ЕГЭ как инструмент управления качеством образования
Лето 2008 г. можно без преувеличения назвать периодом раскола педагогического сообщества страны на сторонников и противников новой формы оценивания итоговых знаний выпускников российских школ. Единый государственный экзамен стал подлинным «яблоком раздора», затронувшим жизненные интересы миллионов российских граждан: выпускников школ, их родителей, школьных учителей, вузовских преподавателей, чиновников, наконец, профессиональных репетиторов, годами специализирующихся на ликвидации «ножниц» между уровнем школьной подготовки и требованиями вузов. Добавлять новые умозрительные аргументы о необходимости или категорической неприемлемости ЕГЭ, о скором возрождении или неминуемом и окончательном распаде российской системы образования кажется нам малоперспективным, а точнее — бесполезным занятием. Цель нашей статьи одновременно и скромнее, и прагматичнее. Мы не станем вступать в спор с противниками ЕГЭ, искать виноватых в кризисе школьного образования, который сегодня очевиден любому непредвзятому наблюдателю. Из двух традиционных российских вопросов мы остановимся на вопросе «что делать?», точнее, постараемся объективно рассказать о том, что мы уже сделали в рамках уникального образовательного проекта, проводимого с 2005 г. Департаментом образования и науки Краснодарского края. Мы убеждены, что честный анализ результатов этого проекта гораздо полезнее и эффективнее, чем традиционная российская привычка пенять на зеркало, отражающее не вполне приятную, но, увы, объективную реальность.
Начнем с предыстории проблемы и необходимых уточняющих предпосылок. Краснодарский край принимает участие в эксперименте по проведению ЕГЭ с 2003 г., а с 2005 г. сложилась практика проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ по 6 предметам, из них два — русский язык и математика — являются обязательными. Участие в эксперименте стало нашим добровольным решением.
Другой важнейший аспект, мотивирующий введение ЕГЭ, состоит в трезвой оценке существующего в общественном сознании мифа о традиционно высоком уровне массового российского образования. С помощью международных исследований TIMSS и PISA, в которых Россия участвовала с 1995 г. наряду с еще почти 50 странами, было вскрыто падение качества математического образования школьников: исследования 2000 г. показали, что наши школьники (в массе) находятся в последней десятке. В рамках этих же исследований отдельно оценивали учащихся из математических классов, и наши по-прежнему оказались одними из лучших в мире. Это говорит о том, что сложившаяся за годы система работы с одаренными школьниками продолжает доказывать свою эффективность, а вот с уровнем знаний массового школьника имеются большие проблемы. Считаем это принципиальным моментом: ведь все проблемы ЕГЭ, вокруг которых ломаются копья, касаются не крайне узкой прослойки одаренных в какой-то дисциплине школьников (по математике, например, их число находится в пределах 1%). Единый госэкзамен является формой контроля массового образования, и именно его недопустимо низкий уровень потребовал введения принципиально нового инструмента контроля знаний выпускников школ.
Чтобы понять стартовые условия начатого нами проекта, вернемся к осени 2005 г. и вспомним провальные результаты ЕГЭ по математике, показанные выпускниками края. При среднем по России проценте неудовлетворительных оценок — 22,1, в крае этот процент составил 37,3 (экзамен в нашем крае обязателен для всех). Результаты ЕГЭ-2005 получили жесткую оценку и педагогического сообщества, и губернатора края. Перед Департаментом образования и науки и педагогической общественностью была поставлена задача — переломить ситуацию, организовать процесс обучения в школах так, чтобы снизить процент неудовлетворительных оценок. На решение этой задачи и направлен проект, который осуществляется краевым Департаментом образования и науки. Его научно-методическое обеспечение поручено кафедре физико-математических дисциплин и информатики Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.
Суть описываемого проекта состоит в создании и внедрении в масштабах края системы управления качеством математического образования школьников старших классов. Ее научно-методическую основу составляет технология разноуровневого обучения и обобщающего повторения. Если не вдаваться в специальную терминологию, можно сказать, что речь идет о двух ключевых элементах эффективного обучения: дифференцированном (в идеале — индивидуальном) подходе к ученику, учете его реального уровня подготовки, и регулярной обратной связи, отслеживании процесса усвоения. Вот эти базовые элементы мы и постарались реализовать в масштабе образовательной системы края.
Для получения эффективной обратной связи в процессе обучения главный момент — реализовать принцип: одни учат, другие контролируют. Давайте посмотрим, как формируются отношения между учеником и учителем при традиционной системе контроля знаний. Учитель заставляет ученика учиться, при этом обе стороны понимают, что итоговая оценка будет зависеть от характера взаимоотношений между «начальником»-учителем, и «подчиненным»-учеником. Опыт поколений российских (и советских) выпускников доказывает, что из двух положений — быть знающим учеником и быть любимым учеником — приоритет принадлежит последнему. Увы, этот приоритет получал сокрушительный удар при первом же столкновении с независимым контролем знаний: позорные провалы золотых медалистов на вступительных экзаменах в вузы едва ли менее типичны, чем подтверждение ими своих школьных заслуг.
