Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по алгебре. Демонстрационный вариант
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что при сохранении перечня разделов, выносимых на проверку, содержание конкретных заданий в КИМ-2009 года может быть другим. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru. Последовательность блоков содержания в КИМ-2009 года также может варьироваться.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй — 5. На выполнение всей работы отводится 4 часа. Время на выполнение первой части ограничено: на нее отводится 60 минут. |
Часть 1
1 |
---|
Расположите в порядке возрастания числа: 0,0902; 0,09; 0,209.
1) 0,209; 0,0902; 0,09
2) 0,09; 0,0902; 0,209
3) 0,09; 0,209; 0,0902
4) 0,0902; 0,09; 0,209
2 |
---|
Какое из чисел является рациональным?
1) 2)
3) 4) ни одно из этих чисел
3 |
---|
Дневная норма потребления
витамина С составляет 60 мг. Один мандарин в
среднем содержит 35 мг витамина С. Сколько
примерно процентов дневной нормы витамина С
получил человек, съевший один мандарин?
1) 170% 2) 58% 3) 17% 4) 0,58%
4 |
---|
Найдите значение выражения при
а = 8,4, b = –1,2, с = – 4,5.
Ответ: ______________________
5 |
---|
Цена килограмма орехов a рублей. Сколько рублей надо заплатить за 300 граммов этих орехов?
1) 2) 300a (р.)
3) 0,3a (р.) 4)
6 |
---|
В каком случае выражение преобразовано в тождественно равное?
1) 3(x – y) = 3x – y
2) (3 + x)(x – 3) = 9 – x2
3) (x – y)2 = x2 – y2
4) (x + 3)2 = x2 + 6x + 9
7 |
---|
Упростите выражение
1)
8 |
---|
Найдите частное Ответ запишите в виде десятичной дроби.
Ответ: ______________________
9 |
---|
Решите уравнение 3 – 2x = 6 – 4(x + 2).
Ответ: ______________________
10 |
---|
Прямая y = 2x пересекает параболу y = –x2 + 8 в двух точках. Вычислите координаты точки А.
Ответ: ______________________
11 |
---|
Путь от поселка до железнодорожной станции пешеход прошел за 4 ч, а
велосипедист проехал за 1,5 ч. Скорость велосипедиста на 8 км/ч больше скорости
пешехода. С какой скоростью ехал велосипедист?
Какое уравнение соответствует условию задачи, если буквой х обозначена скорость
велосипедиста (в км/ч)?
12 |
---|
Решите неравенство 10x – 4(2x – 3) > 4.
13 |
---|
На рисунке изображен график
функции y = x2 + 2x.
Используя график, решите неравенство x2 + 2x > 0.
1) (–∞; 0) 2) (–∞; –2)
(0; +∞)
3) (–2; 0) 4) (–2; +∞)
14 |
---|
Каждой последовательности, заданной формулой n-го члена, поставьте в соответствие верное утверждение.
А) xn = n2 Б) yn = 2n В) zn = 2n
1) Последовательность —
арифметическая прогрессия
2) Последовательность —
геометрическая прогрессия
3) Последовательность не является
прогрессией
Ответ:
А | Б | В |
---|---|---|
15 |
---|
График какой квадратичной функции изображен на рисунке?
1) y = x2 + 4x – 5
2) y = –x2 – 6x – 5
3) y = x2 – 4x – 5
4) y = –x2 + 6x – 5
16 |
---|
Фирма начала продавать две новые модели телефонов — А и В. На графиках показано, как росло в течение года количество проданных телефонов. (По горизонтальной оси откладывается время, прошедшее с начала продаж, в месяцах; по вертикальной — число телефонов, проданных с начала продаж, в тыс. шт.). Сколько всего телефонов этих двух моделей было продано за первые десять месяцев?
Ответ: ______________________
Часть 2
Задания этой части (17–21) выполняйте с записью решения.
17 |
---|
Постройте график функции Укажите наименьшее значение этой функции.
18 |
---|
Выясните, имеет ли корни уравнение
19 |
---|
Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 160, которые не делятся на 4.
20 |
---|
Найдите наименьшее значение выражения (2x + y + 3)2 + (3x – 2y + 8)2 и значения x и y, при которых оно достигается.
21 |
---|
Найдите все значения k, при которых прямая y = kx пересекает в трех различных точках ломаную, заданную условием
Ответы и решения к заданиям
Ответы на задания с кратким и развернутым ответом приводятся в одной из возможных форм. Правильный ответ учащегося, данный в какой-либо иной форме, например , вместо –1,6, необходимо засчитывать.
Ч-1
1. 2. 2. 3. 3. 2. 4. –1,6. 5. 3. 6. 4. 7. 4. 8. 0,012. 9. –2,5. 10. A(2; 4). 11. 4. 12. 3. 13. 2. 14. 312. 15. 3. 16. 800 тыс.
Ч-2
17. График изображен на рисунке; унаим = –3.
График — парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем координаты вершины:
Наименьшее значение функции равно –3.
Замечание. Учащийся может вычислить координаты вершины параболы и другим способом.
Комментарий. В случае отсутствия вычислений в чистовике при правильном построении параболы решение должно быть засчитано.
18. Не имеет.
Представим уравнение в виде
Определим знак дискриминанта:
Так как то уравнение корней не имеет.
Замечание. Уравнение может быть представлено в виде:
учащийся может вычислить дискриминант D квадратного уравнения.
Комментарий. Ошибки в составлении выражения D1 (или D), в применении формулы квадрата двучлена считаются существенными, и решение при их наличии не засчитывается.
19. 9600.
Пусть S — искомая сумма; S = S1 – S2, где S1 — сумма всех натуральных чисел, не превосходящих 160, S2 – сумма всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 160. Найдем S1:
В последовательности (an) чисел, кратных 4 и не превосходящих 160, a1 = 4, an = 160. Найдем число членов этой последовательности. Так как она задается формулой an = 4n, то 4n = 160, n = 40. Теперь найдем S2:
Получим: S = S1 – S2 = 16180 – 8240 = 40(322 – 82) = 9600.
20. Наименьшее значение выражения равно 0, оно достигается при x = –2, y = 1.
При любых значениях х и у (2x + y + 3)2 + (3x – 2y + 8)≥ 0.
Значение, равное 0, достигается только в том случае, когда 2x + y + 3 и 3x – 2y + 8 равны нулю одновременно. Составим систему уравнений
Решив ее, получим: x = –2, y = 1. Таким
образом, наименьшее значение выражения равно 0,
оно достигается при x = –2, y = 1.
21. Другие возможные формы ответа: или
Построим ломаную, заданную условиями
Прямая y = kx пересекает в трех различных
точках эту ломаную, если ее угловой коэффициент
больше углового коэффициента прямой, проходящей
через точку (–3; –2), и меньше углового
коэффициента прямой, параллельной прямым
y = 2x – 8 и y = 2x + 4. Найдем угловой коэффициент
прямой, проходящей через точку
–2 = –3k,
Угловой коэффициент k прямой, параллельной прямой y = 2x – 8, равен 2. Прямая y = kx имеет с ломаной три общие точки при
Комментарий. Если график построен неправильно, или график построен правильно, но дальнейшие шаги отсутствуют, то решение не засчитывается.