Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №3/2009

Экзаменационная работа по геометрии государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.

Спецификация

1. Назначение экзаменационной работы — оценить общеобразовательную подготовку по геометрии выпускников IX класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы старшей школы.

2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

— обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236);

— федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3. Структура экзаменационной работы

Работа состоит из 3 частей, которые различаются по содержанию, сложности, числу и форме включаемых в них заданий.

В приведенной ниже таблице 1 представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в вариантах экзаменационной работы 2009 года.

Таблица 1

Структура вариантов экзаменационной работы 2009 г.

 
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Общее число заданий — 15
8 (53%) 5 (33%) 2 (13%)
Тип заданий и форма ответа
№ 1–4 —
с выбором ответа;
№ 5–8 —
с кратким ответом
№ 9–12 —
с кратким ответом;
№ 13 —
c развернутым ответом
№ 14, 15 —
с развернутым ответом
Уровень сложности
Базовый Повышенный Высокий

4. Характеристика заданий в трех частях работы

Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня (№ 1–8), соответствующих минимуму содержания курса «Геометрия 7–9 классов», обеспечивающих достаточную полноту проверки овладения соответствующим материалом. При выполнении этих заданий от учащегося требуют распознать ранее изученную ситуацию и сделать вывод на основании известных теоретических фактов.

Часть 2 включает 5 заданий повышенного (по сравнению с базовым) уровня (№ 9–13), при решении которых от учащегося требуется применить свои знания в измененной ситуации для описанных в условии геометрических фигур, используя при этом методы, известные ему из школьного курса.

Задача № 11 носит практический характер. Для ее решения учащемуся необходимо самостоятельного составить математическую модель реальной ситуации. В задаче № 12 необходимо установить, какими из перечисленных свойств обладает указанная геометрическая фигура. Следует отметить, что это задание на знание и понимание изученных геометрических фактов позволяет в то же время проверить умение проводить рассуждения при решении задачи, обнаруживая возможности для их использования. Поэтому его выполнение и оценивается 2 баллами, если указаны все верные ответы и при этом не указаны неверные ответы; 1 баллом — если правильно указаны не менее 2 верных ответов и при этом указано не более одного неверного ответа; 0 баллов — во всех остальных случаях.

Назначение задачи № 13 — проверка умения проводить доказательные рассуждения. При этом необходимо доказать два утверждения, доказательство каждого из которых сводится к обоснованному перечислению условий, позволяющих сделать требуемый вывод на основании использования определений, признаков, свойств фигур и их элементов. При этом требуется знание о свойствах различных геометрических конфигураций и применение в сочетании различных методов решения. Доказательство каждого их утверждений оценивается в 1 балл. Возможно, в конкретном случае при решении выбранным способом доказанное первое утверждение облегчает доказательство второго, но обязательной жесткой зависимости (кроме контекстной) между доказываемыми утверждениями нет.

Часть 3 включает две самые сложные задачи (№ 14, 15), при решении которых учащимся надо применять свои знания в новой ситуации. Эти задачи проверяют в том числе и умения учащегося проводить доказательные рассуждения при решении задач, ссылаясь на известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Поэтому от учащегося потребуется проанализировать условие, самостоятельно разработать способ решения, привести обоснования, доказательства выполненных действий и математически грамотно записать полученное решение. Эти задания можно сравнить с заданиями традиционных экзаменационных работ по курсу планиметрии для классов с углубленным изучением математики.

В работе используются три типа заданий: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом в виде некоторого числа или последовательности чисел, с развернутым ответом, требующим записи решения поставленной задачи.

В Часть 1 включены два типа заданий: с выбором ответа (№ 1–4) и с кратким ответом (№ 5–8). В Часть 2 также включены два типа заданий: с кратким ответом (№ 9–12) и с развернутым ответом (№ 13). В Часть 3 включены только задания с развернутым ответом (№ 14, 15).