Совсем по-другому обстоят дела при наличии контроля извне. Задача учителя — подготовить ученика к этому контролю. В новых условиях ученик и учитель — союзники, партнеры. Их обоих контролирует кто-то третий! Окончательный результат — оценка теперь зависит не столько от благосклонности учителя, сколько от объективных знаний, умений и навыков ученика.
В этой части наш проект включает регулярную диагностику процесса обучения. Каждый месяц, в один день по всему краю мы моделируем ЕГЭ, то есть в условиях, близких к реальным, все выпускные классы пишут контрольную работу. Каждая работа состоит из 11 заданий: восемь заданий базового уровня сложности с выбором ответа, одно задание базового уровня сложности с кратким ответом, одно задание повышенного уровня сложности с кратким ответом и одно задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Количество предлагаемых вариантов — 15. Время, отводимое на выполнение работы, рассчитано на основе примерных временных оценок, указанных в спецификации, и составляет 45 минут, то есть один урок.
Важнейшим элементом проекта является то, что в этот же день во время проведения работы учителя математики, работающие в выпускных классах, находятся не рядом со своими учениками, а под руководством специально обученных тьюторов и методических служб районного уровня обсуждают решения всех задач контрольной работы, а затем осуществляют проверку работ, прошедших процедуру шифрования. Для этого они собираются в месте, определенном органом управления образования своего района. После проведения и проверки каждой диагностической работы учителя проводят анализ результатов работ, на основании которых составляют диагностические карты по усвоению изученных тем как на каждого ученика, так и на весь класс в целом.
В свою очередь методическая служба каждой территории края проводит анализ результатов диагностических работ по каждой школе и территории в целом и передает эти данные в региональный центр обработки информации. Краевая методическая служба устанавливает зависимость полученных результатов от учебников и программ, по которым ведется обучение, количества учебных часов в неделю, наличия дополнительных занятий, а также квалификации учителей.
Таким образом, регулярная система диагностических работ обеспечивает многоуровневую обратную связь, позволяет дифференцировать учащихся по уровням усвоения материала в пределах класса, школы, района. Анализ итогов работ приводит к корректировке календарно-тематических (рабочих) планов учителя для конкретного класса в зависимости от уровня усвоения изученных ранее тем. Это позволяет организовать систему разноуровневого обобщающего повторения и обучения, то есть реализовать второй аспект нашей технологии.
Очевидная специфика массовой школы состоит в том, что любой класс состоит из учащихся разных уровней подготовки и способностей. Разброс этих уровней в пределах одного класса порой достигает экстремальных значений: в одном и том же классе обучаются и школьники, полностью демотивированные к изучению математики, и дети, вполне осознанно нацеленные на подготовку к поступлению на математический факультет университета. При этом у первой группы есть реальные проблемы с усвоением таблицы умножения, а вторая группа вплотную подошла к освоению высшей математики.
Одна из основных идей технологии дифференцированного обучения — каждому по способностям и по потребностям. «Каждому по способностям» означает, что у каждого человека есть свой потолок в овладении математикой. Технология состоит в том, чтобы определить для каждого этот уровень и научить до него дотягиваться. А когда начинает получаться, уровень поднимать. Но на одном уровне потолка у разных детей (или групп детей) в классе может быть разная степень усвоенности одних и тех же тем. Поэтому под выражением «каждому по потребностям» понимается: учить каждого решать те типы заданий, которые он решать еще не научился, а остальные типы заданий регулярно повторять (чтобы не забыл, если это ученик слабый). Обычно отдельные темы или типы заданий бывают плохо усвоены или в классе в целом, или некоторой группой учащихся, тогда учителю нужно организовать работу по группам.
На основе составленных диагностических карт учителя проводят так называемые разноуровневые уроки обобщающего повторения, на которых осуществляется повторение теоретического материала и отработка методов решения основных типов задач на разных уровнях сложности. При этом класс делится на условные группы, и учитель сочетает обучающую деятельность целого класса с групповым тренингом. С методической точки зрения работа эта отнюдь не простая. С организацией и проведением разноуровневого урока далеко не каждый учитель может справиться без специальной подготовки. Поэтому особое внимание было уделено системе повышения квалификации учителей математики. В Краснодарском крае 1500 учителей работают в выпускных классах. Для их оперативной подготовки была создана тьюторская сеть, в которую вошли по два представителя от каждой территории. Это, как правило, методисты или учителя математики высшей категории, пользующиеся авторитетом и доверием своих коллег. Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования проводится систематическое обучение, направленное на внедрение технологии разноуровневого обобщающего повторения в школах края. В рамках этой подготовки происходит разработка конспектов разноуровневых уроков по наиболее проблемным темам, обмен опытом педагогов, уже имеющих навыки собственного составления и проведения таких уроков. В крае создается единая база лучших уроков, доступна она любому учителю.
