Алгебра: Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе
Экзамен по алгебре — итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Чтобы познакомить учителя с экзаменом по алгебре в новой форме, с новыми экзаменационными материалами, авторы-разработчики подготовили пособие «Алгебра: Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе», которое было издано в издательстве «Просвещение» в 2006 г. В начале 2009 г. выйдет его переработанная версия, которая включает экзаменационные материалы 2006–2008 годов. Как и в первом издании сборника, учитель найдет здесь тренировочные варианты первой части экзаменационной работы и задания для второй части. Помимо этого переработанный вариант содержит методические рекомендации по подготовке к выполнению экзаменационной работы, разработанные на основе анализа результатов выполнения заданий по разным регионам страны, а также материалы по вероятностно-статистической линии курса математики основной школы, которые предполагается включить в экзаменационные материалы в ближайшие годы. С этими новыми разделами сборника мы и хотим познакомить читателей газеты.
Предисловие
Пособие предназначено для подготовки к государственной итоговой аттестации по алгебре в 9-м классе в новой форме (ГИА 9). Это переработанное и дополненное издание, в котором учтен опыт проведения экзамена, начавшегося в 2004 г. с эксперимента в девяти субъектах РФ и получившего к настоящему времени достаточно широкое распространение.
Основное назначение новой системы итоговой аттестации — введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся. Экзаменационные работы, используемые в ГИА, рассчитаны на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением математики. Результаты экзамена могут учитываться при формировании профильных 10-х классов.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Voxmate". "Voxmate" - ресурс для взрослых и детей, начинающих изучать английский язык. Изучение проходит онлайн с помощью увлекательных игр с учётом Вашего уровня знаний и индивидуальных предпочтений. Также в играх удобные подсказки и возможность просмотра личного прогресса в режиме реального времени. Узнать подробную информацию и начать изучать язык с помощью игр Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://voxmate.ru.
Структура и содержание экзаменационной работы отвечают цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи. Одна из них — это формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования. Другая — создание для части школьников условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении, прежде всего при изучении ее в старших классах на профильном уровне. В соответствии с этим экзаменационная работа состоит из двух частей. Первая часть направлена на проверку базовой подготовки выпускников, вторая — на дифференцированную проверку владения материалом на повышенных уровнях. Содержание и той и другой части находится в рамках содержания основного общего образования по математике, предусмотренного стандартом1.
Первая часть работы содержит 16 заданий, среди которых задания с выбором ответа, с кратким ответом и задания на соотнесение. Задания располагаются группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся. По сравнению с традиционной практикой в работе усилены понятийный и практический аспекты. Проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, содержания применяемых приемов, а также умение применять знания в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний, умение пользоваться разными математическими языками, распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Вторая часть содержит 5 заданий, предусматривающих развернутый ответ с записью хода решения. Все пять задач представляют разные разделы содержания. Задания расположены по нарастанию сложности — от относительно простой задачи до задач достаточно сложных, требующих свободного владения материалом и высокого уровня математического развития. Последние две задачи наиболее сложные, они рассчитаны на учащихся, изучавших математику более основательно, чем в рамках пятичасового курса. Задания второй части экзаменационной работы носят комплексный характер. Их выполнение требует уверенного владения формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способности к интеграции знаний из различных тем курса, владения широким набором приемов и способов рассуждений. Кроме того, учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения.
Структура пособия продиктована структурой и особенностями экзамена. Сборник состоит из трех основных разделов и двух приложений.
Раздел I содержит образцы первой части работы (двенадцать наборов по два параллельных варианта). Во всех вариантах представлены следующие блоки содержания: числа (три задания), буквенные выражения (два задания), преобразования выражений (три задания), уравнения и текстовые задачи (три задания), неравенства (два задания), функции и графики (два задания), последовательности и прогрессии (одно задание). Во всех вариантах в одном и том же соотношении содержатся задания на проверку умения применять известные алгоритмы, решать несложные задачи, не сводящиеся к простому применению алгоритма, применять знания в простейших практических ситуациях, задания на проверку знания опорных фактов, понимания смысла фундаментальных понятий. В своей совокупности предложенные варианты позволяют получить достаточно полное представление о характере и уровне сложности первой части экзаменационной работы, потренироваться в ее выполнении. В конце раздела даны ответы ко всем заданиям.