Распределение типов заданий в работе представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение типов заданий по частям работы

Тип заданий Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального
первичного балла за всю работу, равного 20
1 С выбором ответа
4
41 = 4
20%
2 С кратким ответом
8
71 + 12 = 9
45%
3 С развернутым ответом
3
22 + 13 = 7
35%
Всего
15
20
100%

5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности

Назначение государственной итоговой аттестации определяет специфику содержания экзаменационной работы. Аттестация выпусков школы по курсу геометрии 7–9-х классов обусловливает необходимость включения в работу достаточно представительного числа геометрических заданий, отвечающих материалу, изучаемому в данном курсе. То есть проверке подлежит материал практически всех блоков, по которым распределено содержание школьного курса геометрии: «Треугольники», «Четырехугольники», «Многоугольники», «Окружность и круг», «Векторы». При этом в соответствии со спецификой математики основное внимание уделяется проверке овладения практической составляющей школьного курса, когда владение теоретическими фактами проверяется опосредованно, также осуществляется и непосредственная проверка овладения его теоретической составляющей (например, овладение смыслом изучаемых основных математических понятий).

Отражение в варианте работы в значительной степени содержания блоков «Треугольники», «Четырехугольники», «Окружность и круг» отвечает особенностям и значимости материала, содержащегося в этих блоках.

Распределение заданий экзаменационной работы по выделенным блокам содержания приведено таблице 4.

Таблица 3

Распределение заданий по видам деятельности

Виды деятельности Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла
за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20
Знать и понимать
3
4
20%
Применять знания и умения в знакомой ситуации
6
6
30%
Применять знания и умения в измененной ситуации
4
5
25%
Применять знания и
умения в новой ситуации
2
5
25%
Итого
15
20
100%

Таблица 4

Распределение заданий по основным блокам содержания

Блоки содержания Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20
«Треугольники»
4
5
25%
«Четырехугольники»
5
8
40%
«Многоугольники»
1
1
5%
«Окружность и круг»
4
5
25%
«Векторы»
1
1
5%
Итого
15
20
100%

6. Распределение заданий работы по уровням сложности

В соответствии с принятой структурой и содержанием работы Часть 1 включает 8 заданий, соответствующих уровню базовой подготовки. Задания посильны для учащихся, подготовка которых отвечает этому уровню.

Часть 2 включает 5 заданий повышенного уровня сложности. Они составлены на материале, предлагаемом как на экзамене в школе за курс основного общего образования, так и на вступительных экзаменах в ссузы, и отвечают минимуму содержания основной школы. При их выполнении от учащихся требуется применить в несколько измененной ситуации знание конкретных математических методов, известных им из школьного курса. В задании № 13 требуется провести доказательные рассуждения, методы проведения которых достаточно отрабатываются в школьном курсе геометрии.

Часть 3 включает 2 задания высокого уровня сложности.

С целью обеспечения более тонкой дифференциации учащихся, имеющих высокий уровень математической подготовки, уровень сложности этих заданий различен. Первое из них — планиметрическая задача на комбинацию геометрических фигур, при решении которой выпускники должны применить знания из разных разделов курса геометрии основной школы, выполнить чертеж, привести решение. При выполнении этого задания требуется применить способ решения, процедура которого достаточно отработана и, по нашему мнению, не нуждается в подробном обосновании. Поэтому и критерии оценки выполнения этого задания учитывают только правильность выделенных шагов решения, но не включают требование к их обоснованию.

Второе задание требует от учащихся умения делать дополнительные построения и самостоятельно конструировать метод решения. Этим заданием проверяется в том числе и умение проводить доказательные рассуждения при решении задач, ссылаясь на известные теоремы. Поэтому при его выполнении требуется обосновать ключевые моменты приведенного решения.

Таблица 5

Распределение заданий работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20
Базовый
8
8
40%
Повышенный
5
7
35%
Высокий
2
5
25%
Итого
15
20
100%

7. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 180 минут (3 часа). Часть 1 включает 8 заданий базового уровня сложности. Эти задания составляют самую легкую часть работы. На их выполнение ориентировочно отводится 35 минут.

Часть 2 содержит 5 заданий повышенного уровня сложности, на одно из которых требуется записать решение. Эти задания доступны для более подготовленных учащихся. Ориентировочное время их выполнения — 60 минут.

Часть 3 содержит 2 задания высокого уровня сложности, которые рассчитаны на самых подготовленных выпускников. На выполнение этих заданий отводится ориентировочно 85 минут.