И все же технология обобщающего разноуровневого обучения не решает в полной мере проблему подготовки хорошо успевающих учащихся. В рамках стандартного урока чрезвычайно трудно организовать работу над задачами высокого уровня сложности. Учащихся, способных и желающих усвоить методы решения сложных задач, можно объединять в группы для проведения факультативных занятий. В некоторых случаях это могут быть учащиеся из разных школ, тогда школам одного района приходится объединять свои усилия для создания межшкольных факультативов.
Трехлетний опыт реализации описанного проекта в образовательной системе густонаселенного, но географически достаточно компактного субъекта позволяет подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы. Начнем с сухой, но весьма убедительной статистики. Следующая таблица показывает трехлетнюю динамику итоговых оценок по математике, полученных на ЕГЭ выпускниками дневных школ Краснодарского края. (В скобках заметим, что введение ЕГЭ в вечерних школах началось только в 2008 году, они не были охвачены описанным выше проектом. Поэтому для корректности сравнения за 2008 г. данные приведены именно по дневным школам.)
Отметка |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
«2» |
37,3% |
22,5% |
19,4% |
14,9% |
«3» |
34,5% |
38,5% |
40,6% |
36,7% |
«4» |
23,5% |
31,2% |
33,2% |
40,0% |
«5» |
4,7% |
7,8% |
6,8% |
8,4% |
Полагаем, что очевидно выраженная и устойчивая тенденция снижения процента неудовлетворительных отметок позволяет говорить об успешности проекта в части реализации программы-минимум: выведения системы математического образования в крае на уровень среднероссийского. Возможно, кто-то скажет, что 15% двоек на итоговом экзамене нельзя считать успешным результатом. Ответим на это, что мы вполне трезво оцениваем границы применимости разработанного проекта. Никакие педагогические технологии не могут мотивировать к изучению математики ту часть выпускников, которая уверена, что их итоговая отметка никак не связана с будущей карьерой.
Поиск и обсуждение оптимальных способов повышения мотивации выпускников выходит за пределы настоящей работы. Отметим лишь одно, достаточно очевидное обстоятельство: немалую роль в пониженной мотивации школьников играет экспериментальный характер ЕГЭ. Уверенность наиболее слабой части выпускников в том, что при любом результате ЕГЭ они получат спасительную тройку в аттестат, является весьма сильным демотивирующим фактором.
Приведенная статистика позволяет говорить не только о поднятии нижней планки уровня математической подготовки: на 20% поднялась доля хороших и отличных оценок. Впервые за все время проведения эксперимента четверка стала наиболее популярной оценкой выпускников.
Закончить статью мы хотим перечнем выводов качественного характера, полученных путем обсуждения результатов внедренного проекта с экспертами самого разного профиля.
1. Повышен уровень обученности и качества математических знаний выпускников края.
2. Планируемый и реально достигнутый рост результатов переломил отношение выпускников школ и педагогического сообщества края к ЕГЭ как форме итоговой аттестации. В настоящее время ЕГЭ воспринимается как объективная и адекватная форма контроля математических знаний выпускников.
3. Повышен уровень педагогической квалификации большинства преподавателей математики. Сочетание негативных и позитивных стимулов привело к росту мотивации педагогов на качественную работу.
4. Абсолютным большинством работников высшей школы в крае результаты ЕГЭ по математике воспринимаются в качестве адекватного инструмента конкурсного отбора абитуриентов.
5. Разработка и технология внедрения образовательного проекта доведена до тиражируемого уровня:
- создана научно-методическая база технологии (имеется пакет методических пособий, сборников тестовых заданий, база конспектов уроков разноуровневого обучения);
- создана и апробирована инфраструктура управления проектом в масштабе края (сеть тьюторов, методических районных центров, система курсов повышения квалификации учителей математики и пр.);
- имеется опыт расчета потребности в финансовых ресурсах на реализацию проекта в стандартном (с точки зрения демографических и географических условий) субъекте РФ.
Мы уверены, что не бесконечные дискуссии о форме контроля знаний выпускников, а кропотливая совместная работа ученых, школьных педагогов и методистов, квалифицированных управленцев в области образования способна вернуть российской системе образования лидирующие позиции в мире и обеспечить нашим согражданам качество жизни, достойное XXI века.
Статья подготовлена при поддержке компании «Maxceiling». Если Вы решили приобрести качественные и надежные натяжные потолки, которые будут служит вам долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Maxceiling». Перейдя по ссылке: «натяжные потолки Железнодорожный», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить заявку на установку натяжных потолков, а также самостоятельно рассчитать стоимость натяжных потолков. В компании «Maxceiling» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.