Раздел II содержит
задания для подготовки к выполнению второй части
экзамена. Подобные задания используются в
реальных экзаменационных работах. Задания этого
раздела распределены по восьми содержательным
блокам: 1) выражения и их преобразования;
2) уравнения; 3) системы уравнений; 4) неравенства; 5)
функции; 6) координаты и графики;
7) арифметическая и геометрическая прогрессии; 8)
текстовые задачи. В каждом блоке задания
представлены на трех уровнях — в соответствии
с тем, как они включаются в экзаменационную
работу. Их относительная сложность условно
обозначена числом баллов: 2 балла (первое задание
во второй части работы), 4 балла (два следующих
задания в работе) и наконец 6 баллов (два
последних, наиболее сложных задания). Пять задач,
включаемых в экзаменационную работу, выбираются
по одной из разных блоков. В конце раздела ко всем
заданиям даны ответы и указания.
Раздел III включает две полные тренировочные экзаменационные работы с инструкцией для учащихся и планами, конкретизирующими результаты обучения, подвергаемые проверке. Эти работы сопровождаются ответами, комментариями по выполнению отдельных заданий, образцами решения заданий с развернутым ответом.
П р и л о ж е н и е 1 содержит методические рекомендации по подготовке к экзамену по алгебре, проводимому в новой форме, с примерами возможных подходов к решению заданий первой и второй частей.
П р и л о ж е н и е 2 содержит примеры задач по вероятностно-статистической линии курса основной школы, которые характеризуют требования к усвоению соответствующего материала на выходе из 9-го класса. Все задания сопровождаются решениями и ответами. В настоящее время проверка усвоения этих вопросов в ходе государственной (итоговой) аттестации осуществляется в режиме эксперимента. В ближайшее время вероятностно-статистический материал будет включаться в общую экзаменационную работу.
Тренировочные варианты экзаменационной работы
Инструкция по выполнению работы
1. Работа состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй — 5 заданий. На выполнение всей работы отводится 4 ч. Время на выполнение первой части ограничено: на нее отводится 60 мин. |
Работа № 1
Часть 1
1 |
---|
Результаты районной контрольной работы по алгебре в 9-м классе представили в виде диаграммы. Сколько учащихся получили отметку «2», если всего работу писали 320 десятиклассников?
А. 5 учащихся. Б. 16 учащихся.
В. 64 учащихся. Г. 160 учащихся.
2 |
---|
Найдите сумму, значение которой больше 1.
3 |
---|
На координатной прямой точками
изображены числа a и b. Из чисел 2a, 2b,
a + b,
А. a + b. Б. 2a. В. 2b. Г. b – a.
4 |
---|
Найдите значение выражения при
Ответ: _____
5 |
---|
Принтер печатает одну страницу за 6 с. Сколько страниц можно распечатать на этом принтере за t мин?
6 |
---|
Упростите выражение
Ответ: _____
7 |
---|
Найдите значение выражения (273–4)2.
8 |
---|
Упростите выражение
Ответ: _____
9 |
---|
Решите уравнение
Ответ: _____
10 |
---|
Из прямоугольного листа картона, размеры которого 56 см и 32 см, надо сделать коробку без крышки. Для этого по углам листа вырезают одинаковые квадраты и загибают края вверх. Чему должна быть равна сторона вырезаемого квадрата, чтобы дно коробки имело площадь 640 см2?
Пусть сторона вырезаемого квадрата равна x см. Какое уравнение соответствует условию задачи?
А. (56 – x)(32 – x) = 640.
Б. (56 – 2x)(32 – 2x) = 640.
В. 56(32 – 2x) = 640.
Г. 56⋅32 – 4x2 = 640.
11 |
---|
Для каждой системы уравнений укажите число ее решений. (Для ответа используйте графики; график уравнения x2+ y2 = 4 изображен на рисунке.)
а) нет решений; б) одно решение;
в) два решения; г) три решения.
Ответ:
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
12 |
---|
Решите неравенство 9x – 3 > 10x – 2.
Ответ: _____
13 |
---|
Сравните, если возможно, числа a и c при условии, что a > b и b ≤ c.
А. a > c. Б. a < c.
В. a ≤ c. Г. Сравнить невозможно.
14 |
---|
Арифметическая прогрессия задана условиями a1 = 4 и an + 1 = an + 4. Какое из данных чисел не является членом этой прогрессии?
А. 64. Б. 44. В. 34. Г. 24.
15 |
---|
На каком рисунке изображен график функции y = f(x), обладающей свойствами: f(0) = 2 и функция возрастает на промежутке (–∞; 1]?
16 |
---|
График показывает, как менялась цена бензина в течение месяца. Определите, на сколько процентов выросла его цена за месяц.
А. На 100%. Б. На 60%.
В. На 20%. Г. На 2%.
Часть 2
17 |
---|
(2) Сократите дробь
18 |
---|
(4) Какое из чисел больше:
19 |
---|
(4) Постройте график функции
На каком промежутке функция возрастает?
20 |
---|
(6) При каких отрицательных значениях a система уравнений имеет два решения?
21 |
---|
(6) Сумма первого и пятого членов геометрической прогрессии равна 51, а сумма второго и шестого членов равна 102. Сколько членов этой прогрессии, начиная с первого, нужно взять, чтобы их сумма была равна 3069?
Работа № 2
Часть 1
1 |
---|
Какому из данных промежутков принадлежит число ?
А. [0,1; 0,2]. Б. [0,2; 0,3].
В. [0,3; 0,4]. Г. [0,4; 0,5].
2 |
---|
На банке с краской имеется надпись m = 5 ± 0,05 кг, где m — масса краски. В каких границах заключено точное значение m?
А. 4,5 ≤ m ≤ 5,5. Б. 4,95 ≤ m ≤ 5,05.
В. 5 ≤ m ≤ 5,05. Г. 4,95 ≤ m ≤ 5.
3 |
---|
В таблице приведена стоимость работ по установке натяжных потолков.
Вид потолка |
Цена в руб. за 1 м2 (в зависимости от площади) |
||||
до 10 м2 |
от 11
до |
от 31
до |
свыше |
||
Матовый |
белый |
1050 |
850 |
700 |
600 |
цветной |
1100 |
900 |
800 |
700 |
|
Глянцевый |
белый |
1200 |
1000 |
900 |
850 |
цветной |
1450 |
1100 |
950 |
900 |
Пользуясь данными, представленными в таблице, определите, какова будет стоимость работ, если площадь потолка 50 м2, потолок матовый голубой и действует скидка в 10%.
А. 4000 р. Б. 400 р. В. 4050 р. Г. 3600 р.
4 |
---|
Зная длину своего шага, человек может приближенно подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошел человек, если l = 60 см, n = 2500? Ответ выразите в километрах.
Ответ: _____
5 |
---|
Соотнесите каждое выражение с множеством значений переменной, при которых оно имеет смысл.
а) a ≠ 1; б)
a ≠ 2;
в) a ≠1 и a ≠ 2; г)
а — любое число.
Ответ:
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
6 |
---|
Представьте значение выражения (310–3)2(2103) в виде десятичной дроби.
Ответ:_____
7 |
---|
Выполните деление:
Ответ: _____
8 |
---|
Найдите площадь прямоугольного треугольника, катеты которого равны
А. 44 см2. Б. 12 см2. В. 1 см2. Г. 22 см2.
9 |
---|
Решите уравнение
Ответ: _____
10 |
---|
В какой координатной четверти
находится точка пересечения прямых
x + 5y = –7 и 3x + 2y = 5?
А. В I четверти.
Б. Во II четверти.
В. В III четверти.
Г. В IV четверти.
11 |
---|
От турбазы до автостанции турист доехал на велосипеде за 2 ч. Чтобы пройти это расстояние пешком, ему понадобилось бы 6 ч. Известно, что идет он со скоростью на 4 км/ч меньшей, чем едет на велосипеде. С какой скоростью идет турист? Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначена скорость (в км/ч), с которой идет турист.
А. 6x = 2(x – 4). Б. 6x = 2(x + 4).
В. 2x = 6(x – 4). Г.
12 |
---|
Решите систему неравенств
А. x > –0,5. Б. x > 2.
В. –2 < x < 2. Г. Система не имеет решений.
13 |
---|
Укажите неравенство, решением которого является любое число.