8. Дополнительные материалы и оборудование

При выполнении работы разрешается использовать линейку с делениями, угольник, циркуль и транспортир. Использование калькулятора не допускается.

9. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по предмету (математике), по которому проводится экзамен. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.

10. Рекомендации по подготовке к экзамену

Кроме нормативных документов, при составлении вариантов учитываются также требования к подготовке выпускников основной школы, представленные в рекомендованных Минобрнауки РФ документах:

— Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл./Сост. Л.В. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. — М.: Дрофа, 2000, 2002;

— Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/Г.В. Дорофеев и др. — М.: Дрофа, 2000.

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещен на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе «Федеральный перечень учебников для общего образования».

11. Изменения в экзаменационной работе 2009 года

В 2009 году изменено соотношение заданий с выбором ответа и с кратким ответом в первой части работы (2008 год — 5 заданий с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом; 2009 год — по 4 задания каждого типа).

При сохранении общего числа заданий в работе увеличено до 180 минут время, отводимое на ее выполнение.

12. План экзаменационной работы

Варианты экзаменационной работы 2009 г. составляются на основе нескольких планов, которые являются вариантами общего плана (см. приложение 1).

Параллельность вариантов обеспечивается на этапе разработки экзаменационной работы и достигается за счет:

— отбора в каждую из трех частей работы заданий, содержание, уровень сложности и тип которых определяются планом работы;

— включения взаимозаменяемых, однотипных, примерно одинаковых по тематике и уровню сложности заданий, расположенных на одних и тех же местах в вариантах работы, составленных по одному и тому же плану.

Демонстрационный вариант 2009 года

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверяться на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по новой форме в 2009 году. Полный перечень вопросов, контролируемых на итоговой аттестации в IX классе в 2009 году, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru.

Назначение демонстрационного варианта состоит в том, чтобы дать возможность любому выпускнику, сдающему экзамен, и широкой общественности составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровней сложности заданий. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом (Части 3), включенные в демонстрационный вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к сдаче выпускного экзамена в соответствии с целями, которые ставятся перед ними.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по геометрии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из трех частей и содержит 15 заданий.
Часть 1 содержит 8 несложных заданий. К первым четырем заданиям приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий обведите кружочком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную цифру и обведите нужную:

К заданиям 5–8 дайте только ответ (решение записывать не нужно). Ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа, зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 содержит 5 более сложных заданий. К заданиям 9–12 необходимо дать только ответ, к заданию 13 — записать решение.
Часть 3 содержит 2 самых сложных задания, при выполнении которых требуется записать обоснованное решение.
При выполнении работы разрешается использовать линейку, угольник, циркуль и транспортир. Использование калькулятора не допускается.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (задания 1–4) обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе.

1

 

Диагонали прямоугольника KMNP пересекаются в точке C. Найдите MNC, если MCN = 46°.

1) 67°
2) 46°
3) 23°
4) 44°

2

 

Через точку A окружности с центром O проведена касательная AB.  Найдите радиус окружности, если OB = 8, AOB = 60°.

1)
2) 8
3)
4) 4

3

 

Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 140°. Найдите угол между боковыми сторонами этого треугольника.

1) 70°
2) 100°
3) 40°
4) 80°

4

 

Используя данные, указанные на рисунке, найдите высоту CH.

1) 15
2) 7,5
3)
4) 7,2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 5–8) запишите ответ в месте, указанном в тексте задания.

5

 

Длина окружности равна 29p. Найдите радиус этой окружности.

Ответ: _____

6

 

Используя данные, указанные на рисунке, найдите AC, если известно, что AB CD.

Ответ: _____

7

 

Найдите боковую сторону равнобедренной трапеции, если ее основания равны 9 и 19, а высота равна 12.

Ответ: _____

8

 

В параллелограмме ABCD на стороне BC отмечена точка K так, что BK = AB. Найдите BCD, если KAD = 20°.

Ответ: _____

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 9–11) запишите ответ в месте, указанном в тексте задания. При этом единицы измерений (градусы, метры и др.) писать не нужно.

