«Выполняю я сложенье просто всем на удивленье»
Цели урока: закрепление умений и навыков по сложению чисел с разными знаками, развитие вычислительных навыков, грамотной математической речи.Ход урока
Учитель. Наша главная цель сегодня — закрепить свои знания и умения по сложению чисел с разными знаками. Начнем урок, как всегда, с устной работы, потому что только тот дружит с математикой, кто хорошо считает устно.
1. Вычислите суммы чисел:
–18,5 + 4,5; –10,9 + (–9,7); |
–180,1 + 180,1; |
---|
2. Какой знак нужно поставить вместо звездочки (*), чтобы равенство было верным?
Прочитайте получившиеся выражения:
*8 + (*4) = –4; *8 + (*4) = 4;
*8 + (*4) = –12; *8 + (*4) = 12.
3. Угадайте корень уравнения:
x + (–14) = 7; –5 + x = –11; |
a + (–12,6) = 0; |
---|
Учитель. А вы не задумывались, зачем нам нужны отрицательные числа? Мы 5 лет без них жили и не знали, что они существуют. По проведенному среди вас опросу, Катя, Регина, Илья и многие другие считают, что они нужны для измерения температуры; Валера — для измерения глубины морей и океанов; Андрей — чтобы мы не были глупыми; Марина считает, что в один прекрасный день положительные числа придумали себе друзей — отрицательные числа — по принципу «всё наоборот»; Рамиль думает, что отрицательные числа нужны для поддержания равновесия в мире; Надя считает, что отрицательные числа — это отражение положительных чисел.
Все ваши ответы абсолютно правильные. А вот ученые считают, что отрицательные числа появились потому, что они нужны для решения уравнений.
А где и когда возникли отрицательные числа, вы это узнаете после математического диктанта. Название страны зашифровано с помощью заданий на сложение чисел с разными знаками. Я читаю выражение, ваша задача — грамотно его записать, найти значение и соответствующий значению буквенный символ, а в конце работы прочитать получившееся слово.
(Два ученика работают за откидными крыльями доски.)
Вариант 1 |
Вариант 2 |
---|
.(Ключ вывешивается на доске в конце диктанта.)
–10,45 |
–10,25 |
–9 |
–11,1 |
–7,9 |
–14,4 |
4,8 |
0,5 |
||
А |
Б |
Д |
И |
Й |
К |
М |
Н |
Т |
Я |
Учитель. Проверим результаты: у первого варианта должно получиться слово «Китай», а у второго — «Индия».
Действительно, первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как «имущество», а отрицательные — как «долг». Китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все книги сжечь, а самих авторов казнить.
Позже отрицательные числа заинтересовали индийских математиков. В VII в. индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности».
Приведите пример на каждое правило.
Конечно, сегодня все эти правила сформулированы на современном языке и мы пользуемся ими, чтобы найти значение того или иного выражения. Именно этим мы с вами и займемся.
У каждого на парте лежит значок, в зависимости от того, что он изображает, вы выполняете задания той или иной группы. Ваша поднятая рука — знак того, что вы закончили и можете получить дополнительное задание.
Учащиеся разбиты на группы по уровню своих возможностей: красный треугольник — повышенный; зеленый квадрат — выше среднего; синий круг — средний.
Задание для 1-й группы
Задание для 2-й группы
Задание для 3-й группы
(У доски одновременно работают три человека — по одному от каждой группы; один из них комментирует решение.)
Учитель. Вы, наверное, немного устали. Давайте сыграем в старинную русскую игру лото, но не простое, а математическое. Каждая парта получает одну игровую карточку. Нужно быстро найти значение каждого выражения и вписать ответ.
Игровые карточки изготавливаются в четырех вариантах. Пример такой карточки приведен ниже.
0,07 + (–0,003) = |
||
–4,5 + 8,1 + 6,4 = |
–1,54 + 3,6 = |
|
Затем учитель диктует последовательно все ответы, которые достает из «мешка». Учащиеся, в случае совпадения, закрывают его заранее приготовленными фишками. Первые 4 пары игроков, закрывшие карточку полностью, объявляются победителями.
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы обобщили свои знания, полученные по теме «Сложение чисел с разными знаками». На следующих уроках мы продолжим путешествие по стране отрицательных чисел, познакомимся с вычитанием, умножением, делением.
Спасибо за работу на уроке.