Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №1/2009

22 вопроса для игр «Что? Где? Когда?»

1. Корреспондент газеты «Треугольник» спрашивает: «Если сегодня зачет по геометрии сдал
1 человек и каждый день число сдавших удваивалось, а на 20 день зачет сдали все, то на который день зачет сдала половина класса?»

[На 19 день.]

2. Вопрос учителя истории: «Какими словами греческий математик «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод?»

[Что и требовалось доказать.]

3. Коллектив воспитателей детского сада спрашивает: «В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе "игральная кость". Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?»

[Кубик.]

4. Вопрос одноклассника: «Коля поспорил, что определит, каким будет счет перед началом матча футбольных команд "Спартак" – "Динамо".
И выиграл спор. Какой был счет?»

[0 : 0]

5. Корреспондент газеты «Разноцветный отрезок» просит помочь: «В редакцию поступило письмо от ученика 7-го класса, не сделавшего домашнюю работу по алгебре: "Как записать общий вид числа, которое при делении на 5 дает остаток 7?"»

[Такого числа не существует.]

6. Библиотекари спрашивают: «Если 60 листов книги имеют толщину 1 см, какова толщина книги, если в ней 360 страниц?»

[3 см]

7. Вопрос от студентов-иностранцев: «Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?»

[0]

8. Учитель математики спрашивает: «Это название происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", буквально "рассекающий на две части". О чем идет речь?»

[Биссектриса.]

9. Вопрос от учителей математики: «То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью — признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?»

[Циркуль.]

10. Вопрос от историков: «Вспомните год Бородинского сражения и разложите это число на простые множители».

[1812 = 223151]

11. Вопрос от работников правопорядка: «Известно, что бандиты спрятались в квартире, в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир?»

[20]

12. Работники столовой спрашивают: «Осталось 3 целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько всего яблок осталось?»

[7 штук.]

13. Вопрос учителя истории: «Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Появление дробей, например, связано с необходимостью справедливого раздела имущества.
А с чем связано появление отрицательных чисел?»

[Они возникли для записи долгов.]

14. Пожилой человек спрашивает: «Если он проживет еще половину того, что он прожил, да еще 1 год, то ему будет 100 лет. Сколько лет ему сейчас?»

[66]

15. Вопрос от домохозяйки: «Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое поныне используется в быту. Что в черном ящике?»

[Винт от мясорубки.]

16. Вопрос от рабочих: «Можно ли квадрат со стороной 5 клеток разрезать на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток?»

[55 = 25, на 2 не делится.]

17. Учитель биологии спрашивает: «Кузнечик проскакал некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут пробежит расстояние в 4 раза большее кролик, если его скорость в 7 раз больше скорости кузнечика?»

[16 мин]

18. Учитель истории спрашивает: «В древности такого математического термина не было? Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского оно означает "спица колеса". Что обозначает этот термин?»

[Радиус.]

19. Вопрос учителей иностранного языка: «Это слово имеет латинское происхождение, означающее лен, шнур, веревка. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас».

[Линия, прямая.]

20. Вопрос от рабочих: «Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2,5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу?»

[12,5 мин]

21. Часовщик спрашивает: «Во сколько раз быстрее движется конец минутной стрелки, чем конец часовой?»

[В 720 раз.]

22. Вопрос от учителя литературы: «В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?»

[100 — сто.]

Полякова С., Холева О.