9

 

Сторона равностороннего треугольника MLN равна 6 см. Найдите скалярное произведение векторов

Ответ: _____

10

 

Радиус окружности, описанной около правильного двенадцатиугольника A1A2...A12, равен Найдите длину диагонали A1A5.

Ответ: _____

11

 

Имеется лист фанеры прямоугольной формы, длина и ширина которого соответственно равны 10 дм и 5 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезаны две одинаковые части в форме равнобедренных треугольников. Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если длина отрезка AB равна 6 дм, а на 1 дм2 поверхности расходуется 0,012 кг краски?

Ответ: _____

При выполнении задания 12 обведите кружком номера ответов, которые вы выбрали как правильные. После слова «Ответ» запишите номера выбранных ответов, например, 123.

12

 

Укажите, какие из перечисленных утверждений всегда верны.

1) Все углы ромба — острые.

2) Все углы ромба равны.

3) Диагонали ромба взаимно перпендикулярны.

4) Радиус окружности, вписанной в ромб, равен стороне этого ромба.

5) В ромбе с углом в 60° одна из диагоналей равна его стороне.

Ответ: _____

Для записи ответов на задания 13–15 используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем его решение.

13

 

BP и DK — высоты параллелограмма ABCD, проведенные из вершин тупых углов, причем точка P лежит между точками C и D, а точка K лежит между точками B и C. Отрезки BP и DK пересекаются в точке O. Докажите, что треугольники CKD и CPB подобны, а углы KOB и BCD равны.

Часть 3

14

 

В равнобедренный треугольник ABC с основанием BC вписана окружность. Она касается стороны AB в точке M. Найдите радиус этой окружности, если AM = 10 и BM = 15.

15

 

Высоты треугольника ABC пересекаются в точке H, а медианы — в точке M. Точка K — середина отрезка MH. Найдите площадь треугольника AKC, если известно, что

AB = 6, CH = 3, BAC = 45°.

Система оценивания экзаменационной работы по геометрии

Часть 1

За верное выполнение заданий этой части выставляется 1 балл.

За выполнение заданий 1–4 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

За выполнение заданий 5–8 выставляется 1 балл при условии, если записано правильное число.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

1

5

14,5

2

4

6

25

3

2

7

13

4

4

8

40

Часть 2

Задания 9–11 оцениваются в 1 балл.

В зависимости от числа указанных верных ответов за выполнение задания 12 выставляется от 0 до 2 баллов; указаны все 3 верных ответа и при этом не указаны неверные ответы — 2 балла; указано не менее двух верных ответов и при этом указано не более одного неверного ответа — 1 балл; во всех остальных случаях — 0 баллов.

№ задания

Ответ

9

18

10

15

11

0,48

12

235

Задание 13 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа по приведенным ниже критериям. За выполнение задания 13 выставляется от 0 до 2 баллов.

Часть 3

Задания 14 и 15 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа по приведенным ниже критериям. За выполнение задания 14 выставляется от 0 до 2 баллов, задания 15 — от 0 до 3 баллов.

№ задания

Ответ

14

7,5

15

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом № 13–15

В работу включены три задания с развернутым ответом, существенно различающиеся по уровню сложности. Выполнение этих заданий оценивается экспертами.

Ниже для каждого из заданий № 13–15 приводится один из возможных вариантов решения, который может быть представлен в работах учащихся, и даются критерии их оценивания.

Подчеркнем, что приведенные записи решений не являются эталонами выполнения работы, которым обязаны следовать учащиеся.

Задание № 13. BP и DK — высоты параллелограмма ABCD, проведенные из вершин тупых углов, причем точка P лежит между точками C и D, а точка K лежит между точками B и C. Отрезки BP и DK пересекаются в точке O. Докажите, что треугольники CKD и CPB подобны, а углы KOB и BCD равны.

Образец возможного решения

1. У треугольников CKD и CPB C — общий. Следовательно, прямоугольные треугольники CKD и CBP подобны (по двум углам).

2. Пусть у прямоугольного треугольника CPB BCP =α, тогда KBO = CBP = 90° – α по свойству острых углов прямоугольного треугольника.

Тогда

BOK = 90° – KBO = 90° – (90° – α) = α

То есть

BOK = BCD.