А. x2 + 9 ≤ 0. Б. x2 – 9 ≤ 0.
В. x2+ 9 ≥ 0. Г. x2 – 9 ≥ 0.
14 |
---|
Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: Найдите член прогрессии, обозначенный буквой х.
Ответ: _____
15 |
---|
На каком рисунке изображен график функции
А. Б.
В. Г.
16 |
---|
На графиках показано, как во время телевизионных дебатов между кандидатами А и Б телезрители голосовали за каждого из них. По горизонтальной оси откладывается время, прошедшее с начала голосования, а по вертикальной — число голосов, поданных за кандидата к данной минуте. За кого из кандидатов было подано больше голосов в период с 45-й до 60-й минуты дебатов, и на сколько больше?
Ответ: _____
Часть 2
17 |
---|
(2) Разложите на множители многочлен a3 – ab – a2b + a2.
18 |
---|
(4) Известно, что парабола проходит через точку и ее вершина находится в начале координат. Запишите уравнение параболы и определите, в каких точках она пересекает прямую y = 9.
19 |
---|
(4) В прошлом году на два самых популярных факультета университета было подано 1100 заявлений. В этом году число заявлений на первый из этих факультетов уменьшилось на 20%, а на другой увеличилось на 30%; общее число заявлений стало равным 1130. Сколько заявлений подано на каждый из этих факультетов в этом году?
20 |
---|
(6) Решите уравнение (x2 – 7x + 13)2 – (x – 3)(x – 4) = 1.
21 |
---|
(6) Найдите все значения а, при которых неравенство х2 + (2а + 4)х + 8а + 1 ≤ 0 не имеет решений.
Ответы, комментарии, решения
Работа № 1
Ч-1
1. Б. 2. Б. Ответ легко получить
прикидкой, не выполняя вычислений. В самом деле, в
случае А
каждое слагаемое меньше , значит, сумма меньше 1. В
случае Б каждое слагаемое больше , значит, сумма
больше 1. Случаи В и Г уже можно не рассматривать.
Но если рассмотреть их для самоконтроля, то и в
случае В,
и в случае Г каждое из трех слагаемых меньше , а
значит, сумма меньше 1. 3. Г. Числа 2a и a + b — отрицательные, остается сравнить числа 2b
и b – a, то есть суммы положительных чисел
b + b и b + (–a). Так как на координатной прямой точка
aрасположена дальше от 0, чем точка b, то | a | >
| b |. Значит, сумма b + (–a) больше. Полезно
проверить себя, взяв конкретные числа, например, a= –5, b = 2. Можно при решении поступить иначе: в
бланке с заданиями отметить на координатной
прямой примерное положение требуемых чисел;
такой рисунок также даст нужный ответ.
4. 2. 5. Б. 6. 7. А.
8. 9. 5,4.10. Б.11. 1→в, 2→б, 3→а. 12. x < –1. 13. Г.
Сначала отметим на координатной прямой точки a и b
(неравенство a > b означает, что точка a находится
правее точки b). А как расположена по отношению к
точке a точка c? Неравенство b ≤ c говорит лишь о
том, что возможны разные варианты: точка c
совпадает с точкой b; точка c расположена между b и a; точка c расположена правее a. Поэтому верным
является ответ Г. 14. В.
15. А. 16. В. В начале месяца цена составляла
10 р., а в конце — 12 р., то есть за месяц цена
выросла на 2 р. Найдем, какую часть составляют
2 р. от первоначальной цены — то и выразим ее
в процентах — это 20%.
Ч-2
17.
Найдем корни квадратного трехчлена
Заметим, что область определения сокращаемой дроби указывать не требуется.
18.
Найдем квадраты чисел
Так как то
Учитывая, что — положительные числа, получаем неравенство
19. График изображен на рисунке; функция возрастает на промежутке [4; +∞).
20. При Другая возможная форма ответа: при
Подставим y = 1 – 2x в уравнение x2 + y2 = a2, получим уравнение (относительно x)
5x2 – 4x + (1 – a2) = 0.
Найдем значения a, при которых это уравнение имеет два корня:
D1 = 4 – 5(1 – a2) = 5a2 – 1, 5a2 – 1 > 0,
Таким образом, система имеет два
решения при и при
Учитывая условие
21. 10.
