Математические диктанты по стереометрии
При изучении геометрии многогранников прослеживаются две
методологические линии: их классификация и количественные
характеристики. Конечно, эти линии переплетаются между собой.
Рассматриваются численные характеристики: длины ребер, высоты, величины углов,
площади поверхностей.
А также качественные, например «правильность». Качественные характеристики
являются основой классификации многогранников.
Первая задача учителя — добиться от учащихся знания классификации многогранников в том виде, в каком она подается в учебном пособии, то есть в виде определений. Занятия по данной теме предельно загружены, за короткий промежуток времени учащиеся должны освоить довольно большой по объему материал — от двугранных углов до правильных призм и пирамид, со множеством подчиненных понятий, связанных с основными понятиями. Внимание учеников следует сосредоточить на понимании того, что такое двугранный угол, линейные углы двугранного угла, призма, основание призмы, боковые ребра и грани, высота, диагонали, диагональные сечения и так далее.
Более быстрому запоминанию и усвоению этих понятий способствуют математические диктанты. При озвучении вопроса идет запоминание некоторых формулировок определений, основных понятий. Диктанты помогают учащимся более быстро сориентироваться в обилии терминов данной темы и более четко увидеть отличительные особенности каждого типа многогранника.
Предлагаю вашему вниманию математические диктанты по многогранникам и основным телам вращения.
Двугранный угол. Многогранник
1. Сколько ребер у двугранного угла?
[Одно.]
2. Сколько ребер у трехгранного угла?
[Три.]
3. Какими геометрическими фигурами являются грани двугранного угла?
[Полуплоскости.]
4. Какими геометрическими фигурами являются грани трехгранного угла?
[Плоские углы.]
5. Что является мерой двугранного угла?
[Линейный угол.]
6. Какими геометрическими фигурами являются грани многогранника?
[Плоские многоугольники.]
Призма. Правильная призма
1. Укажите величину угла между боковым ребром и основанием прямой призмы?
[90°]
2. Что лежит в основании правильной треугольной призмы?
[Правильный треугольник.]
3. Какой геометрической фигурой является диагональное сечение прямой призмы?
[Прямоугольник.]
4. Какими геометрическими фигурами являются боковые грани прямой призмы?
[Прямоугольниками.]
5. Сколько диагоналей у треугольной призмы?
[Ноль.]
6. Какой геометрической фигурой является диагональное сечение наклонной призмы?
[Параллелограмм.]
7. Сколько диагоналей у четырехугольной призмы?
[Четыре.]
8. Что вы можете сказать о боковых ребрах призмы?
[Параллельны и равны.]
9. Когда высота призмы равна ее боковому ребру?
[Когда призма прямая.]
Призма. Пирамида
1. Какими геометрическими фигурами являются боковые грани:
а) призмы?
[Параллелограммы.]
б) прямоугольного параллелепипеда?
[Прямоугольники.]
в) куба?
[Квадраты.]
г) пирамиды?
[Треугольники.]
д) правильной пирамиды?
[Равнобедренные треугольники.]
2. Что лежит в основании тетраэдра?
[Треугольник.]
3. Что лежит в основании n-угольной пирамиды?
[n-угольник.]
4. Что такое центр правильного многоугольника?
[Центр вписанной (описанной) окружности.]
5. Как называется высота боковой грани правильной пирамиды?
[Апофема.]
6. Как называется призма, если ее боковые ребра перпендикулярны основанию?
[Прямая.]
Цилиндр
1. Что получается в сечении прямого цилиндра плоскостью:
а) под углом к оси цилиндра, если эта плоскость не пересекает основания цилиндра?
[Эллипс.]
б) параллельной оси?
[Прямоугольник.]
в) перпендикулярной оси цилиндра?
[Круг.]
2. Какой геометрической фигурой является осевое сечение прямого цилиндра?
[Прямоугольник.]
3. Что такое радиус цилиндра?
[Радиус его основания.]
4. Чему равны стороны осевого сечения цилиндра?
[Образующим и диаметру.]
5. Как называется сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось?
[Осевым.]
6. Как называется цилиндр, если его образующие не перпендикулярны основаниям?
[Наклонным.]
Конус
1. Из чего состоит боковая поверхность конуса?
[Из образующих.]
2. Какой геометрической фигурой является осевое сечение конуса?
[Равнобедренный треугольник.]
3. Чему равны стороны осевого сечения прямого конуса?
[Образующим и диаметру.]
4. В какой точке находится основание высоты прямого конуса?
[В центре основания.]
5. Что получается в сечении конуса плоскостью, параллельной основанию?
[Круг.]
6. Как называются отрезки, соединяющие вершину конуса с точками основания?
[Образующие.]
Шар
1. Как называется отрезок, соединяющий центр шара с точкой шаровой поверхности?
[Радиус.]
2. Как называется поверхность шара?
[Сфера.]
3. Как называется сечение сферы плоскостью, проходящей через диаметр?
[Большая окружность.]
4. Какая геометрическая фигура получается в сечении шара плоскостью?
[Круг.]
5. Как называется сечение шара плоскостью, проходящей через диаметр?
[Большой круг.]