Что и требовалось доказать.

Задание № 14. В равнобедренный треугольник ABC с основанием BC вписана окружность. Она касается стороны AB в точке M. Найдите радиус этой окружности, если AM = 10 и BM = 15.

Образец возможного решения

1. Пусть AH — высота равнобедренного треугольника ABC. Из свойств равнобедренного треугольника ABC следует, что AH — биссектриса этого треугольника.

Поэтому центр O вписанной в треугольник окружности лежит на отрезке AH, и окружность касается основания BC данного треугольника в точке H.

2. Поскольку отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны, получаем: BH = BM = 15.

3. В прямоугольном треугольнике ABH

AB = AM + MB, AB = 25

и

.

4. Прямоугольный треугольник ABH подобен прямоугольному треугольнику AOM (по двум углам). Откуда Получаем:

Ответ: 7,5.

Критерии оценивания задания № 14 учитывают только правильность хода решения, но не включают требование к его обоснованию.

Балл
Содержание критерия
2 Доказаны оба из предложенных в задаче утверждений.
1 Доказано только одно из утверждений.
0 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла.

 

Балл
Содержание критерия
2 Ход решения правильный. Решение завершено. Все преобразования и вычисления выполнены верно. Получен верный ответ.
1 Ход решения правильный. Решение завершено. Допустима описка или негрубая ошибка в вычислениях и преобразованиях, не влияющая на правильность хода решения. В результате этих недочетов возможен неверный ответ.
0 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла.

Задание № 15. Высоты треугольника ABC пересекаются в точке H, а медианы — в точке M. Точка K — середина отрезка MH. Найдите площадь треугольника AKC, если известно, что AB = 6, CH = 3, BAC = 45°.

Образец возможного решения

По условию высоты треугольника ABC пересекаются, следовательно, точка H их пересечения расположена внутри этого треугольника.

1. Пусть CP — высота, а BL — медиана треугольника ABC. Обозначим: H1, K1, M1 — основания перпендикуляров, проведенных соответственно из точек H, K, M к прямой AC.
В прямоугольном треугольнике APC PAC = 45°, следовательно, PCA = 45°.

2. В прямоугольном треугольнике HH1C HCH1 = 45°, следовательно, катеты равны:

CH1 = HH1, HH1 = CHsin 45°,

В прямоугольном равнобедренном треугольнике BH1A катеты AH1 и BH1 равны:

3. Треугольник BH1L подобен треугольнику MM1L (по двум углам), и (по свойству медиан треугольника). Отсюда

4. Из теоремы Фалеса следует, что отрезок KK1 является средней линией трапеции HH1M1M, поэтому

5. Поскольку

Отсюда

Балл
Содержание критерия
3 Найден верный способ решения. Приведена последовательность всех шагов решения:
1) найдена величина F PCA;
2) решены прямоугольные треугольники HH1C и BH1A;
3) установлено подобие треугольников BH1L и MM1L и найдена сторона MM1;
4) вычислена средняя линия KK1 трапеции HH1M1M;
5) вычислена площадь треугольника AKC.
Обоснованы ключевые моменты выбранного способа решения:
а) прямоугольные треугольники BH1L и MM1L подобны;
б) отрезок KK1 является средней линией трапеции HH1M1M.
Верно выполнены все преобразования и вычисления. Получен верный ответ.
2 Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Явно описаны или могут быть отмечены на чертеже свойства представленных в условии фигур и их элементов, которые играют ключевую роль в решении задачи.
Допустимо отсутствие обоснований или неточности в обоснованиях ключевых моментов решения. Приведенные в решении обоснования не содержат грубых ошибок.
Допустима одна описка и/или вычислительная ошибка, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения. В результате ошибки или описки может быть получен неверный ответ.
1 Ход решения правильный, но решение, возможно, не завершено: найдены величина угла F PCA и длины отрезков HH1, H1C, H1A и BH1.
Допустимо отсутствие обоснований ключевых моментов решения.
Приведенные в решении обоснования не содержат грубых ошибок.
Допустимы ошибки в вычислениях или в преобразованиях, не влияющие на правильность хода решения. В результате этих ошибок может быть получен неверный ответ.
0 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.