Составим по условию систему уравнений
то есть
Разделим второе уравнение почленно на первое (b 1 ≠ 0), получим уравнение
Отсюда q = 2. Подставив q = 2 в первое уравнение системы, найдем, что b1 = 3. С помощью формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии составим равенство из которого следует, что
3(2n – 1) = 3069, 2n – 1 = 1023,
2n = 1024, 2n = 210, n = 10.
Работа № 2
Ч-1
1. Б. Для ответа на вопрос достаточно найти один знак после запятой в десятичном представлении числа Получим Уже понятно, что верным является ответ Б. 2. Б. 3. Г. Сначала по таблице определяем нужную стоимость 1 м2 потолка — это 800 р. Тогда стоимость 50 м2составляет 80050 = 40 000 р. С учетом скидки получаем: 40 0000,9 = 36 000 р. 4. 1,5 км. 5. 1 → г, 2 → в, 3 → б. 6. 0,018. 7. 8. Г. 9. –6; 3. 10. Г. Предполагается, что ответ будет получен аналитическим способом, то есть решением системы 11. Б. 12. Б. 13. В. 14. Полезно рассмотреть два случая: 1) найти знаменатель прогрессии q и умножить на этот знаменатель второй член прогрессии 2) найти x как среднее геометрическое предыдущего и последующего членов (x > 0). 15. Б. 16. За кандидата А; на 5 тыс.
Ч-2
17. a(a + 1)(a – b).
a3 – ab – a2b + a2 = (a3 – a2b) + (a2 – ab) = a2(a – b) + a(a – b) = (a – b)(a2 + a) = a(a + 1)(a – b).
Заметим, что слагаемые можно сгруппировать иначе:
a3 – ab – a2b + a2 = (a3 + a2) – (a2b + ab) = и т.д.
Можно также сначала вынести за скобки общий множитель a, а затем воспользоваться методом группировки.
18. (6; 9) и (–6; 9) — точки пересечения параболы с прямой y = 9. Парабола задается уравнением вида y = ax2. Подставив в это уравнение координаты точки B, найдем, что то есть уравнение параболы Решим уравнение получим: x1 = 6, x2 = –6. Значит, парабола пересекает прямую y = 9 в точках (6; 9) и (–6; 9).
19. На первый факультет подано 480 заявлений, на второй — 650.
Способ I. Пусть в прошлом году на первый факультет было подано x заявлений, а на второй — y заявлений; имеем уравнение x + y = 1100. В этом году на первый факультет подано 0,8x заявлений, а на второй — 1,3y заявлений; имеем уравнение 0,8x + 1,3y = 1130. Таким образом, получаем систему:
Умножим обе части второго уравнения на 10, получим
откуда x = 600, y = 500.
Далее, 0,8x = 480, 1,3y = 650.
Способ II. Обозначим через x и y число заявлений, поданных соответственно на первый и второй факультеты в этом году. Получим систему уравнений
Второе уравнение можно преобразовать, умножив обе его части на 13 и разделив на 1,25.
Получим: 131,25x + 10y = 131100, то есть 13x + 8y = 13880. Далее решим систему
20. 3; 4.
Представим уравнение в виде (x2 – 7x + 13)2 – (x2 – 7x + 12) = 1.
Введем замену x2 – 7x + 13 = y; получим уравнение y2 – (y – 1) – 1 = 0,
то есть y2 – y = 0. Его корни y1 = 0, y2 = 1.
Уравнение x2 – 7x + 13 = 0 корней не имеет; уравнение x2 – 7x + 13 = 1 имеет корни 3 и 4. Заметим, что возможны и другие замены, например, x2 – 7x + 12 = y; тогда получается уравнение (y + 1)2 – y – 1 = 0.
21. 1 < a < 3. Другая возможная форма ответа: a (1; 3).
График функции y = x2 + (2a + 4)x + 8a + 1 — парабола, ветви которой направлены вверх. Значит, данное неравенство не имеет решений в том и только том случае, если эта парабола целиком расположена в верхней полуплоскости. Отсюда следует, что дискриминант квадратного трехчлена x2 + (2a + 4)x + 8a + 1 должен быть отрицателен. Имеем:
D1 = (a + 2)2 – (8a + 1) = a2 – 4a + 3 < 0; получаем 1 < a < 3.
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).