежегодной добычи нефти первой, второй и третьей скважинами относятся как 6 : 7 : 10. Планируется уменьшить годовую добычу нефти из первой скважины на 10% и из второй — тоже на 10%. На сколько процентов нужно увеличить годовую добычу нефти из третьей скважины, чтобы суммарный объем добываемой за год нефти не изменился?
B10 |
---|
Концы отрезка MK лежат на окружностях двух оснований цилиндра. Угол между прямой MK и плоскостью основания цилиндра равен 30°, MK = 8, площадь боковой поверхности цилиндра равна 40π. Найдите периметр осевого сечения цилиндра.
B11 |
---|
Средняя линия прямоугольной трапеции равна 9, а радиус вписанной в нее окружности равен 4. Найдите большее основание трапеции.
Для записи ответов на задания С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем — решение.
C1 |
---|
Найдите наименьшее значение функции при | x – 5,5 | ≤ 2,5.
C2 |
---|
Найдите все значения x, при каждом из которых выражения и принимают равные значения.
Часть 3
Для записи ответов на задания С3–С5 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем — обоснованное решение.
C3 |
---|
Найдите все значения x > 1, при
каждом из которых наибольшее из двух чисел
a = log2 x + 2logx 32 – 2 и больше 5.
C4 |
---|
Около правильной пирамиды FABC
описана сфера, центр которой лежит в плоскости
основания ABC пирамиды. Точка M лежит на ребре AB
так, что
C5 |
---|
Найдите все значения параметра p, при каждом из которых уравнение имеет ровно 10p – p2 – 24 различных корней.
Ответы к заданиям демонстрационного варианта по математике
Ответы к заданиям с выбором ответа
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
3 |
А6 |
2 |
А2 |
3 |
А7 |
4 |
А3 |
4 |
А8 |
2 |
А4 |
4 |
А9 |
2 |
А5 |
2 |
А10 |
2 |
Ответы к заданиям с кратким ответом
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
0,6 |
В7 |
–0,5 |
В2 |
–1,5 |
В8 |
7 |
В3 |
5940 |
В9 |
13 |
В4 |
2 |
В10 |
28 |
В5 |
2 |
В11 |
12 |
В6 |
13 |
Ответы к заданиям с развернутым ответом
№ задания |
Ответ |
С1 |
0,2 |
С2 |
n Z |
С3 |
1 < x < 8, x > 32 |
С4 |
|
С5 |
6 |
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом
C1 |
---|
Найдите наименьшее значение функции при | x – 5,5 | ≤ 2,5.
Решение.
1. | x – 5,5 | ≤ 2,5 –2,5 ≤ x – 5,5 ≤ 2,5 3 ≤ x ≤ 8.
2.
f'(x) = 0 при x = 4, при x = –4.
–4 [3; 8].
Наименьшее значение функции y = f(x) на отрезке [3; 8] равно 0,2.
Ответ: 0,2.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С1 |
2 |
Приведена верная
последовательность всех шагов решения: |
1 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения. Допущены описка и/или вычислительная ошибка в шаге 2, не влияющие на дальнейший ход решения. В результате этой описки или ошибки может быть получен неверный ответ. |
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. |
C2 |
---|
Найдите все значения x, при каждом из которых выражения и принимают равные значения.
Решение.
1. =
2. ⇔
n Z.
Ответ: n Z.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С2 |
2 |
Приведена верная
последовательность всех шагов решения: |
1 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения. Допущена вычислительная ошибка или описка в шаге 2, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой ошибки или описки может быть получен неверный ответ. |
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. |
C3 |
---|
Найдите все значения x > 1, при каждом из которых наибольшее из двух чисел
a = log2 x + 2logx 32 – 2 и b = 41 - log22 x2 больше 5.
Решение. Так как x > 1, то log2 x > 0.
1. a > 5 log2 x + 2logx 32 – 2 > 5
(log2 x – 2)(log2 x – 5) > 0
2. b > 5 log2 x < 3
3. Наибольшее из чисел a и b больше 5 тогда и только тогда, когда хотя бы одно из них больше 5, то есть когда
Ответ: 1 < x < 8, x > 32.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С3 |
4 |
Приведено верное
решение, содержащее в каком-либо порядке и виде
следующие шаги: |
3 |
Приведено
логически верное решение, содержащее шаги 1, 2 и 3.
Получен ответ. |
2 |
Верно выполнены шаги 1 и 2 решения, а шаг 3 либо отсутствует, либо не доведен до конца, либо выполнен неверно. Ответ не получен или неверен. |
1 |
Верно выполнен один из шагов 1 или 2 решения, а остальные шаги либо отсутствуют, либо не доведены до конца, либо выполнены неверно. Ответ не получен или неверен. |
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1–4 балла. |
C4 |
---|
Около правильной пирамиды FABC
описана сфера, центр которой лежит в плоскости
основания ABC пирамиды. Точка M лежит на ребре AB
так, что
Решение. 1. Пусть O — центр сферы
радиуса R, описанной около пирамиды FABC.
Так как OA = OB = OC =
OF = R, а O ABC, то точка O является также центром
окружности радиуса R, описанной около
треугольника ABC. Треугольник ABC — правильный,
следовательно, O — точка пересечения медиан
треугольника ABC,
2. FABC — правильная пирамида, поэтому FO — высота пирамиды и AFO ABC. По условию T AF и TM=TB. Опустим из точки T перпендикуляр TH на прямую AO. Так как AFO ABC, то TH ABC, и следовательно, TH — высота пирамиды TBCM, а отрезки HM и HB — проекции равных наклонных TM и TB. Значит, HM=HB, и поэтому треугольник BHM — равнобедренный, а его высота HP является медианой, то есть PM=PB.
