Урок-семинар «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства»
Цели урока:
— обобщить и закрепить понятие логарифма числа, повторить
основные свойства логарифмов, свойства логарифмической функции;
— закрепить умения применять эти понятия при решении
уравнений, неравенств, при сравнении выражений.
Урок проводится в виде игры «Счастливый случай». На предыдущем уроке класс был разделен на две команды.
Ход урока
I гейм. Разминка
Тестирование
Выполните задание, выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Найдите область определения функции y = log2 (3x + 5).
2. Найдите x:
А. Нет решения. Б. –3. В. 3.
3. Сравните: 3lg 2 и lg 8.
А. = Б. < В. >
4. Сравните: log0,3 5 и log0,3 6.
А. > Б. < В. =
Исторические сведения о логарифмах
Сообщение от каждой команды.
II гейм. «Спешите видеть»
Вопрос для 1-й команды. Какие
из данных графиков могут быть графиками функции
y = loga x,
если a > 1? Ответ обоснуйте.
Вопрос для 2-й команды. Какие из данных
графиков могут быть графиками функции
y = loga x, если
0 < a < 1? Ответ обоснуйте.
III гейм. «Найдите ошибку»
На доску вывешивается плакат. В чем состоит ошибка этого доказательства?
Большему числу соответствует больший логарифм, значит, Сократим на получим: 2 > 3. |
IV гейм. «Темная лошадка»
Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более короткого пути для познания этой математической науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил...
Кто этот математик и что он ответил царю, нам и предстоит сейчас разгадать.
Работаем по карточкам. Команда получает по 3 набора уравнений. Каждый ученик выбирает для себя 4 карточки с разными номерами. Решив уравнение, вы найдете букву, соответствующую его корням. Сверьте свои ответы с ответами товарищей, решавших те же уравнения. Расположите буквы в порядке номеров уравнений, и вы узнаете, что сказал царю этот великий человек.
Решите уравнение (1–33), по корням уравнения найдите соответствующую букву.
1. log3 x = log3 6 + log3 2.
2.
3.
4. log2 x = 2log2 5 – log2 0,5.
5.
6. lg (3x – 8) = lg (x – 2).
7. log0,1 (6x – 11) = log0,1 (x – 2).
8. log0,5 x = 2log0,5 10 – log0,5 2.
9. log2 (3 – x) = 0.
10. log3 (5 + 2x) = 1.
11. lg x = lg 1,5 + 2lg 2.
12. lg2 x + 2lg x = 8.
13. log4 (2x – 5) = log4 (x + 1).
14. log6 (3x – 76) = log6 (x + 24).
15. lg (x2 – 2x – 4) = lg 11.
16. log7 x = 2log7 3 + log7 0,2.
17.
18.
19. lg (3x + 8) = lg (x + 6).
20. log2 (4x – 5) = log2 (x – 14).
21.
22.
23. log5 (2x + 3) = log5 (x + 1).
24.
25. lg (5x + 7) = lg (3x – 5).
26. log2 (x – 14) = 4.
27. logx (x2 – 2x + 2) = 1.
28.
29. logx (x2 – 12x + 12) = 1.
30. log7 (46 – 3x) = 2.
31. log p (x2 + 2x + 3) = logp 6.
32. log3 (5x – 6) = log3 (3x – 2).
33. loga x = 2loga 3 + loga 5.
Ответы: 1. 12. 2. 3. 3. 1,8. 4.
50. 5. 6. 6. 3. 7. 1,8. 8. 50. 9.
2. 10. –1. 11. 6.
12. 10–4; 102.
13. 6. 14. 50. 15. –3; 5. 16. 1,8. 17. 1.
18. 0,2; 25.
19. –1. 20. Нет корней. 21. 2. 22. 45. 23.
Нет корней. 24. 1. 25. Нет корней. 26. 30.
27.
2. 28. 6. 29. 12. 30. –1. 31. –3; 1.
32. 2. 33. 45.
А |
1,8 |
И |
2 |
О |
|
В |
12 |
К |
–1 |
Р |
1 |
Г |
30 |
Л |
–3; 1 |
С |
0,2; 25 |
Д |
45 |
М |
3 |
Т |
50 |
Е |
6 |
Н |
10–4; 102 |
Ц |
–3; 5 |
В М А Т Е М А Т И К Е Н Е Т Ц А Р С К О Й Д О Р О Г И. Е В К Л И Д
V гейм. «Гонка за лидером»
Вопросы 1-й команде1. Вычислите: log3 27.
2. Сформулируйте теорему о логарифме произведения.
3. Вычислите: lg 130 – lg 13.
4. Вычислите:
5. Сравните: log5 6 и log5 7.
6. Укажите множество значений функции y = log2 x.
7. При каком условии функция y = loga x возрастает?
8. Через какую точку координатной плоскости проходит график любой логарифмической функции?
9. Найдите область определения функции y = log2 (x + 1).
10. Решите уравнение log2 x = –4.
Вопросы 2-й команде
1. Вычислите: log2 16.
2. Сформулируйте теорему о логарифме частного.
3. Вычислите: log12 4 + log12 3.
4. Вычислите:
5. Сравните: log0,6 7 и log0,6 8.
6. Укажите область определения значений функции y = log8 x.
7. При каком условии функция y = loga x убывает?
8. В какой точке логарифмическая функция пересекает ось абсцисс?
9. Найдите область определения функции y = log5 (x – 3).
10. Решите уравнение log6 x = –2.
Итог игры
Игра закончена. Подсчитываем баллы у каждой команды и каждого игрока. Объявляется команда-победительница и выставляются отметки.