22 вопроса для игр «Что? Где? Когда?»
1. Корреспондент газеты
«Треугольник» спрашивает: «Если сегодня зачет по
геометрии сдал
1 человек и каждый день число сдавших
удваивалось, а на 20 день зачет сдали все, то на
который день зачет сдала половина класса?»
[На 19 день.]
2. Вопрос учителя истории: «Какими словами греческий математик «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод?»
[Что и требовалось доказать.]
3. Коллектив воспитателей детского сада спрашивает: «В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе "игральная кость". Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?»
[Кубик.]
4. Вопрос одноклассника: «Коля
поспорил, что определит, каким будет счет перед
началом матча футбольных команд "Спартак" –
"Динамо".
И выиграл спор. Какой был счет?»
[0 : 0]
5. Корреспондент газеты «Разноцветный отрезок» просит помочь: «В редакцию поступило письмо от ученика 7-го класса, не сделавшего домашнюю работу по алгебре: "Как записать общий вид числа, которое при делении на 5 дает остаток 7?"»
[Такого числа не существует.]
6. Библиотекари спрашивают: «Если 60 листов книги имеют толщину 1 см, какова толщина книги, если в ней 360 страниц?»
[3 см]
7. Вопрос от студентов-иностранцев: «Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?»
[0]
8. Учитель математики спрашивает: «Это название происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", буквально "рассекающий на две части". О чем идет речь?»
[Биссектриса.]
9. Вопрос от учителей математики: «То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью — признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?»
[Циркуль.]
10. Вопрос от историков: «Вспомните год Бородинского сражения и разложите это число на простые множители».
[1812 = 223151]
11. Вопрос от работников правопорядка: «Известно, что бандиты спрятались в квартире, в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир?»
[20]
12. Работники столовой спрашивают: «Осталось 3 целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько всего яблок осталось?»
[7 штук.]
13. Вопрос учителя истории:
«Различные открытия и изобретения в математике
тесно связаны с жизнью. Появление дробей,
например, связано с необходимостью
справедливого раздела имущества.
А с чем связано появление отрицательных чисел?»
[Они возникли для записи долгов.]
14. Пожилой человек спрашивает: «Если он проживет еще половину того, что он прожил, да еще 1 год, то ему будет 100 лет. Сколько лет ему сейчас?»
[66]
15. Вопрос от домохозяйки: «Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое поныне используется в быту. Что в черном ящике?»
[Винт от мясорубки.]
16. Вопрос от рабочих: «Можно ли квадрат со стороной 5 клеток разрезать на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток?»
[55 = 25, на 2 не делится.]
17. Учитель биологии спрашивает: «Кузнечик проскакал некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут пробежит расстояние в 4 раза большее кролик, если его скорость в 7 раз больше скорости кузнечика?»
[16 мин]
18. Учитель истории спрашивает: «В древности такого математического термина не было? Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского оно означает "спица колеса". Что обозначает этот термин?»
[Радиус.]
19. Вопрос учителей иностранного языка: «Это слово имеет латинское происхождение, означающее лен, шнур, веревка. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас».
[Линия, прямая.]
20. Вопрос от рабочих: «Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2,5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу?»
[12,5 мин]
21. Часовщик спрашивает: «Во сколько раз быстрее движется конец минутной стрелки, чем конец часовой?»
[В 720 раз.]
22. Вопрос от учителя литературы: «В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?»
[100 — сто.]