3. Объем V пирамиды TBCM, V=выразим через R. Из условия имеем:
Отсюда
В прямоугольном треугольнике APH угол A равен 30°, следовательно,
Так как OA=OF, то прямоугольный
треугольник AOF — равнобедренный, поэтому в
прямоугольном треугольнике ATH угол A равен 45°,
следовательно, AH=TH. Медиана CN правильного
треугольника ABC является его высотой. Поэтому
CN — высота треугольника BCM. Следовательно,
площадь треугольника BCM можно найти по формуле
SBCM
= 0,5CN BM. Имеем:
Отсюда
По условию
откуда
Ответ:
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С4 |
4 |
Приведена верная
последовательность шагов решения: |
3 |
Приведены все шаги решения 1–3. Приведены утверждения, составляющие ключевые моменты а) и б) решения. Допустимы отсутствие обоснований ключевых моментов решения или неточности в обоснованиях2, но не грубые ошибки. Допустимы одна описка и/или негрубая ошибка в вычислениях, не влияющие на правильность хода решения. В результате этой описки и/или ошибки возможен неверный ответ. |
2 |
Приведены шаги решения 1–3. Утверждения, составляющие ключевые моменты а) и б) решения, либо оба отсутствуют, либо приведено только одно из них. Но сами ключевые моменты использованы в решении. Приведенные в решении обоснования не содержат грубых ошибок. Допустимы описки и/или негрубые ошибки в вычислениях, не влияющие на правильность хода решения. В результате этого возможен неверный ответ. |
1 |
Ход решения правильный, но решение не завершено: указано положение центра описанной сферы (описано словесно либо отражено на чертеже). Найдены некоторые числовые характеристики пирамид, например, длина отрезка AP выражена через радиус R сферы, описанной около пирамиды FABC. Приведенные в решении обоснования и вычисления не содержат грубых ошибок. Допустимы негрубые ошибки в преобразованиях и вычислениях, не влияющие на правильность хода решения. |
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1–4 баллов. |
C5 |
---|
Найдите все значения параметра p, при каждом из которых уравнение имеет ровно 10p – p2 – 24 различных корней.
Решение. 1. Так как 320,4x + 0,2 = (25)0,4x + 0,2 = 22x + 1 = 2 4x,
то (3p – 14) 4x + (29p – 154) 2x + 11p – 41 = 0.
Пусть t = 2x > 0. Тогда получаем квадратное уравнение относительно t с параметром p:
(3p – 14)t2 + (29p – 154)t + 11p – 41 = 0. (*)
Значит, число n различных корней исходного уравнения не больше 2.
2. Если n = 2, то по условию 10p – p2 – 24 = 2, p2 – 10p + 26 = 0,
что невозможно, так как D = –4 < 0.
Остаются случаи n = 1 и n = 0.
Если n = 1, то 10p – p2 – 24 = 1, p2 – 10p + 25 = 0, p = 5.
Тогда уравнение (*) примет вид t2 – 9t + 14 = 0, t1 = 2, t2 = 7.
Так как t = 2x, то x1 = 1, x2 = log2 7. Поэтому n = 2.
Противоречие с равенством n = 1.
3. Если n = 0, то 10p – p2 – 24 = 0, p2 – 10p + 24 = 0, p1 = 4, p2 = 6.
Пусть p = 4.
Тогда уравнение (*) примет вид –2t2 – 38t + 3 = 0.
Ветви параболы направлены вниз, ось Oy
она пересекает выше точки (0; 0). Поэтому уравнение
(*) имеет ровно один положительный корень t0, и
исходное уравнение имеет ровно один корень
x = log2 t0. Значит, n = 1. Противоречие с равенством n
= 0.
Пусть p = 6. Тогда уравнение (*) примет вид 4t2 + 20t + 25 = 0, 0t = –2,5.
Так как t = 2x > 0, то исходное уравнение не имеет корней. Значит, p = 6 удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 6.
Замечания. 1. В шаге 2 не обязательно явно указывать два корня исходного уравнения. Допустимо использование только положительности корней уравнения (*).
2. В шагах 2–3 можно не объяснять, как найдены корни квадратного уравнения.
3. В шаге 3 можно явно решить квадратное уравнение относительно t и указать его положительный корень.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С5 |
4 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения: 1) тождественные преобразования
показательных выражений и оценка n ≤ 2 числа
корней исходного уравнения; |
3 |
Приведена верная
последовательность всех шагов решения. В шаге 3
допустимо отсутствие обоснования в). Обоснованы
ключевые моменты а) и б). Допустимы 1 описка и/или
негрубая вычислительная ошибка в шаге 3, не
влияющие на правильность дальнейшего хода
решения. |
2 |
Приведена в целом верная, но, возможно, неполная последовательность шагов решения. Верно выполнен шаг 1. В шаге 2 верно исследован только один из случаев n = 2 или n = 1. При их рассмотрении обоснован хотя бы один из ключевых моментов а), б). Допустимо, что решение не завершено. |
1 |
Общая идея, ход решения верны. Верно выполнен шаг 1: исходное уравнение сведено к квадратному относительно новой переменной. Получена оценка n Ј 2 числа корней исходного уравнения. Допустимо, что решение не завершено. |
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют указанным выше критериям выставления оценок в 1, 2, 3, 4 балла. |
1 Утверждена Федеральным институтом педагогических измерений.
2 В 2009 г. выпускной экзамен за среднюю школу проводится не по курсу алгебры и начал анализа, как это было в 2001–2008 гг., а по курсу математики основной и средней (полной) школы.