Советы по нахождению области определения функции
Как показывает ЕГЭ по математике, процесс нахождения области определения функции достаточно часто вызывает затруднения у выпускников и ведет к появлению ошибок. Дадим некоторые методические советы, направленные на последовательную работу по предупреждению возникающих трудностей.
Прежде всего рекомендуем выяснить, чем вызваны ограничения при нахождении области определения элементарных функций, и записать их:
существует U ≠ 0; существует U 0; logV U существует arcsinU существует –1 U 1; arccosU существует –1 U 1; tg U существует n Z; ctg U существует U ≠ πn, n Z. |
Теперь следует убедиться в том, что выполнение различного рода преобразований заданной функции порой неправомерно. Покажем это.
Пример 1. Пусть
D(f) находится из неравенства (1 – x) (x – 2) ≥ 0,
решением которого является промежуток [1; 2].
Нахождение D(g) сводится к решению системы
которая решений не имеет.
Типичной ошибкой является то, что функцию g(x) заменяют на функцию f(x), забывая о дополнительных условиях при выполнении этой процедуры. Отсюда — неверный ответ.
Отметим, что процесс нахождения области определения функции в общем случае состоит из двух этапов: составления системы ограничений и решения этой системы. Первый этап выполняется согласно представленной выше записи. На втором этапе при переходе от одного равенства к другому последовательно находят пересечения различных множеств, постепенно приближаясь к ответу.
Проиллюстрируем сказанное примером.
Пример 2. Найдем область определения функции
Соответствующая система будет иметь вид:
Пересечение первого ограничения x > 0 и второго x≠1 дает множество (0; 1) c (1; +∞).
Решение следующего неравенства есть промежуток –3≤x≤3. Сопоставляя его с предыдущим, получаем: x (0; 1) c (1; 3].
И наконец, учитывая ограничение
приходим к новому результату:
Последнее неравенство logxπ ≥0 возможно только при x > 1.
Окончательный ответ:
Заметим, что ошибки при решении систем встречаются не только при переходе от одного ограничения к другому, но и при отыскании решений каждого из неравенств системы. Покажем наиболее типичные из них на примере.
Пример 3. Пусть требуется найти D(y),
Система ограничений имеет вид:
При решении первого неравенства возникают затруднения при приведении показательных функций к одному основанию , а неравенства — к виду: . При переходе к показателям не всегда учитывают, что основание меньше 1 и ошибочно получают x≤–1. Правильное решение x≥1.
При решении второго неравенства часто считают, что xR, на самом деле следует наложить ограничение x≠0, и тогда xR\{0}.
Из ограничения x2 ≠ 1 иногда получают, что x ≠ 1, и забывают, что x ≠ –1, то есть x ≠ ±1.
Ограничение arcctg 3x≠0 ставит учащихся в тупик, а между тем множеством значений функции y=arcctg3x является промежуток (0; π), то есть по сути arcctg3x≠0 не ограничение.
Оформление записей при решении системы ограничений рекомендуем вести так, чтобы наглядно видеть постепенное сужение промежутков и избежать ошибочных решений.
В качестве образца дадим один из возможных вариантов решения рассмотренной выше системы.
Изобразим неравенства этой системы на числовой прямой:
По чертежу получаем ответ: D(f) = (–1; 0)(0; 1)(1; 3).
Пример 4.
Решение.
x
[–5; –π)(–π;
π)(π;
5].
Ответ: D(f) = [–5; –π)(–π; π)(π; 5].
Пример 5.
Решение.
Ответ: